Выхлопная система ВАЗ-2109: назначение, устройство, техническая характеристика, особенности эксплуатации и ремонта


ВАЗ-2109 – пожалуй, самый известный автомобиль российского производства. Эта машина выпускалась еще со времен СССР. Это был первый автомобиль, где крутящий момент передавался на передние, а не на задние колеса. Машина сильно отличается по конструкции от обычной «классики». Но так ли отличается выхлопная система ВАЗ-2109? Устройство, назначение и особенности системы будут описаны далее в статье.

Устройство

Всего данная система включает в себя несколько элементов. Это:

  • Выпускной коллектор. Это самая первая деталь, через которую проходят газы после сгорания. В народе коллектор называют пауком за его характерную форму. Данный элемент подводится к каждому из четырех цилиндров ДВС. Далее все эти трубы объединяются в две, а после – в одну единую. Существуют также спортивные коллекторы со схемой выпуска 4-2-1. Устанавливаются они с целью прибавления мощности. Как показывает практика, газы более свободно двигаются по тракту, однако существенной прибавки мощности водитель все равно не ощутит.
  • Приемная труба. Она соединяется с коллектором. Внутри данной трубы есть специальный зонд. Это датчик содержания кислорода, или лямбда-зонд. Если говорить про выхлопную систему ВАЗ-2109 (карбюратор), такой датчик в системе отсутствует. А вот на инжекторах авто лямбда-зонд используется обязательно. Малейшие проблемы с ним могут сопровождаться лампой «Чек Энжин» на панели приборов. По сути, приемная труба имеет наиболее простое устройство. Здесь нет звукоотражающих перегородок или специальных наполнителей. Это обычная полая труба, в которой может располагаться один-единственный датчик.
  • Катализатор. Как и в предыдущем случае, данный элемент присутствует только на инжекторных версиях. На карбюраторных катализатор отсутствует. Для чего нужен данный элемент? Основная его задача – это снижение концентрации вредных веществ в отработавших газах. Проходя сквозь соты катализатора, вредные металлы превращаются в безвредные оксиды. Благодаря применению данного элемента машина стала соответствовать экологическому стандарту Евро-2 и выше. Катализатор – это самый дорогостоящий элемент в выхлопной системе ВАЗ-2109 (инжектор). Поэтому многие при его неисправности устанавливают пламегасители либо просто выбивают сердцевину и заваривают стенки, оставляя катализатор пустым внутри.
  • Резонатор. Данный элемент присутствует как на карбюраторных, так и на инжекторных версиях. Устанавливается резонатор за катализатором. В чем заключается его задача? Резонатор служит для поглощения основного шума от выхлопных газов. Благодаря данному элементу звук газов становится меньше. Устроен резонатор просто. Это металлический корпус, внутри которого находится перфорированная труба. Дополнительно внутри может находиться перегородка.
  • Основной глушитель. Резонатор можно назвать вспомогательным глушителем, но основную звуковую энергию поглощает именно последний глушитель, находящийся под задним бампером. Входит он в резонатор и поглощает до 90 процентов звука. Устроен данный элемент несколько сложнее. За основу здесь взяты тоже перфорированные трубки, но их здесь несколько, как и камер. Обычно это три-четыре трубки и две камеры. Проходя через весь этот лабиринт, газы теряют свою энергию и выходят без лишнего звука.

Что требуется для построения ПГС (прямоточной системы выхлопа): тюнинг-комплект

Бесспорно, установка ПГ — это тюнинг, модернизация. И всё необходимое для построения такого спортивного варианта выхлопа имеется в магазинах.

Первое, это резонатор. Отметим, что спортивный ПГ не имеет перегородок, препятствующих выходу газов. Вся его конструкция направлена только на то, чтобы избавить ДВС от лишних газов, образующихся в процессе сгорания топлива. Как следствие, повышается мощность за счёт увеличения продува.

Интересный момент. На автомашинах, оснащённых атмосферным ДВС, установка спортивного ПГ позволяет увеличить мощность на 10 процентов от стандартной мощности, а на турбированных — на 20 процентов и даже больше.

