Электросхема ваз 2103, 2104, 21041, 21043 инжектор и карбюратор с описанием


Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р — розовый.
  • Ф — фиолетовый.
  • О — оранжевый.
  • ЧБ — черно-белый.
  • КБ — коричнево-белый.
  • ЧГ — черно-голубой.
  • К — коричневый.
  • Ч — черный.
  • Б — белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Электросхемы автомобиля ВАЗ 2106

Его конструкция состоит из пары щеток, изготовленных из графита, пружин, которые позволяют их крепче прижимать к кольцам на роторе, а также щеткодержателя. Ослабляем и демонтируем приводной ремень. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора. Содержание: Как подключить штатный генератор Г Замена генератора ВАЗ на Г Доработка генератора Г для ВАЗ Проверка работоспособности системы электропитания Электрическая схема ВАЗ Собственно говоря, если рассматривать электрическую схему ВАЗ , которую мы на всякий случай привели ниже, то выясняется, что от схемы она отличается только наличием дополнительных электроприборов, что повлекло за собой некоторые изменения.


Заключение Теперь вы знаете, из каких элементов состоит генератор ВАЗ


Выглядит выпрямительный блок как большая подкова, в которую запрессованы полупроводниковые элементы. Следовательно, происходит генерация электрической энергии. Для этого требуется, обесточив все токопотребители автомобиля, увеличить обороты мотора до 2,5 тыс.


Поэтому устанавливайте грязезащитный щиток, который предохранит ваш автомобиль от воздействия влаги.


Никакой генератор не обходится без выпрямительного блока и регулятора напряжения.


При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Чем он лучше штатного шестерочного? ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2101 ЛАМПА ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Читайте дополнительно: Измерительные электротехнические лаборатории

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Что такое бесконтактное зажигание и его преимущества

Еще одним интересным вариантом тюнинга классических моделей является установка бесконтактного типа зажигания. Определенно, от такого новшества машина только выигрывает – ровнее работает двигатель, пропадают провалы при разгоне автомобиля, гораздо легче происходит запуск мотора в холодную пору. Кроме того, есть экономия, связанная с расходом топлива.

Схема проводки на ВАЗ 2106 в этом случае является практически идентичной: главные отличия – это наличие импульсного датчика и отсутствие трамблера. Пока двигатель работает, датчиком создаются импульсы, поступающие на транзисторный коммутатор.

Уже с его помощью вырабатываются иные импульсы, характерные для первичной обмотки на катушке. С прерыванием вторичная обмотка производит ток высокого напряжения. С контакта распределителя происходит подача тока к свечам зажигания в требуемой последовательности.

Итак, вы приобретаете комплектацию бесконтактного зажигания на ВАЗовскую «классику», которое должно соответствовать по своим характеристикам двигателю автомобиля. Далее нам понадобится схема электропроводки на ВАЗ 2106.


  • Схема системы эпхх карбюратора 2108, 21081, 21083 солекс

В комплектации такого зажигания должны быть следующие запасные части:

  • блок коммутации;
  • катушка;
  • комплект высоковольтной проводки;
  • свечи зажигания – ДВРМ;
  • соединительные провода.

Этапы работ

Для успешной замены зажигания бесконтактным, важно придерживаться принципов соблюдения правильной технологии работ. Снимайте минус-клемму со своей АКБ

Всегда любые виды электроремонта нужно начинать с этого действия.

Вот здесь на помощь уже придет проводка на ВАЗ 2106:

  1. От катушки зажигания отключаем провода и главный высоковольтный провод.
  2. Извлекайте трамблера крышку.

Старайтесь не повредить другие провода

  1. Бегунок следует ставить так, чтобы не сбивать его необходимые настройки.
  2. Метка на блоке ставится там, где есть прорези внизу корпуса трамблера.
  3. Откручивайте гайку и доставайте старый трамблер прежней, контактной системы зажигания.
  4. Прежде, чем монтировать новую систему, откройте крышку обновленного трамблера и поставьте бегунок в то же положение, как и на старом трамблере. Можете ставить его в отверстие головки блока.
  5. Сдвигайте метку по необходимому уровню и закручивайте гайки.

Теперь можно производить сборку, как подсказывает схема проводки ВАЗ 21063 – одевается крышка, подключаются высоковольтные провода. Можно приступать к демонтажу старой катушки зажигания (об этом говорилось выше).

