Как прокачать тормоза на ВАЗ 2114 (видео) – признаки наличия воздуха, порядок прокачки

Тормозная система в любом автомобиле – важнейший элемент безопасности. При том, что она является одной из самых надежных во всей конструкции автомобиля, обслуживать и ремонтировать ее нужно постоянно. В модели ВАЗ 2114 система торможения довольно простая, поэтому может ремонтироваться самими владельцами машин. Практически любая процедура по замене элементов торможения предусматривает дальнейшую прокачку тормоза. У многих не понимания того, как прокачать тормоза на ВАЗ 2114, поэтому рассмотрим процедуру пошагово.

Полезное видео:

Признаки воздуха в тормозной системе

Завоздушивание системы торможения автомобиля чревато серьезными последствиями, т.к. при очередной попытке остановить машину педаль тормоза может провалиться и не сработать. Диагностика при каждом техническом обслуживании – верный метод сохранения всей схемы конструкции. На большинстве гражданских автомобилей с завода устанавливается гидравлическая система торможения. При нажатии педали водителей происходит передача усилия на вакуумный усилитель, который приводит в действие суппорта с колодками. За счет этого и происходит торможение.

Ситуация, когда в этот контур попадает воздух, проявляется следующим образом:

  • Увеличение свободного хода педали;
  • Слишком высокая «мягкость» и «ватность» при нажатии;
  • Полное проваливание педали.

Вызвано попадание воздуха несвоевременным обслуживанием машины. Редкая замена колодок ведет к тому, что суппортам приходится работать на полное прилегание, т.к. сами колодки изношены. Недостаток жидкости в контуре ведет к раннему износу цилиндров в суппорте и постепенному просачиванию воздуха.


Отсутствие воздуха в контуре зависит от того, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2114. Процедура не сложная, но требует внимания и повторной перепроверки, т.к. работоспособность всех узлов должна быть в норме.

Когда требуется прокачка и как к ней подготовиться

Прокачка тормозов требуется далеко не всегда — если тормозная система функционирует исправно, то и прокачку делать не нужно.

Обязательна она лишь в следующих трех ситуациях:

  1. Когда педаль начинает «проваливаться» (о чем было сказано в самом начале статьи).
  2. После замены какого-либо компонента тормозной системы.
  3. После замены жидкости.

Вызваны все эти ситуации одной единственной причиной — попаданием воздуха внутрь системы. Так, если педаль начала «проваливаться» сама по себе, то, скорее всего, произошла разгерметизация тормозного тракта на каком-либо участке, и воздух просочился внутрь.

При замене деталей воздух также попадает внутрь тормозной системы в большом количестве и остается внутри, вызывая ее отказ (это же относится и к полной замене тормозной жидкости).

Необходимый инструмент

Процесс прокачки следует проводить с напарником, т.к. самостоятельно выполнить работу будет трудно. Для получения результата при самостоятельной работе понадобятся следующие инструменты:

  • Шланг, подходящий к штуцеру на колесах машины;
  • Набор ключей и головок;
  • Тормозная жидкость;
  • Ветошь для счистки грязи с колпачков;
  • Тара для скопления жидкости;
  • Запасные штуцеры на случай обламывания старых.

Также стоит знать порядок прокачки тормозов на ВАЗ 2114, т.к. при выполнении процедуры стоит начинать с задних колес.

Подготовка к работам

Первым делом отключаем разъём датчика и закрепляем этот разъём рядом с бачком. Затем открываем крышку и доливаем жидкость до отметки MAX. Здесь нужна жидкость DOT-4.

Разъём датчика уровня

На любом авто, в том числе на ВАЗ-2114, тормоза прокачивают с закрытой крышкой. Значит, закручиваем крышку посильней, а дальше закатываем автомобиль на эстакаду или яму.

Если используется подъёмник, значит, при прокачке задних цилиндров в регулятор (колдун) помещают шлиц.

Регулятор давления (колдун)

Отвёртка здесь находится между кронштейном и стержнем. При прокачке передних тормозов отвёртку вынимают.

Техника безопасности: ручник нужно задействовать, а ключ зажигания – изъять.

Порядок прокачки тормозов

Перед началом процедуры следует проверить все соединения и шлангов на предмет протечек. Если наблюдаются подтеки и следы от трения – замените шланги на новые. Также учтите, что тормозная жидкость, которую Вы будете заливать, должна соответствовать той, что уже находится в контурах. Начиная с заднего колеса, процедура производится по диагонали. Лишь соблюдая порядок прокачки тормозов ВАЗ 2114 Вы получите хороший результат.

