Мотор машины является ее сердцем. Благодаря ему происходит функционирование множества систем и процессов, позволяющих нам не просто передвигаться из точки А в точку Б, но и делать это максимально комфортно и безопасно. Немаловажным параметром в работе двигателя является его температура. При ее повышении происходит кипение и выход из строя, что довольно сложно и затратно в плане ремонта. Дабы такого не произошло, повсеместно применяется охлаждающая жидкость, температуру которой отслеживает специальный датчик.
Помимо своей основной функции по охлаждению мотора, хладагент также предохраняет его части от коррозии, а саму систему от засоров.
Датчик температуры охлаждающей жидкости помогает владельцу авто вовремя распознать перегрев мотора и устранить его причины, дабы избежать более серьезных последствий данной неисправности. Постоянный контроль не дает мотору перегреться, что не только обеспечивает оптимальные условия работы системы, но и экономит горючее, расход которого значительно растет, если температура движка не соответствует рабочим нормам.
При неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости способен привести к поломке мотора, что чревато разного рода неприятными последствиями — коррозия составляющих двигателя из-за перегрева, перерасход топлива и многие другие.
Виды датчиков охлаждающей жидкости
- Магнитный. Состоит из якоря и двух катушек. К якорю подключены стрелка шкалы на приборной панели автомобиля. Одна из катушек подключается к кабелю с изменяющимися показателями сопротивления, а вторая к автомобильной сети.
- Биметаллический. Состоит из сочетания двух элементов из металлов с разным показателем температурного сопротивления. Под воздействием нагрева происходит расширение, которое приводит в действие прибор на панели.
- Полупроводниковый. Более распространенный тип датчика, нежели биметаллический. Принцип работы прибора основан на снижении сопротивления при нагреве.
- Капиллярный. На сегодняшний день практически не используется, так как считается устаревшим и не самым удобным видом ДТОЖ. Представляет собой капсулу, наполненную субстанцией с низкой температурой закипания. При прогреве мотора хладагент начинает кипеть, что приводит к повышению давления в системе детектора, в результате воздействия которого начинается перемещение стрелки индикатора.
Какие признаки указывают на неисправность датчика
Самостоятельно понять, что ДТОЖ начинает плохо работать, автовладельцы могут по следующим признакам:
- автомобильный вентилятор начинает работать даже в том случае, если двигатель ВАЗ-2114 не полностью прогрелся;
- полностью прогретый мотор отказывается нормально работать;
- расход топлива в несколько раз увеличивается.
Среди самых частых поломок следует выделить такие:
- пропадает контакт с температурным датчиком;
- происходит разрыв соединительных контактов и разрыв защитной изоляции;
- вентилятор для охлаждения начинает работать не системно.
Перед тем как приступать к замене ДТОЖ, нужно проверить его работу и ни в коем случае не перепутать его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости, что довольно часто бывает у автолюбителей, которые выполняют работу без учета рекомендаций.
Где находится датчик температуры на ВАЗ 2114?
Для правильной работы, обеспечивающей сбор и передачу оптимально очных показателей, ДТОЖ должен быть расположен в непосредственном контакте с измеряемой средой, то есть — быть погруженным в охлаждающую жидкость.
Рассмотрим термодатчик на примере одного из автомобилей модельного ряда Лада.
Охлаждающая система машин ВАЗ представляет собой комплекс из следующих частей:
- радиаторы отопления и охлаждения;
- вентилятор;
- насос;
- расширительный бачок;
- датчик температуры ОЖ.
Прибор измерения, находящийся между термостатом и головкой блока цилиндров, состоит из резистора и подключен к блоку управления двумя проводами.
Определение уровня нагрева основывается на величине сопротивления, который растет или снижается в зависимости от температуры ОЖ.
Важно! Температурный детектор на ВАЗ 2114 расположен не на радиаторе, что характерно для остальных моделей вазов, а на блоке мотора.