  1. Устанавливаем новую катушку и подводим к ней другой отвод высоковольтного провода.
  2. Теперь на свои места ставим все высоковольтные провода. Контакт «К» понадобится нам для коричневых проводов новой катушки, в то время как синие провода будут идти к контакту «Б».
  3. Нужно выбрать место для размещения коммутатора, чаще это делают в районе бачка омывателя. Он укрепляется на саморезах.

Замена проводки ВАЗ 2106 произведена, можно стягивать провода изолентой. Осталось произвести запуск двигателя и откорректировать работу системы зажигания.

Первое, на что следует обратить внимание в этом случае, целостность проводки, в том числе высоковольтной, а также исправность других элементов системы зажигания. Свечи зажигания проверяются на отдельном стенде

В отдельных случаях – причиной может послужить неисправный генератор ВАЗ 2106 и проводка к нему.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Схема очистителя и омывателя лобового стекла (1980-1984)

  1. Электродвигатель омывателя;
  2. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
  3. Реле стеклоочистителя;
  4. Электродвигатель стеклоочистителя;
  5. Выключатель зажигания;
  6. Выключатель наружного освещения;
  7. Блок предохранителей;
  8. Аккумуляторная батарея;
  9. Генератор;
    А — Перемычка в проводах, идущих к насосу омывателя ветрового стекла;

    В — Порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и электродвигателя стеклоочистителя.

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

1,2. Подфарники. 3,4. Наружные фары. 5. Внутренние фары. 6. Звуковые сигналы. 7. Распределитель зажигания ВАЗ 2103. 8. Свечи зажигания ВАЗ 2103. 9. Генератор ВАЗ 2103. 10. Аккумуляторная батарея ВАЗ 2103. 11. Реле включения звуковых сигналлов. 12. Катушка зажигания ВАЗ 2103. 13. Боковые указатели поворота. 14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2103. 15. Датчик контрольной лампы давления масла ВАЗ 2103. 16. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости ВАЗ 2103. 17. Реле зарядки аккумуляторной батареи ВАЗ 2103. 18. Реле включения фар. 19. Клапан карбюратора ВАЗ 2103. 20. Датчик указателя давления масла ВАЗ 2103. 21. Подкапотная лампа. 22. Стартер ВАЗ 2103. 23. Регулятор напряжения. 24. Патрон подключения переносной лампы. 25. Блок плавких предохранителей ВАЗ 2103. 26. Реле — прерыватель указателей поворота. 27. Выключатель стоп-сигнала. 28. выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора. 29. Выключатель насоса омывателя. 30. Реле — прерыватель контрольной лампы включении ручного тормоза. 31. Включатель крнтрольной лампы включении ручного тормоза. 32. Включатель фонаря заднего хода. 33. Электродвигатель стеклоочистителя ВАЗ 2103. 34. Реле стеклоочистителя ВАЗ 2103. 35. Лампа освещения вещевого ящика. 36. Выключатель плафона расположенный на стойках передних дверей. 37. Выключатель фонаря сигнализации открытия передней двери. 38. Указатель уровня топлива ВАЗ 2103. 39. Контрольная лампа указателя резерва топлива ВАЗ 2103. 40. Лампа освещения указателя уровня топлива. 41. Указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2103. 42. Лампа освещения указателя температуры жидкости. 43. Указатель давления масла ВАЗ 2103. 44. Контрольная лампа недостаточного давления масла ВАЗ 2103. 45. Лампа освещения указателя давления масла. 46. Лампа освещения тахометра ВАЗ 2103. 47. Контрольная лампа включения ручного тормоза и недостаточного уровня жидкости в бачках системы гидропривода тормозов. 48. Контрольная лампа управления воздушной заслонкой карбюратора. 49. Контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи. 50. Тахометр ВАЗ 2103. 51. Контрольная лампа включения габаритного света. 52. Контрольная лампа включения указателей поворота. 53. Контрольная лампа включения дальнего света фар. 54. Лампа освещения спидометра ВАЗ 2103. 55. Выключатель наружного освещения. 56. Выключатель освещения приборов. 57. Трехпозиционный переключатель стеклоочистителя. 58. Замок зажигания. 59. Электрические часы ВАЗ 2103. 60. Лампа освещения часов. 61. Трехпозиционный переключатель электродвигателя отопителя. 62. Фонарь сигнализации открытой передней двери. 63. Переключатель света фар. 64. Переключатель указателей поворота. 65. Выключатель звукового сигнала. 66. Прикуриватель. 67. Выключатель плафона, расположенный в стойках задней двери. 68. Плафон внутреннего освещения кузова. 69. Электродвигатель отопителя. 70. Лампа освещения багажника. 71. Датчик указателя уровня топлива и указателя резерва томлива ВАЗ 2103. 72. Лампа указателя поворота. 73. Двухнитевая лампа указателя габарита и стоп-сигнала. 74. Фнарь заднего хода. 75. Фонари освещения номерного знака. 76. Точка соединения с «массой». 77. Электрический разъем.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.

