ВАЗ 2114 народный автомобиль довольно популярный в странах СНГ из-за своей дешевизны и неприхотливости. Данный автомобиль оснащается инжекторным двигателем объемом в 1,5 или 1,6 литра. ДВС 2114 является надежным и простым в обслуживании, но так как в нем используется большое количество различных датчиков, которые способны выйти из строя и сделать работу двигателя неправильной, что приведет двигатель в аварийный режим работы, и зажжется лампа «проверьте двигателей».
В данной статье речь пойдет о датчике детонации на автомобиле ВАЗ 2114, а именно о признаках его неисправности, причинах поломки, способах проверки и самостоятельной замене.
Для чего нужен ДД
Датчик детонации в автомобилях используется, чтобы улавливает детонации образующиеся в двигателе из-за неправильного сгорания топливной смеси, которая может возникнуть из-за плохого топлива, недостаточно мощной искры и загрязненных воздушных фильтров.
Чаще всего детонации в двигателе возникают из-за низкого качества топлива на российских заправочных станциях.
Датчик помогает уберечь двигатель от перегрузок, возникающих при детонации, а так же значительно продлить срок его службы и оттянуть капитальный ремонт ДВС на неопределенное время.
Стоимость ДД
Датчик детонации не подлежит ремонту. При выходе из строя его меняют. Деталь продаётся практически в любом магазине запчастей для ВАЗ. Она стоит в среднем около 300 рублей. Её стоимость зависит от производителя. Покупать самые дешёвые или самые дорогие запчасти не стоит. Высокая цена не значит отличное качество. Поэтому рекомендуется брать средние по цене элементы. Это, например, изделия производства «Автоприбор» (Калуга), KRAFT или «Пекар».
Иногда в продаже встречаются более дорогие запасные части зарубежного производства. Их стоимость может быть в районе 1000 рублей. Но переплачивать никакого смысла нет. Отечественные изделия указанных выше марок служат весьма неплохо.
К чему приводит детонация в ДВС
Детонация в двигателе приводит к печальным последствиям для двигателя. Если в двигателе постоянно будет детонация она приведет к поломке всего агрегата и дорогостоящему ремонту. Следует обращать внимание на работу ДВС и при обнаружении детонаций в скором времени устранять причины вибраций двигателя. Ниже на картинке можно увидеть к чему приводит детонация в двигателе.
Признаки неисправности датчика детонации Ваз 2114
Первые и серьезные основания для того чтобы провести глубокую диагностику: — подергивания ДВС автомобиля; — уменьшение мощностных показателей; — появление ошибки на панели приборов; — повышение рабочих температур двигателя и его быстрый нагрев; — увеличение расхода топлива; — стойкий запах бензина. Для того чтобы понять причину некорректной работы ДВС, необходимо подключение диагностического прибора. Такой прибор позволяет считать и отобразить код той или иной ошибки. В нашем случае различают следующие коды: с 0325 по 0327 включительно. Все они свидетельствуют о неправильной работе датчика.
Конструкция
Датчик имеет пластиковый корпус внутри, которого имеется пьеза элемент, заточенный в металлический корпус. Металлическая часть датчика соприкасается с двигателем, тем самым улавливает детонации возникающие в нем.
ДД имеет разъем, который связан с блоком управления двигателем.
Принцип работы
Работа датчика основана на образовании небольших величин напряжения вследствие ударов по датчику. Датчик имеет контакт с двигателем, когда в ДВС возникают детонации по нему идут вибрации, датчик чувствует эти вибрации и вырабатывает N-величину напряжения и передает ее на ЭБУ.
Блок управления, двигателем получая сигналы от ДД, корректирует топливную смесь в пропорциях необходимых для снижения детонаций, после корректировки топливная смесь с измененными параметрами воздуха и топлива поступает в камеру сгорания, после этого детонации пропадают.
Самостоятельная замена ДД на «Самаре-2»
На машинах семейства ВАЗ устанавливают два вида датчиков:
- одноконтактные;
- двухконтактные.
Обратите внимание – они не взаимозаменяемы. По данной причине нужно заранее уточнить, какое именно устройство смонтировано на вашем авто, и только после этого покупать новый датчик детонации.
Сам процесс замены ДД прост. Расположен интересующий нас механизм между вторым и третьим цилиндрами на блоке двигателя. Если у вас установлен датчик с одним контактом, необходимо отключить зажигание, затем отсоединить разъем от ДД и выкрутить его. На место старого устройства ставим новое и закручиваем с моментом от 10 до 24 Нм. После всех указанных манипуляций следует подсоединить колодку с электропроводами.
