Ремонт генератора УАЗ Патриот – снятие и установка пошагово


Генератор УАЗ Патриот предназначен для сохранения заряда аккумуляторной батареи и функционирования электрического оборудования при работе силового агрегата. Электрическая машина оснащается ременным приводом от коленчатого вала двигателя. В конструкции узла предусмотрен выпрямляющий блок, имеется защитный предохранитель, срабатывающий при перегрузке оборудования.

Генератор на УАЗ патриот.

Генератор УАЗ Патриот: конструктивные особенности

Ульяновский автозавод комплектует УАЗ Патриот синхронными генераторами Искра, Прамо Электро или БАТЭ. Электрогенераторы оснащены кремниевым диодным мостом и автоматической корректировкой напряжения. На оси ротора расположен шкив, фиксируемый шпонкой и гайкой. Вращающий момент передается от коленчатого вала мотора благодаря ременной передаче, имеющей ручной механизм натяжения.

Регулирование силы натяжения необходимо производить осторожно, придерживаясь инструкций предприятия-производителя, так как чрезмерное натяжение может вывести из строя подшипниковые опоры.

Кремниевый выпрямительный мост имеет съемную и надежную конструкцию, что весьма удобно при ремонте оборудования. Выпрямительный мост герметичен, что исключает попадание внутрь грязи, воды, пыли. Технические характеристики кремниевого блока следующие: номинальное напряжение на выходе 14 В, сила тока – не более 90 А (для машин с установленным кондиционером – не более 120 А).

Мост расположен на внешней части задней крышки генератора и служит для преобразования переменного тока в постоянный. Диоды выполнены из кремния и позволяют проводить напряжение только в одну сторону. Теплосъем на диоде осуществляется методом конвекции и воздухом, поток которого создавается вентилятором, расположенном на роторе.

Основной проблемой, с которой сталкиваются автовладельцы УАЗ Патриот, является недостаточность напряжения для зарядки аккумуляторной батареи. Вместо 14 В напряжения реально поступает значительно меньше.

Решить проблему можно четырьмя путями:

  • произвести замену генератора;
  • заменить кремневый мост;
  • проверить контакты, питающие агрегат;
  • установить трехуровневый регулятор.

Устройство

Сам генератор уаз Патриота состоит из нескольких частей, которые при выходе из строя можно заменить на новые, купленные в магазине. Так что не спешите покупать новый, если со старым что-то не так. Возможно получится обойтись «малой кровью», заменив какую-то одну деталь в нем. К слову, на Уаз Патриот, даже у комплектаций с кондиционером, установлена модель — «Искра» на 120А. Если разобрать его, то можно увидеть несколько основных частей:

  1. кремниевый выпрямитель
  2. реле напряжения
  3. диодный мост

Внутри также есть вал, к которому снаружи корпуса прикреплен шкив, а шкив приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала двигателя. Но бывает так, что генератор вдруг перестает вырабатывать необходимое напряжение, либо перестает работать вообще. Некоторые владельцы уаз patriot жалуются на постоянный недозаряд АКБ, а все дело в том, что устройство вместо положенных 14 вольт — с трудом выдает 13. И так, в каком же случае придется прибегнуть к демонтажу генератора:

— при замене реле напряжения (щеток)

— при ремонте или замене диодного моста

— при замене подшипника

Трехуровневый регулятор

От просадок напряжения, а также для избавления от проблемы постоянного недозаряда АКБ генератором — рекомендуется установить вместо штатного регулятора (идущего с завода на уаз Патриот) другой — трехуровневый. Такой регулятор позволяет варьировать выдаваемое генератором напряжение на выходе в некоторых пределах, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Например, в зимнее время года АКБ для нормальной подзарядки требуется повышенное напряжение — для чего на самом регуляторе вмонтирован трехпозиционный переключатель.

На просторах сети можно встретить множество жалоб от владельцев УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 на то, что летом, во время пробок, кондиционер еле охлаждает салон, то есть генератор выдает слишком низкое напряжение. Тут может помочь замена генератора на более производительный, зачистка контактов от окислов, либо замена штатного регулятора напряжения на многоуровневый.

