Установка и демонтаж подшипников генератора

У каждого автовладельца наступает такой момент, когда из-под капота начинает доноситься гул или визг при работающей силовой установке.

Причиной данного явления, как правило, является износ подшипников. Чаще всего данная проблема возникает с натяжным роликом или генератором.

Высокие скорости вращения и нагрузки приводят к износу этих составляющих.

Устранение проблемы повышенного шума из-под капота сводится к замене изношенных элементов.

Но вначале необходимо разобраться, подшипники какого элемента создают шум и требуют замены.

Сделать проверку не составит труда, необходимо просто послабить натяжение ремня генератора, ремень снять и запустить двигатель. Если шум после снятия привода генератора прекратится, значит, пора менять подшипники.

Признаки неисправности

Основным признаком износа подшипников генератора является появление отчетливого шума при вращении ротора.

Обычно подшипники начинают шуметь из-за недостаточного количества смазки, механических повреждений (разрушения сепаратора, сильного износа дорожек) или же из-за проворота внешней обоймы в своем посадочном месте, хотя случается это очень редко.

Считается, что при отсутствии смазки, достаточно заложить новую, чтобы избавиться от проблемы.

Но это не всегда так, работа данного элемента без смазки сопровождается интенсивным износом, поэтому после закладки новой смазки шум может прекратиться, но ненадолго, подшипник очень быстро выйдет из строя.

В любом случае при обнаружении проблем с подшипниками генератора, лучше сразу их заменить.

Далее рассмотрим, как выполняется замена этих элементов в генераторе автомобиля ВАЗ-2110.

Конструкция генераторов практически одинакова, поэтому последовательность работ будет аналогичной и для генераторов других автомобилей.

Главный симптом испорченного подшипника

Генератор может выходить из строя по разным причинам. Если в неисправности виновны подшипники, то об этом свидетельствует свист под капотом.

Как правило, «свистит» изношенный подшипник. Т.е, он не полностью вышел из строя, но работает вполсилы, а в скором времени ожидается его полный дефект. Зарядка тоже может не пропадать, но есть большой риск заклинивания генератора. Очевидно, что такие подшипники следует заменять.


Новый подшипник

Определить неисправность подшипника генератора могут легко специалисты, прослушав шум на снятом агрегате специальным приспособлением.

Какие подшипники нужны?

Перед началом работ необходимо купить новые подшипники. Вообще, изготовитель рекомендует менять передний подшипник (тот, что со стороны шкива) вместе с крышкой. Но в таком случае стоимость ремонта возрастет, причем значительно.

Дешевле обойдется просто замена составляющих без крышки. Отправляясь в автомагазин необходимо запомнить или записать размеры элементов, которые понадобятся.

Важно отметить, что на более ранних моделях ВАЗ-2110 в генераторе устанавливались подшипники с номерами: передний – 6302, задний – 6202.

На более современных ВАЗ-2110 в генераторе уже использовались подшипники: передний – 6303, задний – 3203.

Передний подшипник.

Комплект: передний и задний подшипники.

Как правильно выбрать, поменять и обслуживать подшипники генератора?

Устройство генераторного узла в целом достаточно сложное — этот механизм состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В ходе эксплуатации практически все составляющие части устройства подвержены износу, одним из элементов, которые чаще всего изнашиваются, является подшипник генератора. Подробнее о назначении и неисправностях этой детали вы сможете узнать из данной статьи.

Разборка, замена

Подготовив все необходимое можно приступать к работам. Последовательность действий такова:

  1. Ставим ВАЗ-2110 в гараж или на площадку. Отсоединяем «минусовую» клемму с АКБ. От генератора отсоединяем всю проводку.

  2. Отворачиваем фиксирующую гайку и регулировочный винт, полностью задвигаем генератор в сторону мотора и извлекаем его ремень. Откручиваем болты крепления регулировочной планки и извлекаем ее.
  3. Забираемся под автомобиль. Демонтируем с авто переднюю часть защиты картера, откручиваем гайку нижнего крепления генератора, извлекаем болт и вытаскиваем генератор.


    Все последующие работы выполняются на снятом генераторе.

  4. Откручиваем гайку крепления шкива. Сделать это можно несколькими способами. Первый из них – если в валу ротора проделано отверстие под шестигранник. При помощи шестигранника удерживаем вал, а накидным ключом отворачиваем гайку.