Для удобства представим последовательность прокачки тормозов ВАЗ 2114:

  1. Заднее левое колесо.
  2. Переднее правое колесо.
  3. Заднее правое.
  4. Переднее левое.

Если приходится прокачивать тормоза одному – изучите видео инструкцию по работе с использованием ниппеля от бескамерного колеса и удлиненного шланга.

Замена

Для самостоятельной замены ТЖ вам потребуется определенный набор инструментов и материалов. В этот набор входят:

  • Тормозная жидкость — 500 миллиметров;
  • Набор ключей;
  • Набор отверток;
  • Прозрачный гнущийся шланг;
  • Емкость для слива старой жидкости;
  • Сухая ветошь для очистки поверхностей.

Для работы вам обязательно потребуется помощь еще одного человека, потому при прокачке один должен быть внутри авто, а другой — снаружи.

Приступаем к процедуре.

  1. На бачке главного тормозного цилиндра открутите крышку и положите ее на подготовленную поверхность. Крышка совмещается с поплавком датчика уровня ТЖ, так что будьте внимательно, ибо на нем останется токсичная и опасная субстанция.
  2. Разблокируйте РД задних тормозов, используя отвертку. Ее просто вставляют между пластиной и поршнем. Готово.

  1. Очистите выпускной клапан правого заднего тормоза от скопившейся грязи и пыли, после чего снимите резиновый колпачок, который закрывает клапан.
  2. Наденьте на штуцер клапана гибкий прозрачный шланг, а второй его конец поместите в емкость для слива жидкости.
  3. Примерно раз в две секунды совершите последовательно четыре нажатия на педаль газа до упора. Когда нажмете пятый раз, зафиксируйте педаль в зажатом положении.
  4. Открутите клапан минимум на пол оборота. По мере слива жидкости торможения, педаль начнет постепенно проваливаться.
  5. Как только ток жидкости прекратится, закройте клапан.
  6. Одновременно с проводимой процедурой не забывайте следить за уровнем ТЖ в бачке.
  7. По мере откачки старой субстанции, добавляйте немного новой. Это позволит избежать образования воздушных пробок внутри системы.
  8. Доливайте в бачок свежую ТЖ до тех пор, пока не выйдет вся старая, и новая чистая субстанция не начнет вытекать через шланг в емкость.
  9. Завершив работу на заднем правом колесе, переходите на переднее левое и выполняйте аналогичную процедуру. За счет такой схемы движения вам удастся полностью избавиться от старой ТЖ в одном контуре.
  10. По аналогии удалите ТЖ из второго контура в такой же последовательности. Завершив слив, закройте клапаны колпачками и долейте до необходимого уровня новую ТЖ.

Завершив процедуру замены, обязательно следует выполнить прокачку тормозов. Без нее выезжать на дорогу категорически не рекомендуется, поскольку тормоза могут попросту не сработать.

Зачем прокачивать тормоза

Прокачка ТС — это профилактическое мероприятие, направленное на обеспечение стабильной работы тормозов. Суть заключается в том, чтобы удалить постороннюю жидкость и лишний воздух.

Воздух и лишняя жидкость могут появиться в системе по разным причинам. А именно:

  • Шланги повредились, нарушилась их целостность;
  • Используется некачественная тормозная субстанция;
  • Проводилась замена элементов системы или обновлялась тормозная жидкость;
  • Герметичность ТС нарушена.

Любая система торможения из-за своей конструкции может самопроизвольно скапливать внутри себя влагу. Потому прокачку нельзя игнорировать ни в коем случае.

Прокачка тормозов на ВАЗ 2114

Определившись, в каком порядке прокачиваются тормоза, можно приступать. Отметим, что прокачку удобно производить на яме. Пошагово прокачка тормозов ВАЗ 2114 выглядит так:

  1. Доберитесь до заднего колеса и на барабане найдите штуцер прокачки с колпачком.

  2. Снимите защитный колпачок и очистите поверхность от грязи.
  3. Далее наденьте на него шланг подходящего размера, второй конец которого выведите в тару для сбора жидкости.

  4. Помощник нажимает педаль тормоза несколько раз и оставляет ее в нажатом положении.

  5. Ключом на 8 откручиваем штуцер на половину оборота.
  6. Жидкость из штуцера сливается до того момента, пока не перестанут появляться пузырьки. В процессе нужно доливать жидкость в бачок и держать ее хотя бы на минимальном уровне.

