Каждый автомобиль предусматривает в своей конструкции большое количество различных датчиков. Эти устройства необходимы для того, чтобы отслеживать состояние основных узлов автомобиля и передавать информацию электронному блоку управления. ЭБУ на основании полученных данных корректирует работу конкретной системы и вносит соответствующие изменения в случае необходимости.
Датчик детонации на ВАЗ-2114 расположен между цилиндрами двигателя. Такое расположение позволяет добиться наибольшей эффективности работы от этого простого, но чрезвычайно важного механизма. Каково основное предназначение датчика детонации и, какие существуют основные признаки его неисправности?
Как устроен датчик и для чего необходим
Работа механизма основана на принципе пьезоэлемента. Это значит, что если в цилиндре двигателя произойдет вибрация различного характера, с помощью электронных импульсов будет передан сигнал ЭБУ. В свою очередь конечный элемент в этой цепочке внесет изменения в работу угла зажигания.
Такой алгоритм действий позволяет обезопасить узлы и детали от механических повреждений. На «четырнадцатой» в большинстве случаев встречаются широкополосные механизмы, но нередко производитель устанавливал и резонансный тип устройства чаще всего на самых первых экземплярах ВАЗ-2114
Принципиальное отличие устройства резонансного типа заключается в том, что оно способно улавливать только шум детонационной частоты.
Широкополосный механизм выигрывает у своего аналога тем, что обладает более широким спектром возможностей. Такой датчик способен улавливать шумы различных частот, что, несомненно, придает системе автомобиля дополнительной устойчивости.
Устройства работают по различным принципам, поэтому, в случае поломки резонансного датчика его невозможно заменить широкополосным. Аналогичная ситуация и в обратном случае. Если возникла острая необходимость в замене и изменении принципа работы механизма, то придется приобретать новый блок управления.
Датчик детонации двигателя автомобиля и его назначение
Основным условием оптимальной работы двигателя автомобиля является нормальное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах мотора. А это зависит от двух основных условий – качества топлива и угла опережения зажигания. Двигатель, который работает на топливе с высоким октановым показателем и у него угол выставлен правильно обеспечивает максимальный выход мощности, экономичное потребление бензина (насколько это возможно) и обладает хорошей приемистостью.
Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?
Но если не соблюдается хоть одно из условий, то высока вероятность возникновения детонационного сгорания, которое в дальнейшем может стать причиной серьезных поломок. Суть данного сгорания сводится к тому, что часть топлива из-за ряда сложившихся факторов в камере сгорания самовоспламеняется. Причем происходит это до того, как между свечными электродами образуется искра, то есть смесь загорается раньше времени.
Особенностью детонационного сгорания является то, что оно подобно взрыву. Сгорание смеси происходит значительно быстрее и сопровождается увеличенным давлением и значительно большей температурой, чем при обычном процессе горения топливовоздушной смеси.
Результатом такого сгорания является оплавление днища поршня, прогорание его или клапанов. В общем, детонация в силовой установке способна нанести огромный вред и надобность в дорогостоящем и длительном ремонте.
Виной же появлению детонации может стать:
- некачественный бензин с низким октановым числом.
- особенности конструкции силовой установки (степень сжатия в цилиндре, форма камеры сгорания, положение свечи зажигания и т. д.);
- изменение рабочих условий в цилиндрах (неправильный угол опережения зажигания, работа под нагрузкой, возникновение значительного слоя нагара, ухудшение качества топливовоздушной смеси).
Как с этим бороться?
Один из самых простых методов избавления от детонации – это изменение угла зажигания. Ведь этот параметр значительно влияет на работу силового агрегата. При позднем зажигании топливо не успевает полностью сгореть, что сказывается на мощности, приемистости, потреблению топлива. А при раннем угле зажигания как раз и появляется детонационное сгорание – топливо сгорает раньше времени, что приводит к появлению ударных нагрузок на поршневую группу и кривошипно-шатунный механизм.
В карбюраторных автомобилях от детонации избавлялись путем проворота трамблера, обеспечивая более позднее зажигание.
В современных инжекторных авто вручную изменить угол опережения невозможно, поскольку корректировка данного параметра выполняется электронной системой управления двигателем. По сути, автомобиль сам регулирует зажигание так, чтобы обеспечить максимальный выход мощности при минимально возможном потреблении топлива. Причем это достигается на немного раннем зажигании, когда угол устанавливается так, чтобы не возникало детонационного сгорания. Но как уже сказано, возникновение данного эффекта зависит от множества факторов.