    Если таким способом не получилось послабить крепление шкива, используем второй способ. Сводится он к фиксации ротора при помощи отвертки. Ее устанавливаем в прорези, сделанные в роторе через вентиляционные отверстия.


    Зафиксировав ротор, ключом отворачиваем гайку. Если и таким способом не удалось ее открутить, пока оставляем попытки и переходим к дальнейшим работам.

  5. Снимает защитный кожух, установленный на заднюю часть генератора. Для этого оттягиваем три защелки и аккуратно извлекаем чехол.

  6. Чтобы в ходе дальнейших работ не повредить элементы генератора, установленные в задней части (щетки, регулятор, диодный мост, конденсатор) их лучше снять, открутив болты их крепления.

  7. Снимаем заднюю крышку. Она крепится к передней части при помощи 4 болтов. В некоторых моделях головки болтов сделаны под торцевой ключ на 8, у других – под крестовую отвертку.


    Предварительно эти болты заливаем WD-40, поскольку они часто закисают. Также наносим метку маркером положения задней крышки к передней. Можно это сделать заранее.


    Выкрутив болты отверткой аккуратно отжимаем заднюю крышку и снимаем ее. При этом задний подшипник должен остаться на валу.

  8. Если перед этим снять шкив не удалось, после демонтажа задней крышки это сделать можно, зажав ротор в тисках. Если же шкив снят ранее, выбиваем ротор с передней крышки. Для этого на резьбу вала наворачиваем гайку, держа генератор переднюю крышку, ударяем валом с гайкой по деревянной подставке – ротор должен выйти с переднего подшипника. Откручиваем гайку и полностью извлекаем ротор.
  9. Выбиваем подшипник с передней крышки. Для этого используем подходящий по размеру отрезок трубы или головку на 27 из набора ключей.


    Или с помощью трубы с подходящим диаметром.


    Если вы приобрели сразу крышку с подшипником, то будет на много проще.

  10. Новый подшипник смазываем и забиваем в посадочное место при помощи старого. Старый подшипник используется как наставка, по нему наносятся удары молотком, пока новый элемент полностью не сядет на место.


    После этого развальцовываем края крышки, чтобы зафиксировать подшипник в ней.

  11. Снимаем с вала задний подшипник. Для этого используем съемник.


    Если такого нет, можно воспользоваться обычным рожковым ключом большого размера. Одну губку ключа заводим под подшипник, ротор при этом будет играть роль упора. Используем ключ как рычаг, нанося несильные удары по нему молотком. Ключ необходимо перемещать по кругу, чтобы при снятии он не шел на перекос.

  12. Сняв или сбив задний подшипник, на его место устанавливаем новый. Набиваем его до места расположения при помощи наставки из трубки или торцевого ключа. Важно, чтобы при посадке диаметр трубки или ключа был равен диаметру внутренней обоймы подшипника.

  13. Перед сборкой еще раз качественно промазываем новые подшипники.

Установка и демонтаж подшипников генератора


Монтаж и демонтаж подшипников генератора зависит от назначения, типа и габаритов устройства. Хоть принцип работы генераторов один и тот же ― преобразование механической энергии вращения в электрический ток, их устройство и ремонт может значительно отличаться. Есть также сходства в устройстве генераторов и электродвигателей, но у последних назначение прямо противоположно ― вырабатывать вращение из электроэнергии.

Основу конструкции всех генераторов и электродвигателей составляют:

  • Ротор – внутренняя подвижная металлическая часть, иногда именуется как якорь;
  • Статор – внешняя неподвижная часть из металлических блоков со встроенной обмоткой, создающей электромагнитное поле.

В стандартной конструкции вал ротора (якорь) фиксируется с двух сторон и вращается на подшипниках. Со временем появились конструкции с неподвижным ротором и вращающимся вокруг него статором. Это связано с более выгодным расположением электросъемников, забирающих ток. Однако, статор в данном случае также крепится на подшипниках. Поскольку подшипники механически воспринимают постоянное вращение и нагрузку веса подвижной части, они наиболее подвержены износу. Тогда возникает вопрос “как поменять подшипник на генераторе?”.


Ремонт генератора: замена подшипников

Замена подшипников генератора своими руками возможна при небольших габаритах устройства. Такие генераторы постоянного тока служат в автомобильных системах электроснабжения 12/24 В. В таких генераторах установлены небольшие модели однорядных шариковых радиальных подшипников. Их износ обычно определяется водителями на слух при работающем двигателе как вой или свист.

