Ситуация, когда на ВАЗ 2109 не включается задняя передача, является одной из наиболее распространенных проблем с этой моделью автомобиля. К тому же, машины ВАЗ 2108/09/099 «Самара» и ВАЗ 2113/14/15 «Самара-2» оснащались однотипной КПП (коробкой переключения передач), так что эта неисправность трансмиссии характерна не только для «Девяток».
Зачастую попытка включения передачи сопровождается сильным хрустом шестерён, а если передачу удаётся включить, то при движении задним ходом коробка передач издаёт шум. Другие владельцы сталкиваются с ситуацией, когда кулиса переключения передач уходит вперёд до упора, но задняя передача не работает. При этом нареканий на переключение передач переднего хода нет.
Замена масла в КПП
Замена механизма выбора передач
Комментарии и Отзывы
Ремонт или замена
Если в ходе проверки состояния коробки были выявлены серьезные повреждения ее элементов, то без серьезного ремонта тут не обойтись.
Следует сразу отметить, что самостоятельный демонтаж, ремонт и обратный монтаж коробки передач требует не только очень хорошего оснащения (номинально необходимы яма или эстакада, подъемное устройство, а также большой набор инструмента), но и очень серьезных знаний.
Именно поэтому, если не включаются передачи на ваз 2114, доверить подобный ремонт следует специалистам из автосервисов.
Следует помнить, что самостоятельный ремонт либо замена коробки передач автоматически приводит к потере всех гарантийных обязательств со стороны производителя. По этой причине ремонт автомобиля, находящегося на гарантии, следует доверить фирменным ремонтным мастерским.
Если же говорить о выборе между ремонтом и полной заменой агрегата, то в большинстве случаев следует выбрать первый вариант. Вызвано это двумя причинами. Во-первых, стоимость полностью новой коробки превышает 15 т.р. (причем, эта сумма указана без учета стоимости ее установки). Ремонт в любом случае выйдет значительно дешевле. И во-вторых, полный износ коробки (до состояния, непригодного для ремонта), встречается крайне редко.
Стоимость же самих ремонтных работ в разных сервисах — различная, и зависит от:
- размера населенного пункта (и как следствие — наличия конкурентов);
- типа поломки;
- величины автосервиса (и того, является ли он официальным);
- дополнительных пунктов в условиях договора.
Устранение проблем
Многие неисправности коробки, из-за которых пропала или вылетает задняя передача можно устранить без снятия агрегата с автомобиля.
Если причиной является ослабевание затяжки болта крепления хомута на тяге, то для исправления дефекта необходимо:
- Установить автомобиль на подъёмник.
- Полностью ослабить гайку хомута.
- Установить рычаг КПП в положение полностью включённой передачи заднего хода.
- Полностью включить заднюю передачу на КПП с помощью штока включения на картере.
- Затянуть болт крепления хомута.
Регулировка кулисы
Если затяжка хомута не помогла избавиться от проблемы, то нужно проверить состояние деталей привода переключения. Одной из причин, по которой не вставляется передача заднего хода, может быть плохо отрегулированная кулиса.
Для выполнения регулировок механизма могут понадобиться инструменты:
- два гаечных ключа с размером 13 мм, предпочтительно накидной схемы;
- любой гаечный ключ или головка на 10 мм;
- небольшой молоток;
- шлицевая отвёртка.
Поскольку причиной неправильной работы кулисы может служить износ деталей, то могут понадобиться запасные:
- карданный шарнир кулисы;
- иногда может нуждаться в замене уплотнительный сальник штока переключения передач.
Для настройки кулисы или замены деталей её привода необходимо два человека. Один человек должен переключать скорости из салона, а второй регулировать ход тяг переключения.
Порядок выполнения работ следующий:
- Обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или подъёмник.
- При помощи 13 мм ключа ослабить хомут, установленный на тяге переключения скоростей.
- Снять тягу со штока коробки.
- При помощи отвёртки аккуратно снять пыльник.
- При помощи ключа 10 мм открутить фиксирующий болт на кардане вала.
- Сбить кардан лёгкими ударами молотка. При этом важно не нанести повреждения валу.
- Снять уплотнительный пыльник карданного шарнира.
- В случае наличия течи масла нужно заменить уплотнительный сальник на штоке коробки.
- Установить новый пыльник (или оставить старый, если он целый) и установить карданный шарнир на вал.
- Совместить отверстие на кардане с выемкой на валу.
- Затянуть 10 мм фиксатор и полностью установить пыльник на место.
- Установить тягу на шток кардана и отрегулировать ход рычага КПП.
- Второй человек должен сесть на место водителя, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, немного подвинуть его вправо и удерживать в таком положении.
- После этого необходимо затянуть 13 мм гайку хомута.
Обычно такого ремонта задняя передача начинает включаться без проблем. Кроме того, становится более чёткой работа всего механизма выбора передач на ВАЗ-2109.
На видео от автора MegaMeyhem показан процесс замены кулисы.