Видео: Датчики детонации
Датчик детонации. Назначение и виды
Для того, что исключить вероятность возникновения детонации в двигателе в его конструкцию включен датчик детонации (ДД). Назначение у него всего одно – выявление появления детонации в цилиндрах и подачи сигнала об этом на блок управления. А тот в свою очередь просто уменьшит угол опережения (сделает зажигание более поздним) из-за чего детонационное сгорание пропадет.
Для своей работы датчик детонации использует одну из особенностей детонационного сгорания. Его появление сопровождается ударными нагрузками и как следствие – звонким металлическим стуком и усиленной вибрацией. Вот на это все и реагирует датчик. За основу работы датчика взят пьезоэффект, суть которого – преобразование механического действия в электрический импульс.
Основные признаки неисправности
Если датчик детонации ВАЗ-2114 стал неправильно функционировать, то в большинстве случаев на приборной панели водитель сможет заметить мигающий индикатор Check Engine. При этом заметить неисправность легко и по самому поведению автомобиля. Машина плохо разгоняется, не идёт на обгон, «задыхается» при подъёме в гору. Двигатель нестабильно работает и проявляются явные признаки поломки. К прочим симптомам стоит отнести:
- частое перегревание мотора;
- при резком нажатии на педаль газа отчетливо слышен детонационный стук;
- бортовой компьютер выдает ошибку, расшифровка которой говорит о неисправности датчика.
Детонационные стуки зачастую возникают из-за некачественного бензина. При наличии всех вышеперечисленных симптомов лучше всего провести полную компьютерную диагностику автомобиля. Мониторинг позволит определить, на каких этапах работы мотора наблюдаются наихудшие характеристики, а также компьютерная диагностика позволит узнать код ошибки датчика детонации.
Диагностика способна выявиться такие неисправности, как обрыв в цепи, превышение уровня сигнала или его слишком низкое значение.
Если диагностика определила неисправность датчика детонации, необходимо собственноручно все же убедиться в том, что устройство некорректно функционирует.
Смотрите также
Проверяем ДД в домашних условиях
Как проверить датчик детонации ВАЗ 2114 в домашних условиях? Определить работоспособность механизма возможно с помощью омметра или цифрового вольтметра. Первый позволяет определить сопротивление, а второй – напряжение между контактами. Правильно работающий датчик детонации ВАЗ 2114 имеет практически бесконечное сопротивление. Если этот показатель вовсе отсутствует, то механизм необходимо заменить.
Порядок действий во время измерения напряжения вольтметром следующий:
- Выставить предел на приборе в 200 милливольт.
- К контакту ДД подсоединить щупы вольтметра.
- По корпусу датчика необходимо постучать без приложения усилий, например, отверткой.
- Зафиксировать показание цифрового вольтметра.
Как заменить датчик
Произвести замену механизма самостоятельно не составляет большого труда. Располагается он между вторым и третьим цилиндром, необходимо открыть капот и обеспечить себе беспрепятственный доступ. Важно, чтобы двигатель в это время был заглушен. Как только ДД обнаружен, необходимо разъединить штекер, идущий к проводам датчика.
Если механизм широкополосный, то для выполнения всей работы понадобиться ключ на «13». В случае с резонансным устройством следует вооружиться ключом на «22». Необходимо всего лишь открутить гайки со шпильки ключом на «13» или сам пьезодатчик ключом на «22». Необходимо также очистить контакты наждачной бумагой, удалить все загрязнения и окисления. Не стоит пренебрегать этой процедурой, ведь от состояния контактов зависит качество передаваемого сигнала.
Окисления и различного рода налет препятствует передаче качественного сигнала. В последствие это приводит к снижению уровня и точности импульса, что наложит свой отпечаток на работе автомобиля. После чего необходимо установить новый механизм и произвести сборку в обратной последовательности.
Замена датчика детонации ВАЗ
Датчик детонации на инжекторных автомобилях ВАЗ расположен на блоке цилиндров в передней его части. Перед тем, как начать откручивать болт крепления, отсоедините фишку от датчика, вытащив стопорную скобу. Что бы открутить ДД понадобится ключ на 13.
Сняв старый датчик не торопитесь сразу же устанавливать новый. Перед заменой хорошо протрите посадочное место датчика от масла, грязи и прочего мусора, что бы обеспечить идеальное прилегание датчика к блоку двигателя.
Момент затяжки ДД должен быть в пределах 10 — 24 Н.м. Если динамометрического ключа нет, можно легонько затянуть от руки, только сильно не усердствуйте.
Практически все современные бензиновые двигатели имеют электронную систему управления двигателем. Автомобиль ВАЗ 2114 не исключение – системой распределенного впрыска управляет электронный блок. Блок контролирует работу различных датчиков, и на основании их показаний регулирует подачу топлива и командует системой зажигания. Отказ любого из них ведет к сбоям в работе автомобиля. Не является исключением и датчик детонации на ВАЗ 2114, от него тоже зависит стабильная работа мотора.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2114
Замена ДД ваз 2113 2114 2115
- Снимаем фишку с проводами.