Второй необходимый элемент, конечно же, это новый пламегаситель прямоточный. Универсальный гаситель предназначен, как альтернатива штатному катализатору при построении прямотока. Такой элемент должен быть изготовлен из нержавеющей стали (бывает вариант из алюминизированной). Внутренняя часть такого пламегасителя имеет универсальное исполнение, призванное повышать мощь силового агрегата машины.

Строение глушителя в виде схемы даёт цельное представление о нём

Крепёжные элементы и другие аксессуары, в число которых обязательно должны входить различные адаптеры, переходники, фланцы, термическая лента для коллектора выпускного типа и т. д. – это тоже часть системы.

И наконец, труба для глушителя, выполненная из нержавейки или алюминизированная. Сама труба должна быть с увеличенным диаметром (как правило, в пределах 38–76 мм). Длина трубы порядка 1000 мм, толщина стенки — 1,5 мм.

Неисправности

Ввиду простого устройства данная система весьма надежна и редко когда требует внимания. Но ничто не вечно, поэтому с годами глушитель и другие элементы прогорают. Чаще всего выходит из строя именно глушитель, так как принимает на себя весь удар. Прогореть он может как снаружи, так и внутри. В последнем случае определить поломку можно по громкому звуку выхлопа. Ездить с таким глушителем неопасно, однако не очень комфортно. Во-первых, страдает шумоизоляция, во-вторых, газы могут прорываться в салон. Поэтому лучше заменить данный элемент сразу, учитывая, что стоит он копейки.

Дополнительная информация

Нужный результат получался благодаря целому комплексу мер, затрагивающих буквально все элементы автомобиля: распредвал, камеры сгорания, входной и выходной коллекторы, пути отвода газов (их форму, длину и расположение) и глушители. И солидный, басовитый звук работающего мотора был лишь сопутствующим фактором настоящей прямоточной системы выхлопа. На самом деле целью создания подобного устройства было максимальное использование мощности мотора и снижение ее потерь при работе двигателя.

И добивались этого, как уже было сказано, целым комплексом мер, реализовать которые обычному пользователю в гараже невозможно. Так что не надо строить иллюзий, что обзаведясь глушителем, в чем-то отличающимся от штатного, вы значительно увеличили мощность двигателя и улучшили динамику автомобиля. Итогом всех подобных работ будет в лучшем случае изменение звука его выхлопа. Хотя если это является вашей целью, то вы добьетесь нужного результата.

Прямоточный глушитель, или как его обычно называют, прямоток, при установке на серийный автомобиль предназначен для изменения звука работающего мотора. Причины, по которым это делается, у каждого могут быть свои. Но стоит отдавать себе отчет, что существуют определенные нормы к уровню звукового давления, допустимого для автомобиля, при превышении которых ТС не допускается к эксплуатации. А также, что значительный шум от работающего мотора вызывает беспокойство окружающих и соседей.

О ремонте

Некоторые владельцы прибегают к ремонту глушителя. Но нужно сказать, что такие мероприятия если не бесполезные, то как минимум временные. Дело в том, что газы могут прорываться не только наружу из глушителя, но и внутри. То есть после установки заплатки звук выхлопа не изменится. Стоимость нового глушителя на «девятку» сейчас около тысячи рублей. А прослужит он гораздо дольше, чем старый отремонтированный.

Отличие прямоточного глушителя от обычного

Прямоточный глушитель — это такой же глушитель, но не имеющий перегородок для гашения низкочастотных шумов. В его составе может быть набивка из минеральной ваты, которая гасит высокочастотный шум, но пропускает низкочастотный.

Штатный глушитель состоит из довольно сложной системы труб и решёток, в которых гасятся шумы. Частями выхлопной системы на современном автомобиле также являются лямбда-зонд, каталитический нейтрализатор, датчик измерения температуры выхлопных газов. Таким образом, штатный глушитель по сравнению с прямотоком — чуть более сложная система.


Штатный глушитель состоит из сложной системы труб и решеток

Устройство прямоточного глушителя

Для грамотного тюнинга выхлопной системы желательно в сочетании с прямотоком ставить другой, усовершенствованный выпускной коллектор, удалять катализатор и устанавливать приёмную трубу увеличенного диаметра. Ведь в тюнингованной выхлопной системе удалены все препятствия, стоящие на пути выхлопных газов.