Замена масла в КПП
При повреждённом сальнике на штоке из картера коробки вытекает масло, а в саму коробку может попасть грязь. Эти факторы могут стать причиной, по которой перестала включаться задняя передача. Кроме того, масло в коробке в процессе работы теряет свои свойства, поэтому его необходимо профилактически заменять не реже чем раз в 35–40 тыс. км пробега.
Перед заменой необходимо проверить состояние масла в коробке. Для этого необходимо вынуть масляный щуп, установленный в картере КПП и визуально оценить качество масла. Недопустимо присутствие в масле на щупе частичек металла и грязи. Само масло должно быть достаточно жидким и не прилипать к рукам толстым слоем.
Щуп с отметками уровня масла
Для замены понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Новое масло. При покупке масла необходимо учитывать тип коробки передач. Для достаточно редких четырёхскоростных коробок необходимо три литра масла, для более новых пятиступенчатых — 3,3 литра. Само масло должно иметь допуск 80W-85, производитель неважен.
- Ёмкость для слива старого масла с объёмом не менее 4 литров.
- Воронка со шлангом для заливки нового масла или шприц.
- Гаечные ключи 12 и 17 мм любого типа.
- Ветошь и растворитель для протирки.
Непосредственно сам порядок работ выглядит следующим образом:
- Установить автомобиль с прогретой коробкой на яму.
- Снять резиновую заглушку с клапана вентиляции КПП, установленного на верхней части картера.
- Прочистить клапан и заглушку от пыли и грязи. Прочищать детали удобно тонкой проволокой и ветошью.
- Установить чистые детали на место.
- Вытереть нижнюю часть коробки от грязи. Отвернуть пробку на нижней части картера коробки.
- Подставить ёмкость под сливное отверстие и слить масло. Полностью оно сольётся не менее, чем за 20-25 минут.
- После этого завернуть пробку сливного отверстия на место и аккуратно затянуть её ключом. Предварительно пробку и отверстие необходимо тщательно протереть ветошью.
- Залить свежее масло через отверстие щупа уровня масла в коробке.
- В ходе заливки необходимо проверять уровень масла, который в норме должен находиться между о и «MAX» на стержне щупа.
- При переливе масло можно откачать большим медицинским шприцем с трубкой на носике.
- В течение нескольких дней после замены желательно проверять уровень и внешний вид масла. Также необходимо убедиться в отсутствии течей через пробку и сальники коробки.
Резиновый колпачок вентиляции картера Сливное отверстие на картере Щуп в верхней части картера Установленная в отверстие щупа воронка для заливки масла
На ранних версиях коробок передач переднеприводных ВАЗ отсутствует отверстие для щупа. Для заливки масла в картере таких коробок имеется контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Заливка осуществляется шприцем для заливки масла. Уровень масла считается нормальным при достижении нижней кромки контрольного отверстия.
Стрелкой указано контрольное отверстие на боковой части картера коробки Заливка масла трансмиссионным шприцем
Замена коробки — новая или старая?
Если причиной того, почему плохо включаются передачи на ваз 2114, стал очень сильный износ узлов КПП, и выяснилось, что ее ремонт встанет дороже, чем полная замена, то автомобилист встает перед выбором — установить новую коробку или отдать предпочтение «восстановленной.»
Первый вариант, безусловно, предпочтительнее, но дело в том, что стоит новая коробка передач совсем не дешево (о чем говорилось выше).
Стоимость же восстановленной — намного меньше (порой такая коробка стоит на 70% ниже, чем новая).
Восстановленная коробка передач — отличный вариант, который практически ничем не уступает по качеству новой КПП, но при этом стоит гораздо меньше. Единственное, что следует помнить — это то, что приобретать подобные агрегаты следует только у проверенных фирм, которые профессионально занимаются их восстановлением и дают гарантию на свою продукцию.
Также следует помнить, что в случае возможности выбора предпочтение лучше отдать «среднему варианту». Приобретать восстановленные коробки в малоизвестных фирмах по очень низкой цене — категорически не следует.
Kaк cдeлaть peмoнт KПП BAЗ 2109?
Kaк нaйти нeиcпpaвнocть в кopoбкe пepeдaч BAЗ 2109
Чacтныe cлyчaи
He фикcиpyeтcя втopaя пepeдaчa.
Koгдa зaвoдишь aвтoмoбиль, из кopoбки дoнocитcя шyм, cлышны xpycты.
- вышли из cтpoя пятaя пepeдaчa или пepeдaчa зaднeгo xoдa;
- нeиcпpaвeн выжимнoй пoдшипник или пoдшипник пepвичнoгo вaлa.
Bылeтaeт любaя пepeдaчa.
Пpи движeнии нa 9кe cтoит гyл, кoгдa выжaл cцeплeниe гyл нe пpeкpaщaeтcя. Чтo гyдит, пoдшипники?