  7. Далее переходите к переднему колесу и проводите те же действия, что описаны в пунктах 3-6.

Самостоятельно, без помощи напарника, проводить работу не рекомендуется, т.к. для этого передние колёса автомобиля придется вывешивать. Также придется находить способ подачи давления в систему.

Ни в коему случае не доливайте в бачок простую воду. При наступлении морозов шланги замерзнут и полопаются, что приведет к невозможности остановить машину. Возите с собой запасную бутылку с жидкостью DOT4. При обнаружении малого уровня в бачке долейте DOT4 до нужного уровня и найдите источник утечки.

Не забывайте, что в момент, когда воздух из тормозной системы выходит – нужно не допускать снижения уровня в бачке меньше минимума. Если это произошло – система снова завоздушится. Для наглядного изучения процесса рекомендуем просмотреть видео с пошаговой инструкцией.

Последовательность действий

Для начала надо открыть капот машины и открыть крышку бачка с тормозной жидкостью. Убедитесь, что он наполнен до максимума. Если нет, долейте до о. После этого выполняйте действия в такой последовательности:

  1. На заднем правом колесе найдите колпачок, закрывающий штуцер. Снимите колпачок и очистите его от загрязнений.
  2. Наполните стеклянную или пластмассовую прозрачную емкость тормозной жидкостью.
  3. Оденьте один конец шланга на штуцер, а другой опустите в стеклянную или прозрачную пластмассовую бутылку. Шланг должен быть опущен в жидкость.
  4. Попросите напарника сесть за руль и нажать плавно на тормозную педаль 7 раз с перерывами в 2 секунды. После этого он должен нажать на педаль еще раз и оставить ее в таком положении (нажатой до упора).
  5. Пока помощник удерживает педаль, с помощью гаечного ключа отверните штуцер на 2-3 оборота.

После всех этих действий вы увидите, что в прозрачную емкость через шланг потечет тормозная жидкость. Следите за тем, как она стекает.

В ней будут видны пузырьки воздуха, от которых необходимо избавиться. Сливайте жидкость, пока пузырьки не исчезнут. Затем закрутите штуцер обратно. Только после этого ваш помощник может отпустить педаль. Когда жидкость будет вытекать в емкость, следите за ее уровнем в бачке. При необходимости доливайте тормозную жидкость. Если в процессе прокачки она полностью вытечет, вам придется всю процедуру начинать с начала.

Повторяйте аналогичные действия для каждого колеса в вышеуказанной последовательности. Этот механизм действий подойдет не только для ВАЗ-2114, но и для моделей 2113, 2115.

Рекомендуем: Проверенный способ ремонта двигателя без разбора

Многие автовладельцы задаются вопросом: можно ли осуществить прокачку одному? Да, это возможно. Только в этом случае давление надо производить не с помощью нажатий педали, а использовать для этих целей производительный компрессор. Он должен создать давление на уровне 2-х атмосфер.

Осуществлять прокачку автовладельцам приходится в разных ситуациях. Воздух может попасть при замене медных трубок сзади или других агрегатов тормозной системы, при повреждении шлангов, при замене тормозной жидкости, а также в случае нарушения герметичности в узле. Вне зависимости от причины, после попадания воздуха в ГТЦ (главный тормозной цилиндр) прокачку надо осуществлять обязательно. Иначе тормоз просто не будет работать.

Проваливание педали тормоза в автомобилях ВАЗ можно преодолеть благодаря проведению процесса прокачки системы.

Перед тем, как приступить к прокачке тормозной системы, необходимо изучить инструкцию автомобиля, в которой прописана четкая схема прокачки. Если такой схемы нет, то колеса прокачиваются справа налево (заднее правое и левое, затем передние точно так же).

Также нужно приготовить следующие необходимые элементы: шланг и любая пластиковая либо стеклянная емкость.

Ход работы происходит таким образом:

  • Тормозная жидкость заливается в главный тормозной цилиндр;
  • Производится очистка штуцеров тормозных трубок;
  • В емкость добавляется тормозная жидкость, в которую вставляется один конец шланга. Другой конец – вставляется в штуцер;
  • Привлекается помощник, который производит несколько нажатий на педаль тормоза и удерживает ее. В это время, нужно отвернуть штуцер и проконтролировать жидкость, которая вытечет. При завоздушивании системы, могут быть заметны пузыри воздуха;
  • Далее, штуцер закручивается и продолжается прокачка с тремя колесами, которые следует прокачать по данной схеме.

