Вибрация руля на скорости 90-100 км/ч. Причины и способы устранения

Довольно часто возникающая неисправность автомобиля – вибрация руля на скорости 90-100 км в час. На маленькой скорости все может быть нормально. Но с ее увеличением рулевое колесо начинает «оживать» в руках. Причем даже при езде по ровной дороге. Часто бывает, что данное явление появляется постепенно, от небольшой, еле заметной вибрации до настоящей дрожи, когда ходит ходуном не только руль, но и колонка. Вслед за ней дребезжит панель приборов и обшивка салона так, что ехать становится невозможно. Стоит отметить, что эта проблема появляется не только на отечественных автомобилях, но и на многих иномарках. Не составляет исключение и коммерческий транспорт, например, «Газель». Когда появляется вибрация руля на скорости 90-100, основные причины могут быть самыми разными. Итак, давайте рассмотрим их подробно.

Неправильная балансировка

Плохо отбалансированные колеса – основная причина, отчего появляется вибрация руля на скорости 90-100 км/ч.


К диску может прилипнуть грязь или обледеневший снег, часто с внутренней, невидимой глазу стороны. На небольшой скорости этот дополнительный груз никак не проявляет себя. Но с ее увеличением растет и центробежная сила от центра колеса. Дисбаланс будет значительным, поэтому колесо начинает дергаться, вызывая вибрацию, отдающуюся на руль. Устранить эту неисправность можно простой очисткой диска колеса с внешней и внутренней стороны.

Дисбаланс покрышки

Причиной такого явления могут быть и дефекты самой резины в результате наезда на препятствие или попадания в яму (часто на высокой скорости), отчего на шине портятся элементы каркаса и она приобретает неправильную форму. Такой дефект называют «грыжей». Исправить его практически невозможно, однако можно попытаться скорректировать балансировкой колеса. Но даже в этом случае появится вибрация руля на скорости 90-100. Что делать в данной ситуации? Такая покрышка все равно уже не будет работать как нужно, и ее в скором времени придется менять.

Неправильные углы установки колес

Передние колеса автомобиля не параллельны друг другу. Это сделано для компенсации неравномерного износа под нагрузкой и без нее. При неправильных углах установки резину «поджирает», что также может привести к появлению вибрации.


Особенно ярко это проявляется при нарушении установки одного колеса. В таких ситуациях вибрация руля на скорости 90-100 км/ч особенно ощутима. Ехать на таком автомобиле просто невозможно.

Износ или повреждение элементов подвески

Подвеска колес включает в себя множество шарнирных элементов, каждый из которых имеет свой определенный срок службы. Это сальники, сайлентблоки, шаровые опоры, подшипники.


Все они работают в пределах допустимых люфтов, при превышении которых может появиться в том числе и вибрация руля на скорости 90-100. Способы устранения этой проблемы самые разные: от диагностики ходовой части до самостоятельного устранения неисправности. Часто они бывают комплексными и сильно вредят ходовой части автомобиля. Так как подвеска находится в постоянном движении, то превышение люфта (к примеру, шаровой опоры) ведет к быстрому разбалтыванию сайлентблока нижнего рычага подвески.

Диагностика и стандартные причины вибраций

Ваз 2110 вибрация на руле

Причин того, что наблюдаются вибрации на руле автомобиля ваз 2110 может быть несколько. Во многих случаях поверхностная диагностика точных ответов не даст и только грамотный, доскональный осмотр поможет определить точный диагноз.

Колодки для тормоза

Как правило, новички-автомобилисты, которые мало что понимают в автомобилях, наивно верят в то, что тряска и вибрации – результат изношенных тормозных колодок. Установив новые тормозные колодки, автомобилисты начинают понимать, что причины кроются гораздо глубже. Хотя, если данная «болезнь» не зашла слишком далеко, то помогает и смена колодок, но на время. А в большинстве своем – замена колодок на новые является пустой тратой времени и сил.

Диски

Что касается так называемых «гаражных» специалистов, то они все, как один скажут одно и то же – вибрации связаны с тормозными дисками, которые нужно заменить на новые. И обязательно нужно устанавливать импортные тормозные диски, так как отечественные со своей функцией справляются плохо. Что правда, то правда. Биение отечественных тормозных дисков, установленных на автомобиль, проявляются гораздо больше, чем даже у старых дисков, установленных на конвейере. К тому же, металл наших дисков часто бывает так сказать «сырой», то есть легко поддается воздействию тормозных колодок и стирается.

Примечание. Установка новых тормозных дисков не дает полной гарантии того, что вибрации исчезнут. Дело в том, что причина может лежать еще глубже, а смена дисков даст только половинчатый эффект.

