Задний мост ВАЗ 2107: особенности эксплуатации и технического обслуживания

Задний мост является достаточно надёжным агрегатом автомобиля ВАЗ 2107, но, несмотря на свой массивный внешний вид, механизм требует регулярного техобслуживания, без которого может преждевременно выйти из строя. Этот узел может служить достаточно долго, если правильно и бережно его эксплуатировать, по возможности избегая предельных режимов вождения транспортного средства. Спокойная и аккуратная езда без резких нажатий на педаль газа и тормоза, жёстких включений сцепления и тому подобных перегрузок будут способствовать исправности и долговечности заднего моста.

  • Технические характеристики
  • Из чего состоит задний мост

    Корпус

  • Редуктор
  • Полуоси
  • Признаки неисправности
      Скрежет при движении
  • Кардан крутится, а машина не едет
  • Течь масла из корпуса и со стороны хвостовика
  • Колёса заклинены и не вращаются
  • Ремонт заднего моста
      Подшипник хвостовика
  • Подшипник полуоси
  • Течь сальника хвостовика
  • Люфт хвостовика

    Видео: самостоятельно замеряем люфт хвостовика

  • Контролируем масло в редукторе
      Видео: меняем масло в редукторе самостоятельно
  • Функции заднего моста ВАЗ 2107

    Седьмая модель ВАЗ завершает собой линейку заднеприводных машин, выпущенных волжским автозаводом: все последующие модели, начиная с ВАЗ 2108, были оснащены передним или полным приводом. Таким образом, крутящий момент от двигателя «семёрки» через другие элементы трансмиссии передаётся задним колёсам. Задний мост — один из компонентов трансмиссии, включающий в себя дифференциал и главную передачу. Дифференциал служит для раздачи крутящего момента между полуосями задних колёс, когда автомобиль поворачивает или движется по неровной дороге. Главная же передача усиливает крутящий момент, который передаётся на полуоси моста посредством сцепления, КПП и карданных валов. Если полученный крутящий момент принять за 1, то дифференциал может распределить его между полуосями в соотношении 0,5 к 0,5 или в любом другом, например, 0,6 к 0,4 или 0,7 к 0,3. Когда такое соотношение равно 1 к 0, одно колесо не вращается (например, попало в яму), а второе буксует (на льду или мокрой траве).


    Седьмая модель ВАЗ завершает собой линейку заднеприводных машин, выпущенных волжским автозаводом

    Из чего состоит задний мост

    Конструкция заднего моста «семёрки» включает довольно большое количество элементов, в числе которых:

    1. Крепёжные болты тормозного барабана.
    2. Направляющие штифты.
    3. Маслоотражатель подшипника полуоси.
    4. Тормозной барабан.
    5. Кольцо барабана.
    6. Цилиндр заднего тормоза.
    7. Штуцер для прокачки тормозов.
    8. Подшипник полуоси.
    9. Запорное кольцо подшипника.
    10. Фланец балки моста.
    11. Сальник.
    12. Опорная чашка пружины.
    13. Балка моста.
    14. Кронштейн подвески.
    15. Направляющая полуоси.
    16. Гайка подшипника дифференциала.
    17. Подшипник дифференциала.
    18. Крышка подшипника дифференциала.
    19. Сапун.
    20. Сателлит.
    21. Ведомая шестерня главной передачи.
    22. Левая полуось.
    23. Шестерня полуоси.
    24. Картер редуктора.
    25. Регулировочное кольцо ведущей шестерни.
    26. Распорная втулка.
    27. Подшипник ведущей шестерни.
    28. Сальник.
    29. Грязеотражатель.
    30. Фланец-вилка карданного шарнира.
    31. Гайка.
    32. Маслоотражатель.
    33. Ведущая шестерня главной передачи.
    34. Ось сателлитов.
    35. Опорная шайба шестерни полуоси.
    36. Коробка дифференциала.
    37. Правая полуось.
    38. Кронштейны полуоси.
    39. Упорная пластина подшипника полуоси.
    40. Щит заднего тормоза.
    41. Колодка заднего тормоза.
    42. Фрикционная накладка.
    43. Фланец полуоси.
    44. Стопорная пластина.
    45. Крепёжные болты крышки подшипника.


    Задний мост состоит из компонентов полуосей, редуктора и главной передачи

    Корпус

    Все рабочие механизмы заднего моста размещены в балке, а также в картере редуктора. Балка выполнена из двух кожухов, соединённых продольной сваркой. Подшипники и сальники полуосей расположены во фланцах на концах балки. К корпусу балки, помимо этого, приварены крепёжные элементы подвески. Посредине балка расширена и имеет проём, в котором закреплён картер редуктора. В верхней её части установлен сапун, через который поддерживается связь полости моста с атмосферой, благодаря чему давление в полости не поднимается выше допустимого и внутрь детали не попадает грязь.