Сам регулятор лучше всего закрепить на «массу» в удобном месте под капотом уаз Патриот, предварительно почистив место крепления от грязи. Кроме того, так он будет лучше охлаждаться, ведь в процессе работы регулятор достаточно ощутимо нагревается.

При смене или ремонте диодного моста также необходимо снимать генератор с автомобиля, сделать работу на месте не представляется возможным. Вообще, диодный мост предназначен для выпрямления тока из переменного в постоянный, за счет диодов — которые пропускают ток только в одном направлении. Диодный мост хорошо защищен от попадания пыли и грязи и достаточно просто меняется.

Снятие генератора

Для снятия генератора Искра 120А на УАЗ Патриот с кондиционером и 409 мотором необходимо выполнить следующие действия:

  1. До начала производимых действий необходимо обесточить автомобиль, путем снятия минусовой клеммы с аккумулятора.
  2. Далее, необходимо отсоединить все колодки с проводами, которые идут к нашему устройству.
  3. Чтобы снять минус генератора необходимо сначала открутить фиксирующую гайку.
  4. После этого можно приступать к снятию приводного ремня.
  5. Ослабьте верхние болты крепления, а затем нижние.
  6. Отверните два болта крепления верхнего кронштейна к верхней части блока цилиндров и снимите устройство.

Установка производится в порядке, обратном снятию.

Подшипник генератора

Для УАЗ Патриот генераторов существует большое количество, но у всех из них непременно в конструкции есть такой элемент, как подшипник. При его поломке или просто сильном износе генератор начинает как бы «выть», однако, выть он может и при чрезмерной натяжке ремня. На УАЗ Патриот в конструкции генератора присутствует аж два подшипника, на виду находится тот, что находится на крышке. Подшипник меняется вместе с крышкой, либо извлекается отдельно (так дешевле).

Сделать диагностику подшипника просто: необходимо запустить двигатель и если со стороны генератора будет исходить посторонний звук (свист, скрип), тогда надо остановить мотор, снять ремень привода, после чего попытаться покрутить шкив рукой. Тактильные ощущения очень хорошо помогут диагностировать неисправность. Бить тревогу имеет смысл тогда, когда наблюдается люфт при покачивании шкива, либо вал вращается рывками — с переменным усилием.

Замена ремня

Через некоторое количество км пробега на любом автомобиле ремень генератора изнашивается, причем износ может проявлять себя как растяжение ремня, так и его растрескивание. Бывает так, что диапазона регулировок для натяжки ремня может оказаться мало, чтобы хорошо натянуть растянутый от времени ремень. Для замены приводного ремня необходимо иметь под рукой гаечные ключи размером 10 и 12. Порядок действий таков:

  1. Осуществить демонтаж ремня гидроусилителя руля, шкива коленвала и шкива вентилятора. Подробнее об этом в этой статье.
  2. Ослабить болты крепления у ролика-натяжителя.
  3. Выкрутить регулировочный болт, после чего снять ослабленный ремень помпы и генератора.
  4. поставить новый ремень, вкрутив перед этим болт регулировки, ремень натягивается так, чтобы он прогибался на 15 мм. Затем, закрутить болт крепления ролика.

Снятие электрогенератора

Ниже приведен процесс снятия генератора УАЗ Патриот по шагам:

  1. Отключить отрицательную клемму от АКБ.
  2. От генератора отключить кабеля.
  3. Открутить в устройстве гайку плюсовой клеммы и отсоединить кабель.
  4. Ослабить натяжение ременного передачи.
  5. Снять ремень со шкивов и открутить контрящий болт корпуса электрогенератора.
  6. Снять гайку, закрепляющую верхнюю часть генератора к переходному кронштейну.
  7. Снять гайку, закрепляющую нижнюю часть генератора. Извлечь болт из отверстия.
  8. Открутить 2 гайки, соединяющие кронштейн и блок цилиндров и демонтировать электрогенератор для выполнения ремонтных работ или обслуживания.