При демонтаже датчика детонации ВАЗ 2114 с двумя контактами нужно отбросить от аккумуляторной батареи клемму со знаком «минус» (зажигание не отключают). Дальнейшие действия следующие:
- колодка с проводами откидывается;
- гайка, соединяющая блок двигателя и ДД, выкручивается;
- шайба снимается, и датчик открепляют от шпильки;
- устанавливается новое устройство.
Специалисты утверждают, что в обязательном порядке после монтажа нового датчика необходимо выполнить поездку на ТС с целью сброса ошибок и диагностики функциональности установленного механизма.
- Распечатать
Главная →
Устройство →
Топливная и выхлопная системы →
Система впрыска топлива →
Где находится
Датчик детонации на ВАЗ 2114 расположен на блоке цилиндров посередине между вторым и третьим цилиндром. Данное расположение выбрано не случайно, так как большая часть детонаций возникает именно в 2 и3 цилиндрах, потому что они подвержены большим температурным нагрузкам, чем крайние.
Крепиться ДД на шпильке или на болте (в разных моделях ДВС крепления датчика осуществлено по-разному) к БЦ.
Проверка ДД самостоятельно
Датчик детонации автомобиля ваз 2110
Датчик детонации расположен в промежутке между 2 и 3 цилиндрами со стороны радиатора прямо на блоке движки. Проверка датчика детонации дело простое, особенно, если вы хоть раз заглядывали под капот четырнадцатой.
Замена датчика детонации ваз 2114
- Ключ-торец на 13 для одноконтактного ДД (резонансного) и на 22 для двухконтактного ДД (широкополосного)
- Простая отвертка
- Мультиметр
Как проверить датчик детонации
Первое, что надо сделать, это снять ДД. Одноконтактный снять проще: зажигание не трагаем, отключите его и выкрутите датчик из движки. Двуконтактный сложнее: зажигание так же не трогаем, но еще и минус с аккумулятора снять нужно. Затем, убрать провода колодки, выкрутить крепление ДД и вынуть его.
Второе, перевели мультиметр на вольтметр и выставили предел 200 Мв. Подключили к ДД и аккуратненько дубасим по нему какой-нибудь железкой (той же отверткой). При ударе напряжение должно скакануть, если скачка нет, датчик умер, идем в магазин на шопинг.
Когда подключается двуконтактный ДД, то его выводы цепляются к мультиметру, когда одноконтактный – цепляется один контакт и его корпус.
Третье, смотрим проводку, как уже было сказано, чаще всего дело в иней, в обрыве контактов.
Простой план, как проверить датчик детонации у себя в гараже с наличием правильно выращенных рук.
Мнения сходятся, что не рабочий ДД не стоит менять на аналог с завода. Покупать будете кота в мешке с шансами 1 к 10, что возьмете рабочий. Для четырнадцатой прекрасно подойдет ДД от 406 движки на Волгу или универсальный импортныйBosch.
Проверка датчика
Проверка ДД осуществляется с помощью диагностических приборов или с помощью мультиметра. Мультиметр, он же тестер, позволяет проверить большое количество автомобильных датчиков по средствам измерения сопротивления и напряжения. Проверка ДД заключается в измерении напряжения на выходе датчика.
Так как датчика работает по принципу пьеза элемента, следовательно, при ударах по нему он должен вырабатывать напряжение.
Приступаем к проверке
- Снимаем датчик детонации;
- На тестере выставляем параметр измерения постоянного напряжения пределом 20 Вольт;
- Щупы тестера подключаем к разъему датчика;
- Затем с помощью металлического инструмента (например, отвертки) ударяем по металлической части датчика. На экране прибора должно появиться на некоторое время N-количество напряжение от 1В и выше.
Если прибор не показывает напряжение при ударе по датчику, значит ДД, находится в неисправном состоянии и подлежит замене.
Как проверить датчик детонации
Иногда во время езды бензиновый двигатель автомобиля начинает издавать подозрительный металлический стук. Водители называют его «стучащими пальцами». Этот звук является признаком детонации — крайне нежелательного явления, которое может привести к поломке двигателя и необходимости дорогостоящего ремонта. Чтобы этого не произошло, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. В случае поломки его можно проверить совими руками.
Как работает датчик
Явление детонации возникает по разным причинам. Тут и использование бензина с низким октановым числом, и высокая степень сжатия, и многие другие факторы. Значение имеют езда на определённых передачах, степень нагара, наличие некоторых компонентов в рабочей смеси.