Пpивeт вce пoмoгитe y мeня нa 09 зaкycилo 2 cкopocть и нe oтпycкaeт чтo мнe дeлaть? нo мы ee yжe пepeбиpaли тeпepь oпять зaкycилa 3 cкopocть чтo дeлaть
Boзмoжнo пoдшипник. Cкopee oн eщe и пo вaлy cвoбoднo xoдит. Baл дoлжeн coвмecтнo c внyтp.чacтью пoдшип. кpyтитьcя, a oн в нeм cвoбoднo вpaщaeтcя. Toжe вepoятнo чтo из-зa этoгo гyл.
У мeня пoxoжaя cитyaция. Двa paзa пepeбиpaл кopoбкy. Пoмeнял вce пoдшипники, нo шyм этoт тaк и нe иcчeз. Haчинaю yжe пpивыкaть.
Cитyaция тoчнo тaкaя, вpoдe кaк мoя мaшинa нa видeo. Cкopee вceгo нyжнo гpeшить нa 5 пepeдaчy, тoлькo вoпpoc кaк пpoвepить. Ho пoявилacь oднa идeя, мoжнo cнять кpышкy 5 пepeдaчи, oткpyтить двe гaйки, cнять шecтepeнки 5 пepeдaчи, зaкpыть кpышкy, зaлить мacлo, и тoгдa вce бyдeт яcнo. Дyмaю нa дняx зaймycь этим. O peзyльтaтax cooбщy.
Советы автомобилистам
Выше мы уже рассказали о том, почему не включается задняя скорость на ваз 2114 и как исправить эту ситуацию. Но следует также отметить и то, что правильный и своевременный уход за коробкой передач поможет или вовсе избежать подобной ситуации или отложить ее на максимально долгий срок.
Основных правил этого ухода всего два:
- Совершать переключение передач, а также разгон и торможение автомашины как можно более плавно, без рывков.
- Периодически контролировать уровень масла, пополнять его по мере расходования, а также заменять весь объем в случае его износа.
Эти простые правила помогут значительно увеличить как срок службы всей коробки, так и ее отдельных деталей.
Перестала включаться задняя передача ВАЗ 2114 – видео
Не так давно задняя передача стала включаться с хрустом, потом и вовсе пропала! В видео рассказал все кратко и понятно! Так же и для владельцев 08/09/10/11/12/13/14/15 моделей жигули, калина, приора, гранта тоже сюда) Причины рассказал на ютуб канале:
ВАЗ 2115 | Переключение передач
Переключение передач и положение рычага
Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи нужно поднять кольцо под ручкой рычага.
При переключении передач стопроцентно выдавите педаль сцепления и потом плавненько ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это увеличивает износ коробки.
При переключении с пятой на четвертую передачу не жмите на рычаг в боковом направлении, чтоб случаем не включить вторую передачу, что вызывает превышение допустимых оборотов мотора и его повреждение.
Перед включением задней передачи удостоверьтесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали газа. Передвиньте рычаг из нейтрального положения на право до отказа, и дальше включите задний
ход.
В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, когда следует включать последующую передачу для наибольшей экономии горючего.
Переключение передач. автоматическая коробка
У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, где изображены знаки положений диапазонов селектора.
P Стоянка R Задний
ход N Нейтральное положение
Передачи для движения вперед:
D 1-я. 4-я передачи 3 1-я. 3-я передачи 2 1-я. 2-я передачи 1 только 1-я передача
Почему не включается задняя передача – частые причины
В данной статье рассмотрим основные причины:
Переключатель скоростей
- Первым делом нужно обратить внимание на саму кулису и кардан — часто бывает, что кулиса проскальзывает, сточились шлицы или ослаб хомут. В данном случае понадобится эстакада или яма.
- Механизм блокировки задней передачи. Чтобы проверить этот механизм, нужно снять ручку КПП (торпеду меж сиденьями) и посмотреть. Всё станет понятно.
- Если же вы проверили два первых пункта, проблем не обнаружилось, то придется снимать КПП.
- Срезало фиксирующий болт.
- Крепление механизма выбора передач.
- Пружинка (самая обыкновенная, бывает, лопается).
Как вариант, причина может быть в выжимном подшипнике, но тогда бы все передачи включались еле-еле и с хрустом. Также можно попробовать отрегулировать педаль сцепления.
Продление срока службы КПП
Вы сможете долгие годы эксплуатировать автомобиль и не обращаться на автосервисы, если сможете соблюдать элементарные рекомендации. Они позволят продлить срок службы КПП, минимизировать возможные проблемы, поломки и необходимость проведения ремонтных работ.
Рекомендаций всего две.
- Всегда старайтесь контролировать уровень масла в коробке передач. Если он падает, обязательно доливайте сразу, не откладывайте процедуру на потом. Когда масло приходит в негодность, меняйте его полностью, а не заливайте недостающее количество.
- Избегайте агрессивной эксплуатации, не дергайте резко передачи, разгоняйте плавно, тормозите аналогично. Банальное бережное отношение с коробкой передач позволит избежать износов и многочисленных поломок.
Как видите, решить проблемы с КПП не так просто. Потому самый лучший вариант — не допускать их появления.