Источник

Причины ремонта замка зажигания

Замок зажигания «шестерки» имеет 4 режима с разной функциональностью:

  1. Режим «0» позволяет питать только провода 30 и 30/1. Остальные функции отключены.
  2. Режим «І» дает возможность работать ходовым огням, противотуманным фарам, приводу дворников, двигателю печки.
  3. Режим «ІІ» — в этом случае электропроводка на ВАЗ 2106 активирует сигналы поворота, приборную панель и систему зажигания.
  4. Положение «ІІІ» ключа дает питание клеммам 30/1 и 30-INT. Работает стартер автомобиля.

Замена замка зажигания своими руками может потребоваться по нескольким причинам:

  • Во-первых, такое реально в случае потери ключей.
  • Во-вторых, со временем личинка замка зажигания подвергается износу, и это влияет на запуск двигателя.
  • Кроме того, могут иметь место проблемы с группой контактной проводов, что может привести к короткому замыканию.

На автомобилях семейства «классики» расположение замка — внизу и слева от рулевого колеса. Также посмотрите статью про восстановление отечественной классики.

А состоит он из следующих элементов и деталей:

  • корпус замка;
  • контактный диск;
  • запорный стержень;
  • валик и контактная втулка;
  • колодка.

Демонтаж старого узла

Инструкция по самостоятельному ремонту замка, будет выглядеть примерно таким образом:


Замена замка зажигания на ВАЗ 2106

  • отключаем аккумуляторную батарею;
  • откручиваем крепежные винты пластмассового кожуха под рулевой колонкой и снимаем его;
  • отключаем противоугонное устройство, для чего нужно вставить ключ на положение «0»;
  • проводка ВАЗ 2106 требует снятия замка – с этой целью вставляем шило в отверстие и отщелкиваем фиксатор;
  • после того, как вы сняли замок (см. видео), настоятельно рекомендуется помечать контактные провода, чтобы не перепутать их местами при обратном подключении;
  • ставим новый замок в обратной последовательности.

Замена контактной группы

Схема электропроводки ВАЗ 2106 выполнена таким образом, что при необходимости ремонта контактной группы, это можно сделать без демонтажа замка зажигания. Однако, если снять ее по силам, то вот поставить обратно, почти наверняка, не получится. По этой причине, нам понадобится выполнить все перечисленные операции.

Рекомендуется приобретать только качественные запасные части, и лучше это делать у проверенных автодилеров, поскольку на сегодняшний день, в продаже имеется немало подделок. Отличительными свойствами оригинального замка зажигания будут такие характеристики:

  • корпус отлит бережно и с ровными краями;
  • верх замка завальцован ровно;
  • широкую голограмму невозможно сорвать без ее разрушения;
  • свободное движение ключа в личинке, без помех.

Генератор

Устройство

На автомобилях устанавливается трехфазный генератор Г221 переменного тока. Основными частями генератора является статор 19 с двумя крышками 1 и 17 из алюминиевого сплава, стянутыми четырьмя болтами, и ротор с обмоткой 18. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках 6 и 16 закрытого типа. Смазывающий материал закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует.

Ротор генератора приводится во вращение шкивом 13 с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала и состоит из вала 7 с напрессованными на нем стальной втулкой 15 и стальными клювообразными полюсами 14 и 21, образующими вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На стальной втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе намотана обмотка 18 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки присоединены к контактным кольцам 5, установленным на пластмассовой втулке, напрессованной на вал ротора.

Электрооборудование ВАЗ

Устройство

На автомобилях устанавливается трехфазный генератор Г221 переменного тока. Основными частями генератора является статор 19 с двумя крышками 1 и 17 из алюминиевого сплава, стянутыми четырьмя болтами, и ротор с обмоткой 18. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках 6 и 16 закрытого типа. Смазывающий материал закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует.