Основываясь на данных, которые передает термодатчик, система управления может регулировать следующие моменты в работе автомобиля:
- обогащение или обеднение горючего (в зависимости от температуры мотора — чем ниже показатели тепла, тем меньше обогащается топливо и тем большее его количество требуется);
- выставление опережения зажигания с целью уменьшения газообразования выхлопа;
- корректировка циркуляции газов при прогреве транспортного средства;
- контроль за работой вентилятора, блокировкой раздаточной коробки и продувкой системы.
Для чего нужен ДТОЖ?
Внешний вид ДТОЖ для ВАЗ 2114
Датчик температуры охлаждающей жидкости, или просто ДТОЖ, является одним из самых важных измерительных приборов. Расположен он в моторном отсеке и отвечает за измерение температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе. В качестве измерительного элемента в детали установлен указатель, который называется термистор – резистор, изменяющий сопротивление тока зависимо от температуры двигателя. Эта информация нужна для корректировки параметров двигателя:
- Работы коленчатого вала.
- Состава горючей смеси.
- Быстрого прогрева двигателя при запуске.
- Поддержки стабильности на всех режимах.
Несмотря на всю важность такого прибора для ВАЗ 2114, принцип его действия сравнительно несложный. Он говорит нам о изменениях по температуре ОЖ и передает нужную информацию электронному блоку управления (ЭБУ).
ДТОЖ передает показания электронному блоку управления (ЭБУ), который с помощью указателя температуры на панели приборов, информирует водителя.
Признаки неисправности ДТОЖ
Есть несколько моментов, которые помогут автовладельцу ВАЗа определить выход из строя термодатчика ОЖ;
- некорректные показания датчика (высокие данные при горячем моторе, либо наоборот);
- затруднен запуск мотора, независимо от температуры за бортом;
- сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
- значительный перерасход горючего;
- перегрев мотора, который может сопровождаться задымлением из-под капота;
- включение вентилятора при холодном двигателе;
- нехарактерный цвет выхлопа.
Видео «Замена ДТОЖ на классике ВАЗ»
В этом видео от Василия Калугина демонстрируется процедура замены измерителя температуры охлаждающей жидкости на ВАЗе классике.
Любая марка автомобиля в первую очередь рассматривается как техника, которая оснащена многочисленными приборами и комплектующими. К сожалению, рано или поздно один из них, а может, даже и несколько выходят из строя. Наверное, каждый автовладелец понимает, что машина не сможет нормально функционировать, если хотя бы один элемент будет работать не на полную силу. А если выйдет из строя датчик или ДТОЖ, который следит за тем, чтобы температура охлаждающей жидкости не поднималась выше положенного уровня, то автомобиль ВАЗ-2114, да и любая другая модель может просто перегреться, а двигатель, как говорится, закипеть.
Жидкость для охлаждения всегда должна иметься в машине, причем в нужном уровне, особенно в летний период года, когда больше всего греется мотор. Ведь никому не захочется просто остановиться посреди поля в летний зной, если, к примеру, семья собралась на дачу и ждать приезда эвакуатора. Ведь в случае перегрева двигателя завести автомобиль водитель самостоятельно просто не сможет, а услуги эвакуатора, как многим известно, стоят не малых денег. Чтобы такая ситуация не возникла, нужно постоянно следить за температурой тосола и при первых признаках неисправности ДТОЖ ВАЗ-2114 заменить или отремонтировать пришедший в непригодность прибор.
Причины сбоев
Вышеописанные неисправности могут быть следствием разного рода факторов. Прежде чем грешить на термодетектор, стоит проверить еще пару нюансов:
- уровень охлаждающей жидкости и ее качество (возможно, она уже отработала свой срок и требует замены);
- неисправны вентиляторы;
- отсутствует контакт с прибором (нарушена изоляция, либо просто разрыв в цепи).
Если все предыдущие показатели в норме, значит необходимо проверить сам анализатор и, в случае выхода его из строя, заменить на новый, так как ремонту он не подлежит.
Типичные признаки поломки ДТОЖ
Все возникающие в цепи неисправности спустя некоторое время заносятся контроллером в виде кода в память ЭБУ.
Сигнал о возникших неисправностях в двигателе поступает на панель приборов в виде горящей контрольной лампочки «CHECK ENGINE».