- Откручиваем гайку соединяющую ДД с двигателем.
- Снимаем шайбу и открепляем датчик от шпильки.
- Ставим новый датчик в обратно последовательности.
Более подробный процесс снятия датчика смотрите на видео ниже:
Спасибо, что дочитали этот материал до конца. Подписывайтесь на канал, оценивайте запись |
Еще больше интересного на нашем дзен канале и группе Вконтакте:
Похожие записи
Устройство и принцип работыНеисправности датчика скорости ваз 2114Замена датчика скорости ВАЗ 2114 Устройство и принцип…
Датчик массового расхода воздуха отвечает за соотношение рабочей смеси двигателя. Именно на показания этого датчика…
У многих владельце ваз 2114 встречается проблема с показателем остатка топлива в баке. Причиной служим…
Датчик давления масла ваз 2113-2114-2115 является очень важным элементом конструкции двигателя.Масло в любом двигателе внутреннего…
УСТРОЙСТВО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Основой датчика детонации (ДД) является пьезоэлемент, При механическом воздействии на нем вырабатывается электрический импульс, этот импульс поступает на блок управления двигателем. Электроника фиксирует возникновение детонации, и на основании полученных данных корректирует угол зажигания, тем самым защищая двигатель внутреннего сгорания (ДВС) от механических повреждений.
Чтобы узнать, где находится датчик детонации на ВАЗ 2114, нужно открыть капот и заглянуть под головку блока между вторым и третьим цилиндром, он устанавливается на блоке ДВС (это видно на исунке сверху). На 16-клапанном моторе его увидеть сразу будет сложнее, головка блока более массивная и закрывает обзор.
Всего существуют два вида ДД:
- Резонансные (одноконтактные),
- Широкополосные (двухконтактные) датчики.
Какие бывают ДД
Резонансный датчик детонации устанавливался на ранних выпусках автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 (у них полная взаимозаменяемость). В продаже он последнее время встречается редко, и цена детали довольно высокая. Одноконтактный датчик детонации работает по принципу улавливания детонационной частоты, широкополосный же (двухконтактный) принимает всю шумовую полосу, а затем в ней определяет детонационный шум. Эти устройства не взаимозаменяемы, так как работают по разному принципу. Замена проводки не решает проблему, поэтому при переделывании системы приходится менять и электронный блок управления (ЭБУ).
Но замена ЭБУ в конечном итоге оправдана, учитывая разницу в цене деталей. Резонансный ДД фирмы GM стоит приблизительно 2600 рублей. В то же время цена широкополосного ДД находится в пределах 230-320 рублей. При желании запасную часть можно найти еще дешевле, например, двухконтактный ДД производства СтартВольт продается по цене 170-210 рублей. Есть смысл один раз переделать всю систему, чем потом постоянно мучиться с поиском и заменой одноконтактного датчика детонации.
Где располагается датчик детонации в автомобиле ВАЗ-2115
Итак, как мы уже выяснили, датчик детонации, расположенный непосредственно на блоке двигателя, внимательно отслеживает его работу сразу же после запуска. Точное местонахождение устройства – промежуток между 2 и 3 цилиндрами. Найти его совершенно несложно, особенно в том случае, если вы имеете опыт в ремонте своего авто и неоднократно занимались переборкой мотора.
Датчик детонации может быть как одно, так и двухтактным – это зависит от комплектации конкретной машины. Кроме того, все устройства делятся на два основных вида:
- широкополосные датчики, имеющие круглую форму и напоминающие большую таблетку;
- резонансные высокочувствительные элементы, изготовленные в форме бочонка.
Эти типы датчиков не являются взаимозаменяемыми, поэтому прежде, чем выбирать изделие для замены, необходимо узнать, какой именно элемент установлен на вашей машине.
Как показывает практика, это устройство весьма надежно, оно может работать много лет, не создавая практически никаких проблем. Но иногда даже этот датчик выходит из строя.
НЕИСПРАВНОСТИ
Есть определенные признаки неисправности датчика детонации на ВАЗ 2114, по которым можно судить о выходе детали из строя:
- Загорается контрольная лампа Check Engine в салоне автомашины;
- Автомобиль плохо разгоняется, чувствуется недостаток мощности;
- При резком нажатии на педаль акселератора (газа) возникает детонационный стук («стучат пальцы»);
- Двигатель перегревается, так как из-за неправильного показания пьезодатчика ЭБУ выставляет некорректный угол опережения зажигания.
Чаще всего причиной возникновения детонационных стуков является некачественный бензин.Возникает детонация также при перегреве двигателя, и при неисправном ДД она хорошо слышна.