Прямоточный глушитель сделан так, чтобы его пропускная способность была выше, чем у глушителя штатного, и он более свободно выносил отработанные газы из двигателя. В результате такого тюнинга улучшается продувка цилиндров, на поршнях и клапанах оседает меньше нагара, что, в свою очередь, увеличивает ресурс силового агрегата. Его мощность повышается примерно на 15%.

Сопутствующим фактором является некоторое ухудшение — по сравнению со штатным глушителем — шумовых показателей. Прямоточный глушитель обладает суровым рыком, который может привлечь внимание ГАИ, стать причиной штрафа или вызывать гнев соседей, когда рано утром у них под окнами прогазовывает тюнингованный автомобиль.

При установке усовершенствованной выхлопной системы следует учитывать и эти факторы, иначе тюнинг может стать причиной бессмысленных затрат в дальнейшем. Отсутствие внутренних перегородок и шумопоглощающей набивки делает прямоток относительно простым в изготовлении.

Что даёт прямоток

Существенное улучшение мощностных показателей автомобиля с установкой прямоточного глушителя происходит тогда, когда силовой агрегат полностью исправен, держит нормальную компрессию, мало изношен, а ещё лучше — если какие-либо его составные части подвергались доработке. Так, прямоток увеличит мощность, если тюнинговалась головка блока цилиндров, система впуска, сам блок цилиндров растачивался под больший объем. Если автовладелец пока не принимался за серьёзные переделки мотора, но желает потратиться на тюнинг выхлопа, то тем самым он все же увеличит мощность силового агрегата, получив в придачу басовитый гул, сделав машину чуть динамичнее.

От характера выпуска отработанных газов зависит наполнение цилиндров топливовоздушной смесью. Впрочем, изменение звучания в «спортивную» сторону иногда достаточно для автолюбителя, так как оно придаёт автомобилю некий стиль. Переходить к любому изменению конструкции авто стоит с максимальной серьёзностью, так как все системы и агрегаты в нём взаимосвязаны. При неграмотной переделке выхлопной системы можно получить сильно ревущий автомобиль, езда в котором станет невыносимой как для водителя, так и для пассажиров.

Как заменить?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лучший ремонт глушителя – это его замена. Данное утверждение актуально и для других деталей выхлопной системы ВАЗ-2109. Замена глушителя производится при наличии смотровой ямы, накидного ключа на 13 и торцевой головки с таким же размером. Все действия выполняются пошагово:

  • Автомобиль загоняется на смотровую яму и ставится на передачу.
  • Отсоединяется основной глушитель от резонатора. Для этого нужно найти стяжной хомут. Накидным ключом прихватывается крепежная гайка (чтобы исключить прокручивания). В это время выкручивается болт трещоткой.
  • После снимается крепеж и рассоединяются элементы выхлопной системы. Хомут многоразовый, поэтому его мы будем ставить обратно.
  • Аккуратно снимается передняя часть глушителя от резиновой «подушки», через которую деталь крепится к кузову. Дальше та же операция проделывается с передними «подушками».
  • Если глушитель прикипел к трубе резонатора, его можно повращать против часовой стрелки и обратно. Так легче демонтировать глушитель.
  • Устанавливается новый элемент в обратной последовательности.

Обратите внимание, что резиновые подушки могут быть порванными. Лучше приобрести комплект запасных. На «девятках» они очень хлипкие. Желательно ставить подушки из прочного материала (например, полиуретановые). На комфорте это не скажется (вибраций больше не станет), но ресурс минимум вдвое больше.

Как сделать прямоточнй глушитель тише

ПГ делается тише по ходу его собирания. И каждый умелец осуществляет это по-разному, используя минвату, стружки металла, ёршики или асбест. Рекомендуется также устраивать внутри самодельного глушителя несколько отделений, образующих дополнительную резонацию.


Устройство прямотока различными способами подразумевает использование минваты, стружки и другие наполнителей

Автомашина с выхлопом громче 96 дБ ТО не проходит, границу не пересекает, по городу не разъезжает. Таков закон. Звук сегодня ограничивают даже в автоспорте, где казалось бы не должно быть ограничений и рамок.