Проточка тормозных дисков

Проточка тормозных дисков

Обычно, когда автомобиль пробегает более 50 тыс. км, то жалобы на дрожание руля увеличиваются. Стандартный вариант диагностики в центрах СТО следующий:

  • Тщательно проверяется ходовая часть автомобиля;
  • Подвергаются диагностике органы управления автомобилем;
  • Часто подвергается замене левый рулевой наконечник;
  • Проводится балансировка колес;
  • Тормозные диски либо заменяются на новые, либо протачиваются.

Спрашивается: зачем покупать новые тормозные диски, особенно вентилируемые (стоят они недешево), если можно просто заняться их проточкой, дающей отличные результаты.

Внимание! Примечательно, что проточить тормозные диски не так уж и просто. Здесь нужны умения высоквалифицированного токаря, который и на глаз определит лишнюю часть рабочих поверхностей, которую и удачно сточит. После этого поверхности могут остаться шероховатыми, но этого опасаться не стоит.

Внимание! Минимально допустимая толщина вентилируемого диска для ваз 2110 – 17,8 мм, невентилируемого – 10,8 мм.

Нестандартные причины

Интересно, но бывает и так, что после проточки и установки дисков вибрации на руле не исчезают. В этом случае может помочь нетрадиционный способ – проточка самой ступицы на токарном станке, что уменьшает биение.

Алгоритм проведения проточки ступицы

  • Специальное приспособление крепится жестко и под нужным углом (обязательно строго перпендикулярно плоскости вращения);
  • Под автомобиль ставятся мощные упоры;
  • Домкрат убирается, а тормозной суппорт привязывается прочно к амортизационной стойке.

Примечание. Нужно привязывать тормозной суппорт проволокой и подальше от токарного станка.

  • Заводим двигатель;
  • Включаем четвертую передачу;
  • Подключаем «станок».

Примечание. Стружка должна тонко наматываться на резак. После одного полного прохода, оставшаяся часть будет заметно видна на ступице. После очередных нескольких заходов, эта самая «залысина» полностью исчезнет.

  • Ступица протачивается в «нуль».

Граната рассыпалась

На ваз 2110 причины вибрации в руле могут быть связаны с гранатой, хотя некоторые горе-мастера это и отрицают. Особенности вибрации руля при рассыпанной гранате:

  • При ускорении вибрации ощущаются явно;
  • Ощущается они и пропадают когда двигаешься накатом;
  • На ранних стадиях вибрация рулевого колеса может ощущаться и на скорости 60-80 км/ч;
  • На низких скоростях вибраций не ощущается;
  • Автомобиль может вылететь с дороги на поздней стадии этой болезни, особенно на скорости выше 100 км/ч;
  • Кроме вибраций ощущается еще и страшный стук, а когда отпускаешь педаль газа, вибрация сразу же исчезает;
  • Вибрации могут явно увеличиваться пропорционально количеству людей в салоне (чем их больше, тем сильнее вибрация);
  • Причиной увеличения вибраций может стать и сильный лобовой ветер.

При наблюдении вышеописанных симптомов нужно осмотреть гранату. Примечательно, что дефект ШРУС может быть так сразу и не замечен. Придется немного повозиться, взять валы с гранатами в руки и покрутить, меняя угол.

Балансировка колес самая распространенная причина вибрация на руле

Рулевая ваз 2110

Как известно, балансировка колес автомобиля играет роль важнейшую в управлении транспортным средством. Нарушить ее может любая мелочь и посторонние предметы, которые попадают в протектор колеса.

Примечание. Эксперты советуют проверять балансировку каждые 5 тысяч км пробега автомобиля.

Стоит отметить, что совершенно отбалансированных колес не бывает. В каждом колесе принято распознавать свой тяжелый участок, который при раскручивании и наборе скорости не дает автомобилю нормально ездить. При неправильной балансировке автомобиль начинает подпрыгивать и раскачиваться на дороге, ощущаются вибрации на руле.

Вибрация руля из-за неправильной балансировки колес

Симптомы вибрации на руле при неправильной балансировке

  • Вибрации обычно появляются при прямолинейном движении на скорости выше 100 км/ч;
  • Вибрации могут ощущаться и при повороте руля;
  • Ощутимы они и при разгоне или торможении транспортного средства;
  • Руль вибрирует и при работе автомобиля на холостых оборотах.