    Все рабочие механизмы, участвующие в передаче крутящего момента, размещены в балке моста и картере редуктора

    Редуктор

    Главная передача состоит из ведущей и ведомой шестерён, имеющих гипоидное зацепление, т. е. оси шестерён не пересекаются, а перекрещиваются. Благодаря специфической форме зубьев обеспечивается одновременное зацепление сразу нескольких из них и, как следствие, снижается нагрузка на зубцы и увеличивается их долговечность. Двухсателлитный конический дифференциал, кроме расположенных на общей оси сателлитов, включает коробку и две шестерни, при этом сателлиты пребывают в постоянном зацеплении с шестернями.


    Редуктор заднего моста ВАЗ 2107 содержит дифференциал и главную передачу

    Полуоси

    «Семёрка» оснащена так называемыми полуразгруженными полуосями заднего моста, которые принимают на себя изгибающие усилия как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Полуось, по сути, — это вал, изготовленный из стали марки 40Х, на внутреннем конце которого находятся шлицы, на внешнем — фланец. Внутренний конец полуоси связан с шестернёй дифференциала, внешний расположен во фланце балки, к которому крепятся тормозной барабан и колесо. Удерживаться на месте полуоси позволяет упорная пластина подшипника, которая также закреплена на балке.


    ВАЗ 2107 оснащён полуразгруженными полуосями заднего моста, которые принимают на себя изгибающие усилия как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости

    Регулирвка и установка редуктора ВАЗ 2107

    Регулировки глубины зацепления главной пары

    В этом случае необходимо подобрать толщины регулировочной шайбы.

    Итак: Вместо приспособления устанавливаем «родной» хвостовик и заворачиваем гайку до легкого упора, оставляя зазор. Устанавливается дифференциал с планетаркой в сборе, крышки подшипников и затягиваются болты их крепления.

    При замене сальника хвостовика допускается ряд неправильных действий, которые в итоге приводят к выходу редуктора из строя раньше времени. Перед отпусканием гайки хвостовика, по технологии выполнения работы по замене сальника, необходимо снять полуоси (что практически никогда не выполняется, так как объем работы многократно возрастет). Хотя по прейскуранту, снятие полуосей, вероятнее всего, будет внесено в ведомость и за это будет взята плата, так как этого требует технология завода по замене сальника. Это необходимое условие, так как полуоси будет создавать сопротивление при затяжке и правильной регулировки просто будет невозможно добиться.

    Перед отпусканием гайки хвостовика, его нужно зафиксировать от проворачивания и динамометрическим ключом проверить усилие затяжки гайки, в районе 12 кгс. Перед установкой сальника, если его наружная поверхность не обрезиненна, то нужно воспользоваться герметиком для гарантии. Так, риска 0.15 мм на чулке редуктора будет достаточна для пропускания масла через наружную поверхность сальника.

    Обратно к сборке…

    Ставятся регулировочные гайки, и предварительно выбирается зазор на главной паре (конечный рабочий зазора 0,08 до 0,12 мм). Затем на зубья планетарной шестерни из аэрозольного баллончика наносится краска и с помощью хвостовика необходимо выполнить несколько движение в разные стороны, чтобы зафиксировать по краске пятна контакта.

    Прочитайте, может пригодится: Регулировка рулевого механизма Ваз-2107

    Теперь вывернув обратно шестерню «планетарки» хорошо видно пятно контакта на ее зубьях с зубьями «конички». По пятну контакта (в этом случае) видно, что регулировочная шайба на хвостовике стоит большей необходимой толщины. Немного поджимаем гайку хвостовика, тем самым подвигая ее подшипник, что дает возможность подвинуть зубья шестерен друг к другу, то есть как бы «уменьшая» толщину регулировочной шайбы. Регулировочными гайками подшипников дифференциала выставляем примерный зазор (немного уменьшая).

    Затем вновь наносим краску на зубья планетарной шестерни и вновь начинаем проворачивать хвостовик (или шестерню) в разные стороны, чтобы отпечатать пятно контакта между зубьями. Видно, что пятно контакта немного поднялось, но еще недостаточно и необходимо вновь немного подтянуть гайку хвостовика. Подобные действия с краской и проворачиванием шестерни необходимо проводить до тех пор, пока пятно контакта не расположится точно посередине зубьев, и звук проворачиваемых зубьев станет тише.

    После правильной (окончательной) регулировки звука будет практически неслышно.