Решив приглушить ПГ, нужно понимать, что это никоим образом не должно сказаться на эффективности новой системы. Ни один из компонентов системы ПГ не должен создавать сопротивления выхлопным газам.

Флейта

Флейта или сайленсер в ПГ — это упрощённая конструкция, используемая тюнерами. Её задача – «утихомирить» ПГ, получив законные дБ на выходе.

Сделать флейту несложно. Достаточно будет использовать в качестве глушителя кусок перфорированной 20-сантиметровой трубки с диаметром, который немногим больше выхлопа (на 1/3). На трубу обязательно фиксируется дисковая либо конусная шайба, для выполнения роли заглушки. Крепление осуществляется на болтах у воздушного среза. Шайба, собственно говоря, и создаёт конструкции форму, напоминающую флейту.


Флейта применяется в ПГ для снижения шума

Стоимость готовых сайленсеров в магазинах варьируется в пределах 8–150 долларов. Китайские модели стоят очень дёшево, но качества от них не жди. Оригинальные, хорошие флейты европейского производства можно приобрести за 100–150 долларов.

Флейту для ПГ можно собрать и своими руками. Ниже приведена схема, по которой можно легко изготовить такую модель.


Самодельная флейта собирается просто

Самодельная флейта собирается просто:

  • берётся 20-сантиметровая стальная труба (рекомендуется брать нержавейку) и лист железа толщиной 1 мм;
  • проводится сварка (желательно дуговая);
  • изначально к трубе должна быть приварена заглушка с отверстиями под болты на 8.

Рекомендуется крепить на все 3 болта, однако можно и на 1. Это будет в разы быстрее.

Меняем резонатор

Для этого нам потребуется базовый набор инструментов (рожковые ключи и головки), а также смотровая яма. Приступать к ремонту выхлопной системы ВАЗ-2109 можно, только убедившись, что она остыла. Итак, нам нужно рассоединить резонатор с глушителем с одной стороны и с катализатором с другой. Нужен накидной ключ, чтобы открутить пару болтов. Затем поднимаем резонатор и отсоединяем его от резиновых подушек. Если резонатор не поддается, нужно применить плоскую отвертку. Ею мы аккуратно сможем поддеть резиновый подвесной элемент. Дальше все просто – достаем деталь наружу и ставим на ее место новую. Сборка осуществляется в обратном порядке.

Что такое прямоточный глушитель

Многие замечали порой, как с рёвом проносятся по шоссе тюнингованные машины. Что придаёт им дополнительную мощность, басовитый рык и мгновенный разгон? Усовершенствованная выхлопная система, а именно установка прямоточного глушителя. Не стоит недооценивать выхлопную систему, ведь изменяя её конфигурацию, можно «играть» мощностью силового агрегата, не тратясь на сложный и дорогостоящий тюнинг коробки передач или двигателя. Сделать прямоток можно в гараже, имея при себе небольшой набор инструментов, установка его тоже не представляет особых трудностей.

Что такое прямоточный глушитель, чем он отличается от обычного? Это глушитель, у которого удалена в одном из резонаторов так называемая система «лабиринта», за счёт чего отработанные газы выходят прочь стремительнее, чем на глушителе штатном. Установка прямотока более чем оправдана, если на автомобиле тюнингован силовой агрегат. Более мощный двигатель выпускает большее количество выхлопа, поэтому очень важно, чтобы система выпуска не «душила» его.

Катализатор

Замена катализатора на «девятке» — нецелесообразная операция ввиду стоимости. Намного дешевле заменить данный элемент на пламегаситель. Выхлопная система ВАЗ-2109 (инжектор, 8 клапанов) не изменит свои характеристики, при этом выхлоп будет по-прежнему тихим. Единственное, что изменится – это токсичность газов. Выхлоп будет более едким. Итак, что для этого нужно? Сперва удаляется сам катализатор. Для этого снова понадобится набор ключей и смотровая яма. После откручивания всех крепежей деталь достается наружу. На ее место ставится пламегаситель. Идеально подойдет по размерам уже готовый пламегаситель. Таких продается масса в магазинах.

Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Прямоток своими руками на ВАЗ

Прямоток своими руками с насаткой))) Звук ничем не отличается от прямотока CaRex))))) На прямоток нужно: Глушитель; Кардан; Минеральная вата; Насатка.