Проводить балансировку следует обязательно в сервисах, где есть специальное для этого оборудование. Обычная процедура проводится следующим образом:

  • Колесо моют и очищают;
  • Затем устанавливают на специальный балансировочный стенд;
  • После этого определяется мести установки дополнительной нагрузки диска колеса;
  • Затем колесо устанавливается на адаптер специального типа;
  • Балансировка проводится повторно, так как фиксирующий конус колеса в процессе эксплуатации мог быть подвергнут различным механическим повреждениям.

Что касается финишной балансировки, то она может проводится без снятия колес:

  • Транспортное средство вывешивают при помощи домкрата;
  • Затем колесам придают ускорение, равное езде в 120 км/ч.

Финишная балансировка считается самой точной и она обычно проводится в конце. Конечно же, проводить балансировку своими руками не удастся, зато определить причину вибраций руля все-же самостоятельно можно. Полезно будет также просмотреть множество фото, в том числе проведенных здесь, и видео. Подробная инструкция, где приводятся способы замены различных деталей, таких как диски или колодки, также будет очень актуальной. В любом случае цена того ремонта, который можно сделать самому будет в несколько раз ниже той операции, которую сделают в СТО.

Износ ступичного подшипника

Этот элемент обеспечивает плавное вращение колеса на оси. Его длительная работа обеспечивается правильным моментом затяжки, при котором он должен свободно, но без люфта вращаться. Недотянутый, как и перетянутый, подшипник быстро изнашивается и начинает заклинивать. Проверить это довольно легко. При снятом колесе необходимо разжать колодки и покрутить руками тормозной диск. Если при вращении последнего, время от времени возрастает сопротивление вращению и появляется посторонний звук, значит, подшипник подклинивает. Также он должен исчезать при некотором ослаблении гайки, удерживающей подшипник. В таком состоянии он прослужит недолго.

Карданный вал как причина повышенной вибрации

Иногда бывает, что в автомобилях с полным или задним приводом появляется вибрация руля на скорости 90-100. Основные проблемы тут связаны с карданным валом. Он должен быть, так же как и колеса, отбалансирован.


При движении автомобиля карданный элемент вращается быстрее, чем колеса. Поэтому его дисбаланс ощущается намного сильнее. Кроме самого вала появлению вибрации могут способствовать шарниры. Это карданный механизм и подвесной подшипник (опора вала). Сам узел балансировке поддается. А отдельные шарниры, скорее всего, будут подлежать замене.

Биение руля на малой скорости и при холостых оборотах

Также сложность с возникновением вибрации руля при повороте вправо, влево может быть вызвана недостаточно надежным креплением двигателя внутреннего сгорания к корпусу автомобиля. Это приводит к таким последствиям, как:

  • большой отдаче от руля при холостом ходе;
  • вибрации рулевого колеса при полной остановке авто;
  • отклонения в работе руля при старте машины;
  • при выжимании акселератора и увеличении оборотов.

Распознать причину такой вибрации в рулевом колесе очень просто: возникает высокочастотное биение, вибрации полностью зависит от количества оборотов мотора. Следовательно, при увеличении оборотов с помощью педали газа, вибрация становится чаще. Проблема может возникнуть и при некорректной работе приводного вала. Однако это случается редко.

Особенности покрышек

Вибрация руля на скорости 90-100 км/ч возникает из-за использования специальных, узкоспециализированных покрышек. Яркий пример – шины для внедорожников. Эти покрышки мягкие, а элементы рисунка протектора – жесткие и крупные.


На бездорожье это дает потрясающие сцепные качества. Но при движении на высокой скорости эта мягкость может привести к дисбалансу и вибрации, а также повышенному шуму. Большие ямы при движении на скорости с такими покрышками очень опасны.

Что делать, если руль бьет на малой скорости или при торможении?

Проблема, которая получила распространение — бьет руль на маленькой скорости или при торможении. В чем же кроется проблема столь неприятного явления, которое заставляет паниковать водителя?
Новички бьют панику, считают деньги и ждут новостей от своего автомеханика. Но стоит ли волноваться из-за этой проблемы, можно ли ее решить самому и сколько это будет стоит, если обратиться в сервисный центр?

Бьет руль на маленькой скорости, дело уже в критической ситуации, когда поломка в рулевом механизме уже состоялась. Если заметили подобное явление на малой скорости или при торможении, то стоит задуматься. Дальнейшая эксплуатация автомобиля может привести к еще более дорогостоящему ремонту.