Если признаки неисправности датчика детонации присутствуют, и при этом загорается лампа контроля двигателя на панели приборов, следует провести компьютерную диагностику. Для этой цели лучшим вариантом будет воспользоваться диагностическим тестером «Аскан». На сканере можно наблюдать все характеристики двигателя во время его работы на всех режимах, просматривать, какая присутствует ошибка датчика детонации.
Неисправности датчика детонации также определяются на сканере «Аскан», существуют коды ошибок:
- Ошибка 0326 – превышение допустимого уровня сигнала ДД.
- Ошибка 0327 – уровень сигнала слишком низкий;
- Ошибка 0325 – обрыв в цепи ДД.
Низкий уровень сигнала датчика детонации бывает не только из-за неисправного пьезодатчика, может быть плохой контакт в соединительном штекере или плохо прикручен сам датчик к блоку цилиндров. Возможно, на ДД окислились контакты, их можно попробовать зачистить наждачной бумагой.
Обрыв цепи датчика детонации на ВАЗ 2114 – три основные причины:
- Неисправна сама деталь;
- Не приходит питание или не поддается управляющий сигнал на контакты ДД;
- Заржавел корпус ДД в месте крепления в блоку цилиндров.
Если на корпусе ДД ржавчина, поверхность также зачищают «наждачкой», а при сильном окислении широкополосный датчик легче заменить – стоит он дешево.
ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА
Даже если сканер показал неисправность ДД, неплохо убедиться в неработоспособности детали.
Проверка датчика детонации производится с помощью омметра замером сопротивления или цифровым вольтметром – замером напряжения между контактами. Сопротивление у исправного ДД на моделях авто ВАЗ практически бесконечное, а вот если оно небольшое или отсутствует вовсе, датчик подлежит замене.
Напряжение замеряют следующим образом:
- Выставляют предел измерения на вольтметре 200 милливольт;
- К контактам датчика подсоединяют щупы прибора;
- По корпусу ДД аккуратно стучат любым средней тяжести предметом (отверткой, пассатижами);
- Смотрят в этот момент на показания вольтметра.
В момент удара напряжение на приборе увеличивается да 20-40 мВ в зависимости от силы удара. Чем сильнее удар, тем больше напряжение.
ЗАМЕНА
Замена датчика детонации на ВАЗ 2114 производится очень просто. Если ДД широкополосный, то нужен будет комбинированный ключ на 13, для одноконтактного датчика потребуется ключ на 22. Делаем следующим образом:
- Глушим мотор;
- Открываем капот;
- Разъединяем штекер разъема на проводах, идущих к ДД;
- Откручиваем гайку на 13 со шпильки (в 2-х контактном варианте) или сам пьезодатчик ключом на 22 (резонансный ДД);
- Ставим новую деталь на место, соединяем штекер.
Вот и все, очень просто. Еще нужно учесть момент затяжки – усилие небольшое, порядка 2 кгс/м². При большем усилии есть риск сорвать резьбу.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
В случае обнаружение типичных признаков неисправности, необходимо произвести проверку работоспособности ДД. Чтобы сделать это вам потребуется обычная отвертка и тестер.
Тестер, он же мультиметр, можно купить в любом автомобильном магазине. Стоит он недорого, порядка 500-600 рублей, и в гараже пригодится неоднократно (с помощью него проверяются все системы и приборы автомобиля, потребляющие электричество), так что экономить на устройстве не стоит.
Проверка работоспособности ДД выполняется следующим образом:
- Выполняем демонтаж датчика (о том, как это сделать, написано в следующем разделе статьи);
- Замыкаем щупы мультиметра на контактах ДД (если он двухконтактный), если одноконтактный – первый щуп на провод, второй – на корпус устройства;
- Переводим тестер в режим вольтметра и устанавливаем верхний предел измерения в 200 мВольт;
- Постукиваем отверткой (или любым металлическим предметом) по корпусу датчика;
- Если устройство исправно, мультиметр будет показывать скачки напряжения, величина которых должна быть прямо пропорциональной силе удара (это говорит о том, что устройство сохраняет способность к преобразованию механической энергии в переменный ток). Если показания мультиметра не изменяются – ДД не работает.
Статья в тему: Проверяем работу генератора на ВАЗ 2114: сколько вольт (V) выдает
Если вы узнали, что само устройство исправно, но при этом на бортовом компьютере высвечиваются ошибки ДД либо автомобиль работает не так как нужно, проблема, скорее всего, в окислившихся контактах датчика. Обработайте их ВД-40 либо аналогичным растворителем, установите ДД на место и проверьте результат. Если не помогло – датчик детонации на замену.