Комментарии 52

Круто получилось тоже думаю себе сделать)

Молодец, за труд твой спасибо огромное ))

сейчас в моде тишина.чем беззвучнее едет машина тем лучше-моё мнение может кто и согласится…

сейчас в моде тишина.чем беззвучнее едет машина тем лучше-моё мнение может кто и согласится…

+1, мощное авто должно быть тихим

а ты не допускаешь мысли что можно просто купить, поставить и обойтись без записи в блоге? ))

мужики, а как определить у меня просто пердак или прямоток?просто как таз взял не знаю что стоит, но рычит норм)

Работа шикарная, но эффект на любителя. Я бы долго не смог ездить с таким шумом )))

Вместо кардана можно брать трубу выпуска с ЗИЛа, там 72 мм.

Тюнинг

Те, кто хочет изменить звук выхлопа на более спортивный, могут установить прямоточный глушитель «Стингер». Выхлопная система ВАЗ-2109 также дорабатывается путем установки паука марки «Стингер».

В результате газы будут беспрепятственно покидать камеру сгорания. Но нужно понимать, что звук выхлопа увеличится в несколько раз. Так как в прямоточном глушителе нет таких лабиринтов, все газы идут напрямую в атмосферу.

Машина будет звучать по-спортивному, однако о существенной прибавке мощности говорить не стоит. Более правильным решением является установка такого глушителя после модернизации мотора. Начинать можно с установки 16-клапанной головки, далее менять впускную систему, монтировать турбину и так далее. Ставить прямоток на простой вазовский двигатель нет никакого смысла. Штатная выхлопная система и так справляется с выхлопом от простого атмосферного двигателя. В случае же установки турбины на «девятку» такая доработка просто необходима.

Делаем прямоток с нуля

Для этого потребуется воспользоваться услугами токаря. Заказываем две трубы:

  1. Одну из стали толщиной 2 мм диаметром 130 мм и длиной 42 мм.
  2. Вторую из стали толщиной 2.5 мм, диаметром 52 мм и длиной 42 мм с отверстиями диаметром 8-10 мм, через каждые 2 см.;

Отдельно заказываются два фланца диаметром 130 мм с внутренним отверстием 52 мм, толщина металла 2-2.5 мм.

Подготавливаются:

  1. Асбестовая веревка;
  2. Стекловата или минеральная вата.

Асбестовой веревкой обматывается внутренняя труба. Это делается для того, чтобы защитить от перегрева минвату, которая будет идти верхним слоем.

Набиваем верхний слой, собираем и обвариваем конструкцию. Привариваем крепления и крепим прямоток на штатное место. Для красоты можно одеть насадку на глушитель.

Другая конструкция устройства показана ниже.

Чертежи

Способов изготовить прямоточный глушитель очень много, тут главное понимать принцип работы устройства и включать воображение. А автовладельцам, которым сложно это сделать, воспользуйтесь способами и чертежами, про которые рассказано выше, они простые и доступные многим.

Также расскажите в комментариях, какой прямоток установлен на вашем авто и как его можно сделать своими руками, многим это поможет разобраться в этой теме.

Сборка прямотока в корпусе старого глушителя

Если по тем или иным причинам не устраивает вариант покупки готового прямоточного глушителя, возможны два варианта его создания своими руками:

Первый вариант проще и дешевле. Для его осуществления достаточно относительно прямых рук и сварочного инвертора. Преимущество этого способа – минимальное влияние на настройки компьютера по датчику кислорода и незначительное (при правильной сборке) изменение шумности двигателя. Звук станет более басовитым на оборотах, не более.

Готовый самодельный прямоток

Чтобы минимизировать унос наполнителя через отверстия в перфотрубе, ее можно предварительно обмотать металлической сеткой.

Глушитель из порошкового огнетушителя

Доработка штатного глушителя возможна на базе порошкового огнетушителя, эксплуатационный срок которого закончился.

Необходимые материалы

Дополнительно следует подготовить:

Поэтапное выполнение работ

Процесс изготовления выглядит следующим образом.

Советуем также внимательно прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается о том, как устроен резонатор глушителя.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он рассказывает о том, как выбрать термоленту для глушителя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]