    Не забывать при каждой подтяжке гайки хвостовика подтягивать регулировочные гайки подшипников дифференциала. В итоге пятно контакта расположилось точно по всей поверхности зубьев. Нужно отметить, что это условие расположение пятна контакта для старых (работавших) пар. Для новых главных пар пятно контакта, как говорилось выше, должно расположиться в центре зубьев.

    Далее. Отдаются крышки крепления планетарки и дифференциал снимается. Откручивается гайка хвостовика и снимается. Так как хвостовик ставился только с подшипником без регулировочной шайбы, то между подшипником и шестерней хвостовика остался промежуток, где встанет шайба. Набором щупов замеряется этот промежуток, тем самым высчитывается необходимая толщина регулировочной шайбы.

    Получается, как и в случае с использованием приборов и приспособлений, размер под искомую регулировочную шайбу составил также 3.36 мм. Снимается подшипник хвостовика, ставится регулировочная шайба (3.36мм), ставится подшипник на место и выполняется сборка редуктора. Ставится хвостовик, затягивается гайка хвостовика, мин 12 кгс. Ставится дифференциал с планетарной шестерней, крышки и болты затягиваются, но не окончательно.

    Кстати, крышки нельзя путать местами. Ставятся регулировочные гайки подшипников дифференциала и выставляется предварительно зазор на главной паре. Затем болты крышек дифференциала затягиваются окончательно. Окончательно регулируется зазор в главной паре и ставятся фиксаторы регулировочных гаек.

    Детали редуктора собираются в порядке, обратном разборке. Запрессовывать кольца подшипников можно при помощи молотка и специального приспособления (подойдет головка торцового ключа).

    Регулировка редуктора Ваз 2107

    Признаки неисправности

    Как только водитель заметил какие-либо изменения в работе заднего моста (например, появились посторонние звуки, которых раньше не было), он должен как можно быстрее отреагировать на эти перемены, чтобы не усугубить возможную неисправность. Наиболее типичным признаком таких неполадок может быть повышенный уровень шума:

    • исходящий от задних колёс;
    • во время работы заднего моста;
    • при разгоне машины;
    • при торможении мотором;
    • при разгоне и торможении мотором;
    • во время поворота транспортного средства.

    Помимо этого, свидетельствовать о неисправности заднего моста могут стук в начале движения авто и утечка масла.


    Утечка масла свидетельствует о неисправности заднего моста ВАЗ 2107

    Скрежет при движении

    Причинами скрежета со стороны заднего моста при движении автомобиля могут быть:

    • износ или разрушение подшипников полуоси или дифференциала;
    • деформация балки или полуосей;
    • неправильная регулировка, повреждение или износ шестерён или подшипников редуктора и дифференциала;
    • износ шлицевого соединения с полуосевыми шестернями;
    • неправильная регулировка зацепления зубьев шестерён главной передачи;
    • недостаточное количество масла.

    Кардан крутится, а машина не едет

    Если карданный вал вращается, а машина при этом стоит на месте, причиной может быть выход из строя шлицевого соединения полуоси или износ зубьев шестерён дифференциала или главной передачи. В любом случае если кардан крутится, а машина не едет, это свидетельствует о достаточно серьёзной поломке и, скорее всего, потребуется замена полуосей подшипников или шестерён.

    Течь масла из корпуса и со стороны хвостовика

    Наиболее вероятные причины течи масла из корпуса заднего моста:

    • износ или повреждение сальника ведущей шестерни;
    • износ сальника полуоси, определяемый по замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок;
    • ослабление болтов крепления картера редуктора заднего моста;
    • повреждение уплотнительных прокладок;
    • осевой люфт хвостовика;
    • заклинивание сапуна.

    Колёса заклинены и не вращаются

    Если заклинило задние колёса, но барабан и колодки при этом в порядке, причиной такой неисправности может быть выход из строя подшипников или самой полуоси. Скорее всего, в этом случае подшипники рассыпались или полуось деформировалась (например, вследствие удара) и детали нуждаются в замене.

    Немного просочившегося масла из моста через сальник полуосей + пыль от колодок = неплохой «клей». Итог: снимать барабан и смотреть. Если все пружины на месте, колодку не оборвало, то брать наждачку и чистить барабан и колодки. Предварительно промыть их очистителем карбюратора или похожей жижой. Продаётся в баллонах.