Признаки неисправности измерителя на ВАЗ 2114:
- включение вентилятора, когда двигатель холодный;
- увеличивается расход топлива;
- возникают проблемы с запуском прогретого двигателя.
- отсутствие контакта с устройством;
- разрыв контактов, нарушение изоляции;
- отказ датчика;
- не работает вентилятор, когда это необходимо.
Прежде чем менять ДТОЖ на ВАЗ 2114, нужно убедиться, что причина неполадок именно в нем. Неисправность может быть вызвана нарушением целостности предохранителей, неисправностью вентилятора.
Как продиагностировать ДТОЖ?
Первым делом, запускается двигатель и просматривается поведение шкалы измерения, опираясь на которое можно выяснить неисправность.
В случае максимальных показателей при холодном двигателе необходимо отсоединить контакты и посмотреть на то, что получилось:
- показания упали — нужно менять прибор;
- не произошло никаких изменений — необходимо проверить контакты, идущие к измерителю.
Если при стабильном прогреве стрелка ведет себя неадекватно, стоит обратить внимание на предохранители.
Другой способ диагностики — использование мультиметра (комбинированный измерительный прибор, который может выполнять функции омметра, вольтметра и амперметра) в комбинации с жаропрочным термометром.
Мультиметр ставим в режим омметра, закрепляем его контакты к датчику, который погружаем в емкость с охладителем. Начинаем подогревать жидкость и сравниваем показания прибора с таблицей соответствий.
Тарас Каленюк
автору
Для примера можно привести несколько чисел — при температуре в 30 градусов показания мультиметра составят от 1350 до 1880 Ом, а при 110 градусах Цельсия – около ста.
Рекомендуем купить
Проверка работоспособности датчика
Проводить работы по проверке измерителя следует на холодной машине. ДТОЖ передает информацию об уровне температуры охлаждающей жидкости для ЭБУ. Если она слишком высокая блок включает вентилятор, который будет гонять потоки воздуха.
Проверить устройство на ВАЗ 2114 можно двумя способами. Рассмотрим каждый из них.
- Для проверки нужно завести двигатель и посмотреть показания на панели приборов. Если стрелка указателя достигает максимального уровня, а двигатель остается холодным, необходимо отсоединить датчик.
Процесс отсоединения провода от измерителя
Если после этого стрелка достигла минимального уровня, то это свидетельствует о неисправности прибора и необходимости его замены.
- Если при отключенном устройства стрелка остается на максимальном уровне, следует осмотреть контакты устройства. Возможно, что они замыкают на массе машины.
- После включения зажигания мотор равномерно прогревается, а стрелка указателя либо лежит на нуле, либо скачет в разные стороны, следует проверить предохранители.
- Если предохранители в норме, нужно замкнуть контакт на массу автомобиля. Если после включения стрелка указателя резко подскочила вверх, значит, неисправен датчик.
Чтобы воспользоваться вторым способом, прибор нужно сначала снять.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Чтобы добраться до датчика на ВАЗ 2114, нужно снять фильтр для воздуха.
- Отсоединяем отрицательную клемму от АКБ.
- На следующем шаге нужно слить охлаждающую жидкость из радиатора.
- Отключив проводку от устройства, можно его выкручивать. Если не удалось выкрутить руками, можно воспользоваться ключом на «19», чтобы ослабить затяжку.
Выкручивание прибора руками
Проверка на работоспособность состоит из следующих шагов:
- Для проверки необходим мультиметр. Прибор нужно поставить в режим омметра.
- Далее понадобится термометр с делениями более 100 градусов и термоустойчивая емкость.
- Теперь присоединяем щупы мультиметра к выводу измерителя и корпусу.
- Далее нужно нагревать жидкость и снимать показания омметра и градусника.
Проверка устройства мультиметром
Таблица показаний для исправного прибора:
Температура, градусы | Сопротивление, Ом |
20 | 3520 |
40 | 1459 |
60 | 667 |
80 | 332 |
100 | 177 |
Если показания отличаются от приведенных значений в таблице, значит, его нужно менять. Данное устройство ремонту не подлежит. Если показания датчика совпадают, то причину нужно искать в неисправности другого устройства, например, термостата.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Как проверить ДТОЖ
В первую очередь нужно помнить, что для того, чтобы правильно указывать температуру охлаждающей жидкости, датчик должен быть погружен в эту самую жидкость. А потому, регулярно проверяйте наличие хладагента и его уровень в системе. Это, пожалуй самое первое, что следует предпринять при возникновении подозрения на неадекватную работу данного измерителя.