Ротор генератора приводится во вращение шкивом 13 с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала и состоит из вала 7 с напрессованными на нем стальной втулкой 15 и стальными клювообразными полюсами 14 и 21, образующими вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На стальной втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе намотана обмотка 18 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки присоединены к контактным кольцам 5, установленным на пластмассовой втулке, напрессованной на вал ротора.

Ток к обмотке возбуждения подводится через щетки 11 и 12, прижатые пружинами к контактным кольцам. Щетки изготовлены из меднографитовой смеси и находятся в пластмассовом щеткодержателе 10. Одна из щеток соединена с корпусом генератора, а другая — со штекером «67».

Статор 19 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированных лаком или электроизоляционным картоном. В этих пазах уложена трехфазная обмотка 20, закрепленная от выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести непрерывно намотанных катушек. Фазные обмотки соединены в «звезду» с выводом 9 нулевой точки. К нему подключается реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.

Переменное напряжение, индуцированное в обмотке статора, преобразуется в постоянное выпрямителем, собранным на шести кремниевых вентилях типа ВА-20 по трехфазной мостовой схеме. С целью упрощения деталей крепления выпрямителя три вентиля имеют на корпусе «-» выпрямленного тока (это вентили прямой полярности — положительные), а три вентиля — «-» выпрямленного тока (вентили обратной полярности — отрицательные).

Отрицательные вентили 3 (маркированные черной краской) запрессованы в крышку 1 генератора, а положительные (маркированные красной краской) — в специальную пластину — радиатор 2, закрепленную винтами 4.

На части генераторов устанавливается выпрямительный блок, состоящий из двух пластин с запрессованными в них вентилями. Схема соединений генераторной установки приведена на рис.

Техническая характеристика генератора

Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора 5000 мин-1, А — 42 Максимальная частота вращения ротора, мин-1 — 13000 Передаточное отношение между коленчатым валом и генератором — 1:2,04

Правила проверки и эксплуатации

При эксплуатации, обслуживании и ремонте генератора соблюдают нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или вентилей выпрямителя.

Вывод «-» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «+» — подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и отказ их в работе.

Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима 30 проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей) — это вызовет опасное повышение напряжения на вентилях и они могут быть повреждены.

Запрещается проверка работоспособности генератора на «искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой» или штекером «67». При этом через вентили протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Запрещается проверка цепей зарядного тока мегаомметром или лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоединяют провода от генератора и регулятора напряжения.

Качество изоляции статора повышенным напряжением проверяют только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля отсоединяют провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Контрольные проверки

Проверка генератора на автомобиле. Если при работе двигателя горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, то ориентировочно можно определить исправность генератора следующим образом:

  • слегка вытянув рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора, доводят частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу до 1000-1500 мин-1;
  • на короткое время отсоединяют провод от вывода аккумуляторной батареи. Если двигатель остановится, то это указывает на то, что генератор неисправен и все потребители питаются от аккумуляторной батареи.

Проверка генератора на стенде.
Проверка позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. Схема соединений дня проверки генератора показана на рис. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми.

Включают электродвигатель стенда. Реостатом 4 устанавливают напряжение на выходе генератора 14 В и доводят частоту вращения ротора до 5000 мин-1. Дают генератору поработать на этом режиме не менее 2 мин, а затем замеряют силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 44 А. Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колеи и щеток. В этом случае тщательно проверяют обмотку и вентили, чтобы определить место неисправности.

При подозрении на неисправность вентилей выпрямителя проверяют силу тока отдачи на прогретом генераторе. Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность вентилей по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора. Для прогрева дают генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин-1 и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем замеряют силу тока отдачи, которая на прогретом генераторе должна быть не менее 42 А.
Проверка генератора электронным осциллографом.
Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждений. Для проверки устанавливают частоту вращения ротора генератора 1500-2000 мин-1, питая обмотку возбуждения генератора от аккумуляторной батареи, но от зажима «30» батарею отключают. При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами. Если имеются нарушения соединений в обмотке статора и обрыв либо короткое замыкание в вентилях, форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины.

Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам проверяют на стенде без разборки генератора, измерив сопротивление между штекером «67» и корпусом генератора. Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактным кольцам, то сопротивление должно быть в пределах 4,2-4,7 Ом при температуре 20°С. После разборки генератора проверяют сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами, которое должно быть (4,3±0,2) Ом при температуре 20°С. При этом следят за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.