Однофазные генераторы переменного тока (220 В) небольших размеров с такими же подшипниками служат в мобильных устройствах, вырабатывающих электроэнергию за счет сгорания бензинового или дизельного топлива. Как заменить подшипники на генераторе такого типа досконально представляют сервисные центры, обслуживающие брендовые дилерские сети или специализированное электрооборудование.


Генераторы средних габаритов работают в промышленности, на теплоэлектростанциях, в ветрогенераторных установках и рассчитаны на вырабатываемую мощность 100-500 кВт. Здесь представлено большое разнообразие конструктивных устройств в зависимости от назначения и энергоносителя:

  • твердое топливо — уголь, торф;
  • жидкое топливо — бензин, дизель;
  • горючие газы;
  • пар;
  • ветер.

Подшипники в этих генераторах также используются разные: качения / скольжения; радиальные / радиально-упорные; однорядные / двухрядные; шариковые / роликовые.


Как менять подшипник генератора средних габаритов определяют специалисты-инженеры служб эксплуатации, исходя из его конструктива, а также условий интеграции в системе оборудования. Определение износа подшипников в электрооборудовании такого класса зачастую требует вибродиагностики и термосканирования с помощью специальных тестирующих приборов.

Генераторы переменного тока по принципу работы делятся на синхронные и асинхронные. В синхронных генераторах на роторе размещены сердечники, обмотки и электромагнитные полюса, а на статоре звездой закреплены нулевые катушки, вырабатывающие электрический ток. В них частоты вращения и электротока взаимозависимы. В асинхронных электрогенераторах нет прямой зависимости от частоты вращения ротора и их конструкция приближена к стандартному устройству.


Процесс замены подшипников в промышленных генераторах можно свести к общей схеме:

  1. изъятие генератора из цепи;
  2. снятие кожуха;
  3. извлечение ротора;
  4. снятие изношенных подшипников;
  5. запрессовка новых подшипников;
  6. сборка и установка генератора.

В крупногабаритных синхронных генераторах гидроэлектростанций, тяжелые элементы вращения устанавливаются на подшипники скольжения менее подверженные износу при большой статической нагрузке.

Установка подшипника генератора такого класса требует не только специальной методики, участия бригады рабочих, но и применения специального подъемного оборудования.

Возможные неисправности

По каким симптомам можно понять, что подшипники на генераторе пора менять:

  1. Устройство загудело. Если зашумел генераторный узел после запуска мотора, то скорей всего, причина заключается в неработоспособных подшипниковых устройствах. Бывает такое, что устройства гудели, а потом перестали. Не нужно думать, что проблема решилась сама собой, детали все равно надо будет сменить.
  2. Аккумулятор заряжается нестабильно, это обусловлено проблемами в работе вала, в частности, его вращении. Об этой проблеме может сообщить контрольный индикатор на приборной панели авто.
  3. Происходит проворачивание шкива узла.
  4. Замена подшипников также должна осуществляться в том случае, если устройства сильно перегреваются. Перегрев обусловлен высоким трением изношенных составляющих элементов (автор видео — канал altevaa TV).

Вкратце о причинах, по которым эти детали могут выходить из строя:

  1. Произошел износ составляющих элементов, в частности, тела качения, сепаратора, уплотнительной составляющей или дорожки качения. Многие автовладельцы думают, что если смазать подшипник в такой ситуации, то это позволит решить проблему, но это неверно. От износа не избавиться, поэтому детали придется менять.
  2. Все подшипниковые элементы изначально смазываются при установке. Каждый автовладелец, который устанавливал и смазывал детали знает, насколько смазка подшипников генератора важна для работоспособности узла. Если же по каким-то причинам смазка вышла или ее уровень недостаточный, это может привести к ускоренному износу детали.
  3. Причина также может заключаться в повороте наружной обоймы в корпусе девайса на валу ротора. Такая причина также обусловлена износом элементов или их браком.
  4. Внутрь конструкции детали могли попасть абразивные частицы, это приведет к появлению не только шума, но и скрипа.
  5. Неисправность ремешка, использование неподходящего или дефектного ремня на валу.
  6. Дисбаланс шкива. При такой неисправности нужно сначала выяснить, по каким причинам произошел дисбаланс, после чего решить эту проблему.
  7. Проворачивание шкива (автор видео — Geha Lavbinovich).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]