Датчик детонации — это акселерометр, анализирующий механические колебания блока цилиндров и преобразующий их в электрические импульсы. Принцип действия прост: приспособление постоянно отправляет сигналы в электронный блок управления силового агрегата. Тот, в свою очередь, меняет состав смеси и угол опережения зажигания в зависимости от этих сигналов. Результат — правильное использование ресурсов и работа мотора на оптимальной мощности.
Внешний вид и схема датчика детонации
Как понять, что он вышел из строя
Изделие устанавливается в автомобили с электронной схемой управления. Диагностика неисправностей в таких машинах проста — если всё работает правильно, датчики на приборной панели остаются неактивными. Главный признак неисправности датчика детонации — появление надписи «Check engine» (CHECK, чек). Она может гореть постоянно, а может появляться и исчезать.
При поломке датчика ухудшаются характеристики разгона. Машина заводится, но работает хуже — плохо разгоняется, при оборотах ниже 1000 возникает вибрация, падает мощность и растёт расход топлива, возрастает количество дыма при выхлопе.
Почему это происходит? Неисправности датчика связаны с автомобильной электроникой. Возможны следующие причины:
- оборвался сигнальный провод;
- возникло замыкание на массу;
- произошло замыкание бортовой сети какого-либо провода приспособления;
- повреждена экранирующая оплётка;
- вышел из строя блок управления силового агрегата;
- что-либо повреждено внутри самого датчика.
Проверяем датчик детонации
Поскольку поломка возникает в силу разных причин, придётся проверить несколько элементов системы. Осмотрите состояние проводов датчика, проверьте розетки жгута и вилки датчика. Оцените надёжность их соединений. Если тут всё в порядке — проверьте контакты розетки. Обнаружили повреждённые компоненты? Замените их. Также рекомендуется изучить состояние жгута. Выключите зажигание, отключите жгут от датчика и проверьте его омметром. Так вы узнаете, цела ли цепь.
Порой проблема кроется в состоянии экранирующей оплётки. В таком случае действуем следующим образом.
- Смотрим, надёжно ли присоединены розетки жгута и вилки;
- Изучаем каждый их компонент;
- Проверяем, цела ли экранирующая оплётка.
Если причиной неисправности является замыкание на массу, действовать надо другим методом:
- Отключаем от жгута весь блок, вместе с датчиком детонации;
- Проверяем целостность цепи, ищем сильно изношенные места;
- Выключаем зажигание и, используя омметр, исследуем место, в котором масса движка соединяется с цепью жгута.
Находим и демонтируем датчик
Проверка деталей на один или два провода с помощью мультиметра
Первое, что надо сделать — узнать, какое сопротивление характерно для исправно работающего датчика в конкретном автомобиле. У разных производителей показатель сильно разнится.
Это интересно: показатели сопротивления могут быть самыми неожиданными. Так, в автомобилях ВАЗ с инжекторными двигателями его почти невозможно замерить из-за слишком высоких показателей. В Nissan и Subaru цифры составляют около 550 кОм, в Hyundai — примерно 5 МОм (мегаом).
Для проведения тестов вам понадобится мультиметр, причём довольно чувствительный, а также торцовый ключ размера «13» или «22», в зависимости от размеров установленного датчика. Чтобы проверить сопротивление, переключите инструмент в режим «сопротивление кОм» и присоедините его к датчику. Если в авто установлен двухконтактный датчик, подключение осуществляется к выводам; в случае одноконтактной модели — к контакту и корпусу.
Теперь слегка постучите по датчику металлическим предметом — отвёрткой или болтом. Обратите внимание на показатели мультиметра. Если есть отклонения от указанных в инструкции значений — возникла поломка.
Рекомендуется проверить, имеется ли напряжение на электрических концах. Отсоедините электрический разъём датчика, снимите его с двигателя. Переключите мультиметр на милливольты и соедините щуп «+» с сигнальным контактом. Щуп «—» надо подключить к массе датчика. Эту часть нетрудно узнать — она представляет собой отверстие, через которое проходит болт крепления к мотору.
Зажмите датчик в ладони и слегка постучите им по какой-нибудь поверхности. Результатом должно стать возникновение напряжения — как правило, оно составляет от 30 до 40 мВ. Если разность потенциалов не возникает, значит, датчик вышел из строя.
Особых отличий проверки у широкополосных и резонансных датчиков нет.
Диагностика со стрелочным тестером или вольтметром
- Кроме мультиметра можно использовать стрелочный тестер — действия аналогичны работе с мультимтером.
- Есть ещё один способ. При работе двигателя на холостых оборотах подключите к датчику вольтметр переменного тока. Постучите по контролирующему детонацию компоненту твёрдым неметаллическим предметом. Если вольтметр показывает, что амплитуда сигнала от прибора ниже 0,1 В — приспособление неисправно.