Проверка статора. Статор проверяют отдельно после разборки генератора. Выводы его обмотки отсоединяют от вентилей выпрямителя. В первую очередь проверяют омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на корпус. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор с такой поврежденной обмоткой заменяют. Затем проверяют специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Проверка вентилей выпрямителя.
Исправный вентиль пропускает ток только в одном направлении; неисправный может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание), что встречается чаще.

Короткое замыкание вентилей можно проверить без снятия генератора с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Проверить можно омметром или с помощью лампы (25-40 Вт) и аккумуляторной батареи, как показано на рис.

Сначала проверяют, нет ли замыкания одновременно в положительных и отрицательных вентилях. Для этого «+» батареи через лампу подсоединяют к зажиму «30» генератора, а «-» батареи — к корпусу генератора. Если лампа горит, то и отрицательные и положительные вентили имеют короткое замыкание.

Короткое замыкание отрицательных вентилей проверяют соединением «+» батареи через лампу со штекером нулевого провода обмотки статора, а «-» батареи — с корпусом генератора. Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание вентилей.

Для проверки короткого замыкания в положительных вентилях «+» батареи через лампу соединяют с зажимом «30» генератора, а «-» батареи — со штекером выводы нулевой точки обмотки статора.

Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей.

Без разборки генератора обрыв в вентилях обнаруживают только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20-30%) силы отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях.

Ремонт генератора

Разборка.
Отвернув винты крепления, снимают щеткодержатель 2 со щетками. Отворачивают гайки стяжных болтов 14 и снимают крышку 11 генератора вместе с ротором. Зажимают ротор в тисках, отворачивают гайку крепления шкива и съемником 02.7823.9504 снимают шкив с вала ротора.

В комплект приспособления 67.7823.9504 входят обычный съемник и захват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладываются в ручей шкива. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются рукой при снятии шкива.

Вынимают из паза на валу сегментную шпонку и снимают крышку 11. Отворачивают гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, вынимают из колодки 4 штекер нулевого провода и извлекают статор 8 из крышки 16 генератора. Отворачивают гайку контактного болта 7 и снимают выпрямительный блок 6 (или радиатор с положительными вентилями).

Сборка. Собирают генератор в последовательности, обратной разборке. Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. Поэтому при сборке вставляют в эти отверстия ступенчатую цилиндрическую контрольную оправку, имеющую с одной стороны диаметр 12 мм, а с другой — 22 мм. Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивают моментом 38.4-88 Н м.

Замена щеткодержателя. Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то заменяют щеткодержатель со щетками. Перед установкой щеткодержателя продувают место установки от угольной пыли и удаляют протиркой масло, смешанное с угольной пылью.

Замена подшипников ротора со стороны привода. Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки, отвертывают гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимают шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессовывают подшипник. Если гайки не отворачиваются (концы витков раскернены), то спиливают концы винтов.

Новый подшипник в крышку генератора устанавливают только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано. Если диаметр отверстия больше 42 мм или оно деформировано, крышку заменяют. Подшипник в крышку запрессовывают на прессе и затем зажимают между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскернивают.

Замена вентилей. Если на генераторе установлен выпрямительный блок, то в случае выхода из строя одного из вентилей заменяют целиком выпрямительный блок. Если вентили находятся в крышке 16 и радиаторе, то меняют отрицательные вентили, запрессованные в крышку. Положительные вентили, запрессованные в радиатор, менять не допускается. Если поврежден один или несколько положительных вентилей, то заменяют радиатор вместе с вентилями.

Неисправный отрицательный вентиль аккуратно выпрессовывают на прессе. Нельзя выбивать его молотком, чтобы не испортить отверстие под вентиль и не повредить другие исправные вентили, запрессованные в крышку. Новый вентиль аккуратно, без перекоса запрессовывают в крышку также на прессе с помощью пуансона А.76028 и опоры А.76031. Категорически запрещается запрессовывать вентиль ударами молотка. Усилие запрессовки должно действовать на корпус вентиля, как показано на рис.

Вентили запрессовывают до упора фланца в крышку генератора. Для вентилей, имеющих ненакатанный поясок около фланца, допускается зазор 0,1 — 1,0 мм междуфланцем вентиля и поверхностью крышки.

В начало страницы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]