Вышеописанная инструкция подходит для снятия электрогенераторов в бензиновых УАЗ Патриот. В машинах с дизельным двигателем для привода генератора используется единый ремень, вращающий шкив вентилятора, присоединенный к ротору водяной помпы. Прежде, чем демонтировать генератор УАЗ Патриот, требуется снять крыльчатку, остальные этапы будут такими же как и для машин с бензиновым двигателем.

Снятие и установка

В случае выхода из строя или замены генератора его требуется снять, для этого нужно проделать следящие действия:

  1. От аккумулятора отключается минусовая клемма;
  2. От изделия отключается колодка с проводами;
  3. У устройства откручивается гайка минусовой клеммы и отсоединяется кабель;
  4. У привода устройства снимается ремень;
  5. У гаек верхнего крепления и у контрирующего болта ослабляется натяжение;
  6. Снизу у генератора откручивается болт крепления;
  7. Откручивается пара болтов которые крепят верхний кронштейн и ГБЦ;
  8. Снимется генератор.

После снятия можно проводить необходимый ремонт или замену. Устанавливается все в обратном порядке.

В случае если требуется установить в место штатного реле трехуровневый регулятор нужно проделать следующие действия:

  1. У генератора снимается задняя крышка;
  2. Снимаются щетки и штатное реле, для этого выкручивается пара гаек и один соединительный винт;
  3. Устанавливается новый регулятор, он прикручивается штанными гайками и с помощью винта соединяется с диодным мостом;
  4. К кузову автомобиля в удобном месте прикручивается коробочка с регулятором;
  5. Масса крепится к кузову.

Это устройство поможет продлить срок службы АКБ.

Для подключения устройства существует специальная схема, которая выглядит следующим образом, эта схема включает в себя следующие основные узлы:

Монтаж трехуровневого регулятора

Чтобы установить трехуровневый регулятор необходимо:

  1. Произвести демонтаж генератора и съем защитного корпуса, расположенного на задней крышке.
  2. Отключить стандартный регулятор напряжения, проверить в каком состоянии находятся коллекторные пластины на роторе электрогенератора.
  3. Произвести монтаж трехуровневого регулятора: закрепить стандартными гайками и проводами.
  4. Сделать вывод дополнительного кабеля с защитой из гофры через вспомогательное отверстие в защитном корпусе.
  5. Смонтировать контроллер управления и выставить необходимые параметры работы.
  6. Поставить на место электрогенератор.

Корпус регулятора устанавливается на кузов машины, штекер с буквой Ш применяется для подключения к модернизированному щеточному узлу. Другой выход от щеток стыкуется с 3-им контактом Б-регулятора. Колодка Б соединяется с плюсовой клеммой АКБ посредством реле, который запитан от замка зажигания.

Замена диодного моста на УАЗ Патриот

Проблема в низком напряжении электрогенератора может скрываться в некорректно работающем кремниевом мосте.

Для проверки работоспособности генератора придется полностью разобрать диодный мост и извлечь запчасть.

Определить в хорошем состоянии находится мост или нет поможет прозвон. Выпрямительный мост состоит из шести диодов, проводящих напряжение в одну сторону. При прозвоне узнаем величину сопротивления. В случае, если сопротивление отличается между диодами больше чем на 5 Ом, то необходимо произвести замену кремниевого моста, так как разница по сопротивлению очень сильно повлияет на прохождение тока.

При покупке нового диодного моста выбор нужно производить на основании допусков сопротивления, в ином случае проблемы с электрогенератором не исчезнут.

Проверка и замена подшипника генератора УАЗ Патриот

В устройстве электрогенератора предусмотрено два подшипника, особое внимание всегда нужно обращать на задний. Электрогенератор может находиться в неисправном состоянии именно из-за подшипника.

Работоспособность подшипника проверяется следующим образом:

  • осуществляется проверка скорости вращения;
  • следующим шагом нужно покачать подшипник из стороны в сторону;
  • провернуть подшипник по часовой стрелке.

Деталь нужно заменить, если подшипник заедает, слышен треск при провороте или же имеются колебания.