Видео о том, как проверить
Ремонт или замена?
Решать вам. Стоимость изделия зависит от модели авто и производителя компонента — за замену нужно будет заплатить сумму, примерно равную его цене. Можно поменять приспособление самостоятельно, для этого понадобится помещение с ямой. Самостоятельный ремонт тоже возможен: если вы хорошо разбираетесь в автомобилях, он займёт не более часа.
Проверка датчика детонации — нетрудная задача, для которой не нужно искать дорогие инструменты. Конечно, компьютерная проверка на СТО будет более точной, но если нет желания тратить деньги, вполне можно обойтись своими силами.
Замена
Для замены не требуется большого объема инструмента. Достаточно лишь подготовить ключ на 13мм.
- Снимаем разъем с датчика;
- Откручиваем крепления датчика к блоку;
- Зачищаем поверхность контакта датчика с блоком;
- Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности;
Диагностика и замена детонационного датчика
Признаки неисправности датчика
Если вы начали замечать что двигатель вашего автомобиля работает неравномерно (троит), или ухудшилась его динамика и на щитке приборов во время начала движения на подъем или при разгоне автомобиля загорается сигнализатор «СHECK ENGINE», то следует проверить детонационный датчик на наличие его возможной неисправности. Следующая инструкция поможет вам своими руками провести диагностику и замену детонационного датчика.
Проверка
Итак, на ваз 2110, 2112, 2114, 2115 замена датчика детонации начинается со считывания кодов неисправностей двигателя:
Ошибка с кодом 0325 говорит о том, что в электрической цепи контура датчика произошел обрыв.
Необходимо внимательно осмотреть и при необходимости «прозвонить» весь контур и зачистить контакты в разъемах датчика, так как основной причиной данной ошибки являются окислившиеся контакты. Помимо этого необходимо проверить ремень ГРМ, а именно правильность его установки по меткам, возможно, он ослаб и перескочил на несколько зубьев.
Ошибка под номером 0328 говорит о высоком уровне сигнала детонационного датчика.
В данном случае необходимо обратить внимание на высоковольтные провода. Данная ошибка выдается при «пробое» питания и пьезоэлемента, а так же при повышенном зазоре клапанов
Опять же перепроверьте ремень ГРМ.
Ошибки с кодом 0326 и 0327 говорят о том, что уровень сигнала от датчика слишком низок.
Как и в предыдущих случаях – проверяем контур электрической цепи, при снятом датчике обрабатываем специальными антикоррозийными средствами датчик и его контакты.Особое внимание уделите моменту затяжки датчика, который должен равняться 10-24 Н*м. Если же щиток приборов вам не сигнализирует контрольной лампочкой «CHECK ENGINE», то замена датчика детонации ваз 2114, 2110, 2115 сопровождается его проверкой с помощью вольтметра, для чего:
Если же щиток приборов вам не сигнализирует контрольной лампочкой «CHECK ENGINE», то замена датчика детонации ваз 2114, 2110, 2115 сопровождается его проверкой с помощью вольтметра, для чего:
- В мультиметре устанавливаем режим вольтметра и вводим предел считываемых измерений 200 Мв;
- На двух контактном датчике (широкополосного типа) подсоединяем щупы мультиметра к контактам, а на одно контактном (резонансного типа) – один к контакту, второй на корпус датчика;
- Слегка с последующим возрастанием силы удара постукиваем металлическим предметом (отверткой или болтом) по корпусу датчика и наблюдаем за показаниями вольтметра;
- При ударе должен наблюдаться скачок напряжения: сильнее удар – выше скачок, в противном случае — датчик определенно на замену.
Так же замена датчика детонации ваз 2115 может сопровождаться его проверкой омметром, при которой показания сопротивления должна находиться в шкале 1-10 МОм.
Замена
Замена датчика детонации ваз 2112, 2110, 2114, 2115 не представляет собой ни чего сложного, так что данная инструкция каких либо дополнительных видео материалов содержать не будет.Как говорилось выше, датчики обоих типов исполнения устанавливаются на блоке цилиндров двигателя.Весь процесс замены состоит в следующем:
- При выключенном зажигании отсоединяем от датчика разъем проводов или одного провода при резонансном типе датчика;
- В первом случае ключом на «13» откручиваем крепящий к двигателю болт…
Замена датчик детонации ваз 2115
…а во втором с помощью ключа на «22» выкручиваем из корпуса блока и демонтируем само устройство;
3. Устанавливаем в обратной последовательности.