Ступица заднего колеса – самостоятельная замена в гараже

Классификация ступиц

Для ведущих управляемых и неуправляемых колес. Для неуправляемых: деталь устанавливается на ведущих осях легковых/грузовых автомобилях, в том числе и спецтехнике, но только с задним приводом. Для управляемых: ступица размещается на переднем мосту автотранспортных средств с передним приводом, оптимальна также и для полноприводных автомобилей. Для ведомых управляемых и неуправляемых колес. Для управляемых колес: крепится на передних колесах, но для машин с задним приводом. Для неуправляемых: установка ступицы предусмотрена на задние колеса, но с передним приводом.

Признаки поломки

Для избегания преждевременного повреждения, стоит узнать побольше о типах людей, которые чаще всего встречаются с такой ситуацией:

  • любители гоночного стиля вождения должны быть готовы самыми первыми;
  • любители нагрузить свою машину с превышением допустимого грузового лимита;
  • неопытные любители, не рассчитывающие мощности своего авто и застревающие в грязи или снегу.

Заклиненный подшипник или треснутый корпус ступицы гарантирован при таких манерах вождения. Люфт колеса будет тревожным звоночком к замене, а звонкий гул уже критической ситуацией.

У автомеханика я увидел такие инструменты, как:

  • плоскогубцы;
  • накидной ключ;
  • молоток;
  • зубило;
  • монтировка;
  • брусок из дерева;
  • торцевые головки.

Следует следить за резьбой, может спокойно сорваться во время закручивания. Сразу же проверяются подшипники ступицы, а меняются отвёрткой и зубилом. Сначала извлекается первый, потом сальник, затем шайба под сальником, далее ещё один подшипник. Наружные колёсики удаляются молотком и зубилом. Дело сделано!

Однако бывают и другие повреждения, например, ступичные шпильки. Для её замены вбивают молотком внутрь и вытягивают. Или обрезают болгаркой в месте изгиба, так как часто шпилька гнутая.

Прежде чем устанавливать ступицу на место, нужно новую шпильку вставить в отверстие, накрутить две гайки (вторая колёсная) и снять автомобиль «с ручника». Для надёжной фиксации стоит проверить болт на силу затяжки.

Функции и задачи ступиц

Ступица, как часть подшипника, обеспечивает колёсам автомобиля полноценное вращение. Все ступицы передают крутящий момент колесу, удерживают тормозную систему авто, крепят колесо к подвеске, вращают его вокруг оси. За счёт этого автомобиль осуществляет свою главную функцию – едет. В передних и задних колёсах детали подшипника выполняют немного разные функции. Основные задачи ступиц передних колёс – соединение диска с поворотным механизмом, торможение и движение автомобиля в целом, если он переднеприводный. Дело в том, что в этом случае именно через эту запчасть происходит вращение колеса. В заднеприводных автомобилях важными являются не только передние, но и задние ступицы. Они обеспечивают крутящий момент, ответственные за тормозной путь машины, оснащены датчиками движения и скорости (в современных иномарках).

Замена подшипника заднего колеса

Так же имеются несколько методик ремонта:

  • Со снятием стойки;
  • Без снятия стойки;
  • С помощью съемника/пресса;
  • Без съемника/пресса.

Первые шаги в инструкции аналогичны практически для всех легковых автомобилей:

  1. Выбираем ровную площадку.
  2. Ослабляем гайки колеса.
  3. Вывешиваем домкратом заднее колесо.
  4. Подкладываем опору под заднюю часть машины, под переднее колесо ставим противооткатный упор.
  5. Опускаем автомобиль с помощью домкрата на опору.

ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:

На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:

  • Chevrolet:
      Lanos
  • Aveo
  • Lacetti
  • ВАЗ: 2110
  • 2114
  • Granta
  • 2108
  • Ford:
      Fusion
  • Focus 1
  • Transit
  • Daewoo:
      Nexia
  • Matiz
  • Renault:
      Logan
  • Duster
  • Peugeot:
      206
  • ГАЗ:
      Газель
  • Hyundai:
      Accent
  • KIA:
      Sportage
  • Примечание:

    Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!

    Пошаговая инструкция: замена подшипника задней полуоси

    В начале статьи показаны схемы устройства основных узлов задней полуоси автомобиля КИА Спортейдж. У данного автомобиля в исполнении 2WD и 4WD различная конструкция заднего ступичного узла, поэтому для примера ремонта мы взяли этот автомобиль.

    Различия в ступичном узле: Слева HUB-3 – неразборный узел. Справа HUB-1 – разборный узел: в отверстие кулака 1 последовательно запрессовывают HUB-1, затем ось ступицы 2.