    змей подколодный

    https://auto.mail.ru/forum/topic/klassika_zaklinilo_zadnee_koleso_odno/

    «Тихо, идёт операция!» или Замена сальника редуктора заднего моста на ВАЗ 2107

    Последовательность работ при замене сальника редуктора следующая:

    1. Измеряем и записываем момент сопротивления вращению фланца (полуоси должны быть сняты!).
    2. Отворачиваем гайку фланца.
    3. Снимаем фланец с шлицев вала.
    4. Разжимными пассатижами вынимаем сальник. При отсутствии пассатижей можно поддеть его отвёрткой. Старайтесь не повредить поверхность гнезда.
    5. Осматриваем фланец. Если его поверхность имеет выраженную канавку в том месте, где терлась рабочая кромка сальника, то перед установкой нового сальника в гнездо вкладываем шайбу толщиной 1 мм. Если фланец имеет повреждения на рабочей поверхности, заменяем его на новый.
    6. Смазываем литолом наружную поверхность сальника и через оправку подходящего диаметра аккуратно забиваем его в гнездо картера. При отсутствии оправки запрессовываем сальник, равномерно постукивая по торцу вдоль окружности наружного диаметра. Следите за тем, чтобы не было перекосов — рабочая кромка должна стоять строго перпендикулярно оси вала.
    7. Осматриваем заходную фаску на фланце. Она не должна иметь дефектов, которые способны повредить рабочую кромку. Устанавливаем фланец, избегая резких движений и ударов, чтобы не сбить пружину с сальника. Перед установкой можно смазать фаску фланца трансмиссионным маслом, чтобы облегчить процесс.
    8. Заворачиваем гайку, периодически проверяя момент сопротивления вращению фланца. Помните, что в конце затяжки сопротивление в подшипниках возрастает гораздо интенсивнее, чем в начале. Момент сопротивления вращению должен быть на 1–2 кгс.см больше того, который мы записали перед отворачиванием гайки. В любом случае, если момент превысил 9 кгс.см, а подшипники в мосту оставались старые, снова снимаем фланец, вынимаем внутреннее кольцо подшипника и меняем распорную втулку. Если подшипники новые (новые — значит, не проехали ни одного километра, потому что уже через сто километров пробега их можно считать старыми, для целей регулировки), то нормальный момент сопротивления вращению после затяжки гайки для них должен находиться в пределах 16–20 кгс.см. Замена заднего подшипника влияет на регулировку шестерён, поэтому для выполнения этой процедуры ознакомьтесь с соответствующей инструкцией.

    Для предотвращения самоотворачивания гайка фланца имеет специальную пластмассовую вставку, которая, сминаясь об резьбу, создает дополнительное сопротивление как при завинчивании, так и при отвинчивании. Как правило, такие гайки выдерживают до десяти отвинчиваний без потери стопорящих свойств. Если возникли сомнения, возьмите новую гайку.

    Устанавливаем обратно полуоси, тормозные барабаны, прикручиваем карданный вал, заливаем масло. Совершаем пробную поездку и если все в порядке, радуемся жизни, до тех пор, пока под мостом вдруг снова не обнаружим предательское пятно…

    Прочитайте, может пригодится: Как заменить задние пружины на Ваз-2107

    Видео: Как проводить работы на ВАЗ 2107

    Контролируем масло в редукторе

    Для редуктора заднего моста «семёрки» подойдёт полусинтетика с параметрами вязкости 75W-90, например:

    • CASTROL Syntrans Transaxle 75W-90 API GL-4;
    • «Лукойл 80W90 GL-5» и др.

    1,35 литра масла заливается через специальное заливное отверстие на корпусе редуктора. Если нужно слить отработанное масло, для этого предусмотрено сливное отверстие в нижней части редуктора. Перед тем как сливать старое масло, рекомендуется разогреть машину, установить на ровной поверхности и приподнять домкратом правую часть авто. Если в отработке есть металлическая стружка следует промыть ёмкость редуктора специальной жидкостью или веретённым маслом.


    Для заднего моста ВАЗ 2107 подойдёт масло CASTROL Syntrans Transaxle 75W-90 API GL-4

    Заливать новое масло удобно с помощью специального шприца, который можно купить в автомагазине. Обе пробки (сливную и заливную) следует надёжно закрутить, после чего проверить состояние сапуна, который должен свободно перемещаться. Если сапун заклинит, нарушится контакт ёмкости с атмосферой, что приведёт к повышению внутреннего давления, повреждению сальников и утечке масла. Нормальным считается такой уровень масла в редукторе заднего моста, когда жидкость достигает нижней кромки заливного отверстия.

    Видео: меняем масло в редукторе самостоятельно

    Ремонт и регулировка наиболее ответственных узлов заднего моста, как правило, требует определённой практики, поэтому лучше его выполнять под руководством опытного специалиста. Если со стороны заднего моста во время движения слышны посторонние звуки, следует без промедления установить причину их появления. Проигнорировав такие шумы, можно «запустить» поломку и столкнуться впоследствии со сложным и дорогостоящим ремонтом. Соблюдение простых правил эксплуатации и техобслуживания заднего моста продлит жизнь автомобиля на долгие годы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]