Несоответствие колес заводским рекомендациям

Диск автомобиля имеет свои параметры – ширину, посадочный диаметр шины, вылет, а также диаметр сверловки, т. е. окружности, на которой просверлены отверстия для крепежных болтов или шпилек. Для каждой модели колеса указывается количество этих отверстий и их диаметр. При неправильно подобранных параметрах диска крепление не закрутится до конца и не будет плотно прижимать колесо к ступице. В результате диск имеет люфт. При несоответствии диаметра сверловки отверстий колесо тоже не сядет на свое место. Его, конечно, можно посадить при помощи физической силы. Однако плоскость диска не будет совпадать с параметрами ступицы. Это не есть хорошо для автомобиля.

Неисправности рулевого управления

Повышенная вибрация руля на скорости 90-100 км/ч может быть вызвана не только неисправностями подвески и колес, но и самого управления.


Разбитые наконечники, сам рулевой механизм и люфт в карданных шарнирах колонки тоже могут повлиять на появление вибрации. Также этому способствуют изношенные опорные подшипники рулевой колонки и сама рейка.


Хотя причина может быть банальной – ослабление крепежной гайки руля. Решение проблемы – подтянуть болт.

Случай из практики

Подобное явление стало замечаться владельцем автомобиля Volkswagen Golf, появились посторонние вибрации в рулевом механизме, когда авто двигалось в районе 70 км/ч

. Если скорость была незначительной, вибрации пропадали, после разгона автомобиля свыше 100 км/ч, также не наблюдались.

Учитывая еще качество наших дорог (а оно никакое), и плюс те вибрации и биения, которые создает неисправный рулевой механизм, езда на такой машине превращалось в пытку. Руль просто чуть ли не выпрыгивал из рук.

Естественно, самый действенный и простой способ – гнать автомобиль на станцию технического обслуживания

. Но хорошо если у вас есть знакомый автомеханик, который сделает все качественно. А если нет? Тогда вам мало кто даст гарантию в том, что авто будет починено быстро, а те деньги, которые с вас стянут, будут сравнимы с ремонтом.

Да, подобная проблема встречается достаточно часто, на подобных неприятностях автомеханики наживаются постоянно, повышая стоимость ремонта. Также могут повесить на вас расходы за ненужные манипуляции, к примеру, заменить полностью весь рулевой механизм, ведь мало кому хочется копаться и искать настоящие причины неисправности. Чтобы этого не было, любому автовладельцу следует хотя бы примерно знать причины такого поведения руля.

Износ или коробление тормозных дисков

Данные элементы установлены на ступице и при снижении скорости зажимаются колодками. Зазор между диском и колодками практически отсутствует. Поэтому поверхность узла должна быть идеально ровной. При малейшем искривлении диска возникает вибрация руля на скорости 90-100 км/ч. Коробление тормозных элементов возникает чаще всего из-за частых и интенсивных торможений, а также при проезде глубоких луж. Нагретый диск искривляется от резкого охлаждения. Такой элемент ремонту не подлежит – только замена.

Способы решения проблемы

Какими бы ни были причины биения руля, надо провести качественную диагностику и устранить проблемы. Это даст возможность избежать дорогого ремонта, а главное — предотвратить ДТП!

Если бьёт руль на малой скорости, действуют так:

  • проверяют чистоту колесных дисков;
  • проверяют балансировку, крепления болтов на колесах;
  • тестируют диски на деформацию;
  • проверяют качество резины;
  • диагностируют подвеску;
  • исследуют тормозные диски и барабаны;
  • проверяют крепление двигателя;
  • пробуют качество приводного вала.

Колесные диски легче и быстрее прочистить на автомойке. Струя воды собьёт накопившуюся грязь. Побейте по диску каким-нибудь предметом, снизив амплитуду вибраций руля, чтобы безопасно доехать до мойки или сервиса.

Балансировку проводите в шиномонтажке. Отбалансируйте все 4 колеса, особенно если бьет руль на малой скорости. Заодно устраните деформацию колесных дисков, придать им начальную форму на рихтовочном станке.

Дефектную резину замените. Восстановить не получится — придётся покупать новые шины и монтировать, согласно канонам грамотной балансировки.

Биение руля на скорости из-за неисправной подвески или рулевого механизма «лечится» путём разборки ходовой, осмотра деталей и устранения проблемы. Чаще остальных ломаются гранатки (ШРУС), резинометаллические шарниры, рулевые втулки.

Устранить биение, возникающее при торможении, удастся на СТО. Станком протачивают и восстанавливают поверхность тормозных дисков, если степень износа мала.

Биение руля на скорости лучше не устранять самостоятельно. Только в автосервисах точно определят причину поломки и устранят её. Большинство мастерских работает с конкретными марками авто, лучше разбираются в специфике моделей, знают характерные «болячки» и умеют быстро их распознавать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]