    1. Демонтаж колеса.
    2. Выкручиваем 2 диаметрально расположенных винта крепления тормозного диска.
    3. Отвинчиваем 2 болта крепления суппорта.
    4. Демонтируем суппорт, проверяем нужно ли менять колодки.
    5. Снятие тормозного барабана (диска).
    6. Откручиваем центральную гайку, снимаем прижимную шайбу.
    7. Попытка выбить полуось при помощи молотка иногда безрезультатна.
    8. Выдавливаем полуось съемником, откручиваем крепления рычагов и опор, освобождаем кулак.

    Фотоотчёт:

    Замена подшипника задней ступицы с помощью специального съемника без снятия узла

    1. Устанавливаем на шпильки ступицы приспособление, именуемое ударный молоток.
    2. Потребуется несколько сильных ударов, ступица снимется, но часто на ней и внутри кулака остаются обоймы.
    3. Выводим полуось из отверстия кулака.
    4. Достаем стопорное кольцо из гнезда кулака.
    5. Заряжаем винтовой съемник – набор из длинного штока (болта) и набора шайб и круглых пластин (блинов) под диаметры внешних и внутренних обойм, широких колец.
    6. Круглую пластину упираем в отверстие кулака, пропускаем шток (длинный болт) в отверстие пластины. На другой конец штока надеваем пластину по диаметру наружной обоймы, прижимаем гайкой. Начинаем закручивать болт, на задержку с обратной стороны ставим ключ.
    7. Используйте в качестве ключа мощный гайковерт или ручной инструмент с удлинителем. Корпус подшипника подастся вперед, чтобы он вышел дальше, добавим широкое кольцо.

    Важно знать:

    Обратите внимание на подбор пластин съемника: они должны соответствовать диаметрам обойм.

    Фотоотчёт:

    Инструкция по замене ступичного подшипника со снятием узла

    Пункты до 7-го такие же, что и в пошаговой инструкции.

    1. Выкручиваем болт крепления датчика ABS, вытаскиваем из гнезда, убираем в сторону.
    2. Откручиваем болты тяг и рычагов, прикрепленных к цапфам кулака.
    3. Разбираем механизмы ручника: обратите внимание на направляющие штифты пружинок, если делаете впервые, сфотографируйте положение деталей.
    4. Освобождаем тросик ручника, с обратной стороны достаем фиксирующую скобу, вытаскиваем тросик.
    5. Откручиваем 2 болта крепления стойки амортизатора от цапфы кулака.
    6. Снимаем узел полностью.

    Фотоотчёт

    Замена подшипника задней ступицы на прессовочном станке

    1. Достаем стопорное кольцо.
    2. После демонтажа ступицы, устанавливаем струбцину или съемник.
    3. Выпрессовываем вначале ступицу, затем подшипник.

    Сборка узла

    1. После покупки новой детали, запрессовываем её в ступицу
    2. Посмотрите следует ли менять стопорное кольцо на новое.
    3. Запрессовываем ступицу в узел.
    4. Далее производим монтаж в обратном порядке.

    Фотоотчёт

    Замена ступичного фланцевого узла заднего колеса

    Неразборный узел, когда подшипник совмещен со ступицей, заменить проще: отсоединяют фланец заднего моста, достаточно открутить несколько болтов, но это зависит от конструкции фланца.

    1. Снимаем суппорт, тормозной диск – операции, как и в предыдущих инструкциях.
    2. Если диск зажат— прокрутите регулировочное колесико отверткой через специальное отверстие. В зависимости с какой стороны снимаете диск, вращение зубцов колесика вниз или вверх.
    3. Получить доступ к болтам крепления фланца HUB-3 можно после снятия амортизатора. Предварительно положите под рычаг стойки подставку.
    4. Открутите 4 болта крепления фланца, отсоедините разъем ABS, снимите ступичный подшипник.
    5. Сверьте номера старого и нового подшипников задней ступицы.
    6. Зачистите посадочное место фланца. Монтаж в обратной последовательности.

    Фотоотчёт

    Видео-инструкции

    Замена заднего ступичного подшипника на Kia Sportage

    Kia Sportage — замена заднего ступичного подшипника

    Стандартные характеристики и размеры

    Подшипниковые детали для крепления колёс изготавливают разного размера. Речь идёт о диаметре ступицы. Размерные характеристики запчасти всегда будут зависеть от марки автомобиля и размера колёсных дисков. Производители придерживаются правила: цилиндр металлического изделия должен всегда совпадать с размером колеса автомобиля. Определением этих параметров занимается специальная система – DLA. Дело в том, что большие колёса на ступицах маленького диаметра будут болтаться. Иногда для колёсных дисков большого диаметра, под которые не подходит стандартная ступица, устанавливают дополнительное переходное кольцо.