Замена подшипника часто осуществляется вместе с крышкой генератора, но иногда это делают и раздельно.

Порядок действий при замене подшипника следующий:

  1. Понадобится старый ремень генератора: его складываем вдвое и крепко зажимаем.
  2. Откручиваем подшипник при помощи головки на 24.
  3. Головкой на 8 откручиваем крышку генератора.
  4. Снимаем крышку и откручиваем четыре болта.
  5. Резиновым молотком выбиваем подшипник.
  6. Устанавливаем на штатное место новый подшипник при помощи головки ключа и собираем электрогенератор в обратной последовательности.

Почему генератор выходит из строя?

Одна из причин поломки генератора заключается в небрежной эксплуатации транспортного средства. Предупредить о поломке может неприятный звук, который будет исходить со стороны генератора во время поездки.

Также выйти из строя может не сам генератор, а его составляющие элементы, и в этом случае можно обойтись только лишь ремонтом. Но если вовремя не исправить ситуацию, генератор сломается, и потребуется его замена.

За заменой генератора рекомендуется обращаться в специализированные СТО, где за работу готовы взяться настоящие профессионалы своего дела. Они проведут качественную диагностику, установят причину и быстро отремонтируют генератор или установят новый. При необходимости можно выполнить замену своими руками. Но для этого потребуется ознакомиться с тем, как устроен УАЗ Патриот и схема подключения генератора. Кроме этого, можно посмотреть различные фото или видео проведения подобных процессов.

Замена своими руками подразумевает выполнение нескольких этапов.

Подготовительный этап

В этом случае автовладельцу необходимо подготовить требуемые инструменты, а также купить новый генератор – это может быть оригинальная модель или ее аналог. В качестве инструментов понадобятся:

  • отвертки;
  • ключи на различные диаметры;
  • удлинитель;
  • молоток.

После этого можно приступать к следующему этапу.

Основной этап

Основной этап замены генератора подразумевает его снятие и установку нового агрегата. Процесс снятия делится на несколько шагов:

  • Сначала потребуется установить автомобиль на ремонтное место и позаботиться о фиксации его колес. Также потребуется отключить двигатель и снять клеммы с аккумулятора. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность проводимых работ.
  • Далее необходимо отключить от генератора колодки с проводами. Делать это нужно максимально осторожно, чтобы не повредить проводку и отверстия, куда крепятся провода.
  • После этого необходимо открутить гайку с минусовой клеммы и извлечь основной кабель, подключаемый к генератору.

  • Четвертым шагом станет демонтаж приводного ремня. Для этого сначала потребуется ослабить ролики, за которые закреплен ремень, а потом приступить непосредственно к его снятию.

  • Следующий шаг – ослабление натяжение контр — болта и гаек верхнего крепления. Важно в это время придерживать генератор, чтобы было легче открутить крепежный элемент.

  • То же самое проделывается с болтами и гайками в нижней части генератора.

Наконец, владельцу «Патриота» останется открутить два болта крепления верхнего кронштейна и извлечь генератор. После этого можно либо отремонтировать вышедший из строя агрегат, если во время осмотра окажется, что это возможно, либо все-таки установить новый.

Обратная установка генератора выполняется точно так же, как разбор конструкции, но действовать нужно в обратно порядке. Поэтому важно в процессе работы помечать болты, гайки и другие крепежные элементы, чтобы можно было понять, за фиксацию какого элемента они отвечают.

Проверка работоспособности

Когда сборка конструкции будет завершена, останется только проверить работоспособность нового генератора. Для этого необходимо подсоединить клеммы к аккумулятору и завести двигатель.

Отсутствие какого-либо звука со стороны генератора подскажет, что работа была выполнена успешно и можно продолжать эксплуатацию автомобиля. Те же самые работы проводятся для УАЗ «Патриот» с кондиционером.

Чтобы впоследствии подобные проблемы не возникали слишком часто, и не приходилось изрядно тратиться на покупку нового генератора, рекомендуется регулярно проводить осмотр состояния всего автомобиля и выполнять своевременный ремонт вышедших из строя элементов.