Если же с уровнем антифриза в системе охлаждения, полный порядок, то возможно окислены контакты или имеются другие нарушения в подключении датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверить его подключение можно и самостоятельно. Как правило, но не всегда, такой датчик устанавливается рядом с термостатом. В некоторых двигателях, ДТОЖ не один. Поэтому, уточните количество датчиков и их расположение, правильные именно для вашего автомобиля. Когда же вы нашли датчик температуры охлаждающей жидкости и установили, что с его подключением все в порядке, нужно проверить само устройство. Для этого, ДТОЖ необходимо демонтировать, поскольку проверять его нужно при помощи погружения в стакан с кипятком.
И так, берете свой датчик, опускаете его в стакан с кипятком и замеряете сопротивление на выходе. В общем-то, каких-то единых показателей изменения сопротивления не существует. Датчики для разных машин, от различных производителей, будут показывать различные перепады сопротивления. Правильные величины при тех или иных температурах, конкретно для вашего датчика, нужно найти в интернете.
Kaк снять ДТОЖ ВАЗ 2114?
- Датчик расположен на впускном патрубке рубашки охлаждения ГБЦ, для того чтобы снять его необходимо снять воздушный фильтр.
- Снимите «минусовой» провод с аккумулятора.
- Далее необходимо слить охлаждающую жидкость c радиатора.
- Отключите проводку oт датчика.
- При помощи ключа нa «19» или «21» ослабьте затяжку, затем рукой открутите его.
Самостоятельный съем датчика
Прежде чем снимать ДТОЖ с ВАЗ-2114, нужно демонтировать воздушный фильтр, чтобы он не мешал при работе. Далее предстоит сделать следующее:
- Слить охлаждающую жидкость. Следует обязательно учесть, что сливать тосол или антифриз нужно лишь с холодного двигателя и перед работой подготовить тару, в которую будет сливаться жидкость. Емкость нужно подставить под низ радиатора, аккуратно отвинтить пробку для слива и выждать около 15 минут, чтобы жидкость полностью стекла.
- Резиновый защитный слой аккуратно снимается с датчика.
- Используя ключ на 21, выкручивается прибор.
- Осматривается маркировка измерителя, чтобы новый датчик удалось установить согласно основной системы.
- На место пришедшего в непригодность прибора устанавливается новый, учитывая при этом маркировку. Перед установкой специалисты рекомендуют нанести на резьбу качественный герметик, чтобы предотвратить утечку тосола или антифриза.
- Охлаждающая жидкость заливается до нужного уровня в радиатор и в блок цилиндра двигателя.
На этом этап замены пришедшего в непригодность ДТОЖ ВАЗ-2114 будет считаться оконченным, и, как многие могут убедиться, такая работа довольно проста. Но если все же при замене или при выяснении причины неисправности ДТОЖ возникнут трудности, на помощь автолюбителю придет обучающее видео, которое посмотреть на веб-ресурсе можно в самое удобное для себя время.
Поэтапная проверка устройства
Самостоятельно проверить дееспособность датчика нужно поэтапно:
- Если при заведенном двигателе стрелка на приборной панели поднимется до максимума, а двигатель будет холодным, нужно отсоединить соединительные контакты от датчика. Если стрелка опустится до минимальной отметки, замену элемента придется производить.
- В ином случае, если стрелка на приборной панели не изменит своего положения, нужно просто осмотреть соединительные контакты, чтобы убедиться, что замыкания не произошло на массе автомобиля.
- Если двигатель прогревается нормально, а стрелка не поднимается с «нуля» или бесперебойно меняет свое положение, следует искать причину неисправности в предохранителях.
- Ели при проверке выяснится, что предохранители нормально функционируют, нужно будет замкнуть автомобильную массу. В случае поднятия стрелки до максимальной отметки менять датчик придется обязательно.