    Как определить неисправный ступичный подшипник

    Оригинальные подшипники задних ступиц ВАЗ-214 «ходят» достаточно долго, и могут выдерживать до 70-100 тыс. км пробега. И даже в случае неисправности одного из них или двоих сразу продолжают работать. Это совсем не значит, что можно продолжать ездить на заведомо неисправных подшипниках, но при обнаружении неполадок с ними шанс дотянуть до станции техобслуживания или собственного гаража у вас всегда будет.

    К признакам неисправного подшипника задней ступицы можно отнести:

    • гул, вой, шелест в районе соответствующего колеса во время движения;
    • хруст при проезде мелких неровностей;
    • нагревание ступицы;
    • люфт колеса (обнаруживается путем расшатывания поддомкраченного колеса).

    Причины поломки и замена ступицы

    Из-за поломанной ступицы может барахлить тормозная система. Если вовремя обнаружить и устранить поломку детали, можно избежать серьёзных аварий и трат на более сложный ремонт. Причинами поломки детали подшипника могут стать: агрессивная и неаккуратная езда, «дрифтование», протирание брюхом автомобиля гравия, песка или грязевой жижи на дорогах, регулярное попадание колёсами в ямы и на кочки, перегруз. В некоторых случаях, запчасть может выйти из строя из-за изначального брака при сборке на заводе. Среди основных признаков выхода из строя запчасти – слабые толчки, неприятный звук, ощущение вибрации кузова, укачивание.

    Определить поломку ступицы поможет стук и слух

    — Первый способ – постучать о колесо ногой. От лёгких ударов шины не должны ни шататься, ни люфтовать. Если же ощутили шатание или заметили зазор между запчастями при постукивании, то это сигнал о поломке.

    — Другой вариант – прислушаться во время езды. Если из-под колёс доносится неприятный режущий звук или любой другой посторонний шорох – деталь колеса следует немедленно заменить.

    На передних и задних колёсах неисправность запчасти определяют по-разному. На передних шинах это сделать проще. Нужно разогнать автомобиль до скорости 60 км/час и выше и повилять по дороге в разные стороны. Если поломался левый подшипник, то звук будет усиливаться на левом повороте, а если правый – соответственно при повороте вправо. Неисправные ступицы на задних колёсах ведут себя иначе. Определить, какая поломалась – трудно. Бывает, что неприятный звук доносится справа, но сломана левая запчасть. Опытные автомобилисты советуют приподнять корму авто, после чего покрутить колесо в разные стороны. Одно и другое. Там, где услышите хруст, посторонний звук или обнаружите люфт – нужен ремонт либо замена детали.

    Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников

    1. Как смазать подшипник ступицы.
    • Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
    • Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
    • Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
    • Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).

    Рекомендуемая смазка представлена в таблице:

    Марки смазкиПроизводителиЗагустительБазовое масло
    RareMax AF-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
    6459 Grease NShowa Shell Sekiyu, K.K.КарбамидМинеральное масло
    Pyronoc Universal N-6CNisseki Mitsubishi Oil CorporationКарбамидМинеральное масло
    HB-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
    Ronex MPExxon/MobilЛитийМинеральное масло
    1. Как продлить срок службы.

    Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).

    Рассчитать срок службы «Калькулятор срока службы ступичных подшипников»

    Читайте статью «Момент затяжки ступичных подшипников»

    1. Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.

    Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.

    Читайте в статье «Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников»

    1. Комплект ступичного подшипника — что в него входит.

    Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.

    1. Что использовать пресс или съемник.

    Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.

    Важный момент:

    Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.

    1. Подшипники с АБС.

    Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.

    Устройство задней подвески и ходовой части

    Подшипник производства АвтоВАЗ

    Прежде чем перейти непосредственно к процессу замены стоит рассмотреть устройство задней подвески, чтобы понять месторасположение детали, а также определить, что необходимо снять, чтобы поменять задний ступичный подшипник.

    Устройство задней ходовой части в разрезе

    1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн креплений рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка; 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы: 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески;

    Важные моменты

    • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
    • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
    • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

    Замена ступичных подшипников — процедура, с которой рано или поздно столкнётся каждый владелец «девятки». Вопрос только в том, будет ли он готов к этому. Если водитель предпочитает ремонтировать свою машину самостоятельно, то имеет смысл приобрести в магазине съёмник для ступиц и подшипников. Этот нехитрый инструмент значительно облегчит работу, а также сэкономит автовладельцу массу времени и нервов.

    Заменить подшипник задней ступицы на ВАЗ-2114 достаточно сложно, но реально своими руками. Так, автомобилисту необходимо знать конструктивные особенности автомобиля, а также иметь некоторый опыт в ремонте подвески, но даже начинающий автолюбитель сможет разобраться в процессе, прочитав данный материал. Статья расскажет о всех особенностях операциях, а также пошагово покажет, как делается процедура.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]