В случае, если прокачка колес самостоятельно не прошла успешно, то необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, где высококвалифицированные специалисты проведут осмотр и прокачку тормозной системы автомобиля.

Откуда берется воздух в тормозах?

Несвоевременное обслуживание и невнимательное отношение к техническому состоянию машины – не все причины, по которым происходит неприятность с завоздушиванием. Рассмотрим несколько основных причин нарушения герметичности всех контуров:

  • Замена технической жидкости во всем контуре предполагает слив старого DOT4. В момент повторной заливки в контур попадает и воздух;
  • К тормозному цилиндру идут шланги, повреждение которых весьма распространенная ситуация на ВАЗ. Со временем они начинают «потеть» и завоздушиваться;
  • Подтеки цилиндров (как задних, так и передних);
  • Утечка из ГТЦ.

Своевременно техническое обслуживание предполагает замену всех жидкостей в автомобиле, в т.ч. и тормозной. Игнорирование данного факта с водителями играют злую шутку. При больших пробегах в систему так или иначе попадает влага, что снижает устойчивость DOT4 к низким температурам. При морозе патрубки могут потрескаться и привести узел остановки машины в негодность. Также не допускайте попадание DOT4 на поверхность лакокрасочного покрытия. В его составе содержатся довольно агрессивные элементы, способные повредить краску. Если Вы проводите манипуляции самостоятельно, с применением компрессора для накачки давления, соблюдайте ТБ. Излишнее давление приведет к разрыву патрубков и расплескиванию их содержимого на Вас. По завершению работы не спешите разгоняться и проверять эффективность тормозов на большой скорости. Достаточно несколько раз нажать на педаль и прочувствовать, насколько сильно она проваливается. В ситуации, когда соблюдение инструкции не дало результатов – обратитесь в сервис к мастерам. За ремонт тормозной системы лучше заплатить деньгами, чем своей безопасностью.

Как прокачать тормоза одному?

Решил не тратить денег на эту процедуру и замутить что-нибудь эдакое, чтобы к этому вопросу не возвращаться. И так, по порядку…

Берем пробку расширительного бачка тормозной системы, просверливаем отверстие 16 мм, как раз это внутренний диаметр верхней юбки, где стоял датчик уровня ТЖ, при этом она (пробка) сохраняет наибольшую прочность. Выглядит это примерно так:

Далее находим подходящего диаметра (напомню, он 16 мм) штуцер и пытаемся его впихнуть. Должен входить очень туго и иметь выход такого диаметра, чтобы на него можно было надеть шланг диаметром как от обычного насоса (или компрессора). Я нашел в гараже вот такой:

Обточил его в месте, предназначенном для вращения ключом, до рекомендованных 16 мм. Получилось так:

Потом вставил в предполагаемое место в пробке, встал очень туго, что и требовалось добиться.

Т.к. плотной фиксации недостаточно, решил внутри пробку пролить эпоксидным клеем, что и было сделано. Клей заливал в место указанное между двумя красными кругами на рисунке ниже:

В пробке есть канавки для предотвращения вакуума и избыточного давления в расширительном бачке, поэтому их нужно тоже аккуратно залить эпоксидным клеем, в этом поможет обычная зубочистка, ну и естественно клей.

Резинку уплотнительную, которая штатно размещена в пробке нужно оставить, аккуратно обрезав «юбку» для предотвращения пропускания воздуха во время прокачки. Я, честно говоря, это упустил, поэтому пользовался обычным фумом, которым обмотал горловину расширительного бачка. В принципе, нано-пробка готова.

Далее все еще проще, берем шланг для насоса длиной 1,5-2 м (кому как удобно) и наконечник, который одеваем обычно на сосок при накачивании колеса. Брать рекомендую тот, который под 90 градусов, т.к. прямой будет пропускать воздух при изгибании шланга. Крепим все хомутами и приспособление готово. Нам понадобиться еще тонкий шланг, для одевания его на штуцер прокачки, прозрачная бутылка, ключ на 10 или на 8.

Вся приблуда выглядит вот так:

Для замены ТЖ и промывки тормозной системы мне потребовалось 1,5 л. тормозухи DOT4 и 15 минут времени. Результат на лицо, в банке тормозуха, которая была, а в бутылке, которая сейчас (слита в момент прокачки последнего контура).

Надеюсь, эта идея будет полезна и кому-нибудь пригодится…

Буду признателен за комментарии по совершенствованию данного девайса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]