Это интересно: Предохранители Хендай Акцент: где находятся и как заменить

Замена ремня генератора УАЗ Патриот

Ремень генератора имеет определенный ресурс работы (15-20 тыс. км пробега), поэтому рано или поздно его придется заменить. Рекомендуется производить замену поликлинового ремня каждые десять тысяч км пробега или при появлении трещин на внутренней стороне ремня.

Для того, чтобы заменить ремень, необходимо поднять капот, снять воздушный фильтр и ослабить натяжной ролик с помощью головки ключа на 15. После этого производим замену на новый ремень и затягиваем натяжной ролик для плавной работы. Если Вы не уверены в своих силах, то выполнение этой работы лучше доверить специалисту.

Как проверить напряжение электрогенератора на АКБ

Электродвижущую силу или же разницу потенциалов можно определить следующими методами — с помощью генерирующего оборудования и через аккумуляторную батарею. Электрогенератор непосредственно связан с источником питания толстым кабелем, поэтому для проверки уровня разности потенциалов можно измерить напряжение на источнике питания. При применении такого метода Вам понадобятся специальные измерительные приборы — вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.

Провода устройств подключаются к АКБ в любом порядке. Вилка должна быть соединена с клеммами аккумуляторной батареи, при этом строго соблюдается полярность. Допустимое напряжение в сети не должно быть менее 12,5 вольт. На холостых оборотах с выключенными электрическими устройствами машины этот показатель должен составлять порядка 13,5—14 В. Снижение значений напряжения до 13,3—13,8 вольта является приемлемым.

Основываясь на вышесказанном, основными типами поломок электрогенератора УАЗ Патриот могут быть проблемы с поликлиновым ремнем, неисправность подшипника, выход из строя диодного кремниевого моста. Решить проблему с падением напряжения на генераторе УАЗ Патриот можно также путем установки трехходового регулятора, однако это не решит все имеющиеся проблемы. В случае обнаружения проблем в работе электрогенератора сразу необходимо начать его диагностику для выявления причин поломки.

«Лечим недозаряд»: Специалист рассказал, как избавиться от проблем с проводкой УАЗ «Патриот»

Водителю пришлось изрядно поломать голову, прежде чем он понял, почему так быстро садится АКБ его «Патрика».

В рамках «борьбы с недозарядом» владелец УАЗ «Патриот» рассказал, что с момента покупки внедорожника прошло всего лишь пару месяцев, однако он уже, так или иначе, успел «познакомиться» с серьёзной проблемой отечественного автомобиля.

Зарядка на аккумулятор шла совсем уж слабая, и водитель начал подумывать над тем, чтобы поставить реле «Карго», как ему насоветовали в сети. Но как оказалось, проблемы с проводкой УАЗ «Патриот» это не устранило. При включенном свете, музыке и печке бортовой компьютер показывал 12,9-13,5 В, а в некоторых случаях напряжение и вовсе просаживалось до 11,9 В.

Измерение непосредственно на АКБ показали, что «бортовик» врёт, примерно на 0,6-0,9 В занижая показания, и потому механик решил искать возможности, как избавиться от неприятной проблемы. Он приобрел 2 метра провода ПВ-3, с сечением в 35 миллиметров – необходимая деталь, которая пойдет от генератора на аккумулятор, однако одним лишь проводом дело не ограничилось.

На массу аккумулятора, на кузов и двигатель УАЗ «Патриот», специалист взял провод с сечением поменьше, а затем – удалил «родной» провод, идущий от генератора к стартеру. И только после всех этих манипуляций, водитель удалось избавиться от проблем с проводкой российского внедорожника. Комментаторы в сети, впрочем, считают, что потери напряжения в проводе были из-за чересчур большого сопротивления, и потому теперь автолюбителю придётся хорошенько следить за своей машиной.

«Лечим недозаряд новыми проводами – просто и надежно», «Теперь следи, чтобы аккумулятор не выкипел», «Всё у Патриота, не как у людей», – делятся впечатлениями от полезной рекомендации автомобилисты.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]