Ремонт трамблера на автомобилях ВАЗ 2101-07 и ВАЗ 2108-09 — все об авто


На всех карбюраторных автомобилях тольяттинского производства в системе зажигания устанавливается прерыватель-распределитель, электронного блока управления в электрической схеме нет. Хотя электроника достаточно простая и надежная, поломки в ней все же случаются.
  • 1 Трамблер ВАЗ-классика
  • 2 Трамблер ВАЗ 2108-09
  • 3 Неисправность распределителя
  • 4 Ремонт трамблера ВАЗ 2106
  • 5 Ремонт трамблера ВАЗ 2107
  • 6 Ремонт трамблера ВАЗ 2108 (замена вакуумного регулятора)
  • 7 Ремонт трамблера ВАЗ 2109

Ремонт трамблера на автомобилях ВАЗ необходим, когда изнашивается его детали, но если поломки в оборудовании слишком серьезные, ремонтировать распределитель нецелесообразно, его легче заменить.

Трамблер ВАЗ-классика

Прерыватель-распределитель (ПР) на заднеприводных машинах ВАЗ предназначен для прерывания тока в первичной цепи и распределения высокого напряжения по цилиндрам. На автомобилях ВАЗ 2101-07 существует контактные и бесконтактные трамблеры. Контактный ПР ВАЗ модели 30.3706 состоит из следующих основных частей:

  • корпуса;
  • валика с кулачками;
  • центробежного регулятора с грузиками;
  • контактов;
  • бегунка (ротора);
  • крышки;
  • вакуумного опережения зажигания.

На контактном трамблере устанавливается конденсатор, который улучшает искрообразование, защищает контакты от преждевременного выгорания. В бесконтактной системе прерывание происходит за счет датчика Холла, который установлен вместо контактов.

Трамблера ВАЗ-классика отличаются длиной вала на двигателях 2101/21011 устанавливается прерыватель-распределитель с коротким валом, на моторах 2103/ 2105/ 2106/ 21213 – с длинным валом.

Устройство системы зажигания

Система зажигания уаз 469
Схема системы зажигания: 1 — замок зажигания; 2 — катушка зажигания; 3 — распределитель, 4 — свечи зажигания; 5 — прерыватель, 6 — масса.

Все вышеперечисленные виды систем зажигания похожи между собой, отличаются только методом создания управляющего импульса. Так в систему зажигания входят:

  1. Источник питания для системы зажигания, это аккумуляторная батарея (в момент запуска двигателя), и генератор(во время работы двигателя).
  2. Выключатель зажигания – это механическое или электрическое контактное устройство подачи напряжения на систему зажигания, или по-другому – замок зажигания. Как правило, выполняет две функции: подачи напряжения на бортовую сеть и систему зажигания, подачи напряжения на втягивающее реле стартера автомобиля.
  3. Накопитель энергии – узел предназначенный для накопления, преобразования энергии достаточной для возникновения электрического разряда между электродами свечи зажигания. Условно накопители энергии можно разделить на индуктивный и емкостный. Простейший индуктивный накопитель – это катушка зажигания, которая представляет собой автотрансформатор, первичная обмотка у него подключается к плюсовому полюсу и через устройство разрыва к минусовому. Во время работы устройства разрыва, например кулачков зажигания, в первичной обмотке возникает напряжение самоиндукции. Во вторичной обмотке образуется повышенное напряжение, достаточное для пробоя воздушного зазора свечи.
  4. Емкостный накопитель представляет собой емкость, которая заряжается повышенным напряжением и в нужный момент отдает свою энергию на свечу зажигания
  • Свечи зажигания, представляют собой устройство с двумя электродами находящимися друг от друга на расстоянии 0,15-0,25 мм. Это фарфоровый изолятор, насаженный на металлическую резьбу. В центре находится центральный проводник, который служит электродом, вторым электродом является резьба.
  • Система распределения зажигания предназначена для подачи в нужный момент энергии от накопителя к свечам зажигания. В состав системы входят распределитель, и(или) коммутатор, блок управления системой зажигания.
      Распределитель зажигания (трамблёр) – устройство распределения высокого напряжения по проводам, ведущим к свечам цилиндров. Обычно в распределителе собран и кулачковый механизм. Распределение зажигания может быть механическим и статическим. Механический распределитель представляет собой вал, который приводится в действие от двигателя и при помощи «бегунка» распределяет напряжение по высоковольтным проводам. Статическое распределение зажигания подразумевает под собой отсутствие вращающихся деталей. При таком варианте катушка зажигания присоединятся непосредственно к свече, а управление происходит от блока управления зажиганием. Если, например, двигатель автомобиля имеет четыре цилиндра, то и катушек будет четыре. Высоковольтные провода в данной системе отсутствуют.
  • Коммутатор – электронное устройство для генерации импульсов управления катушкой зажигания, включается в цепь питания первичной обмотки катушки и по сигналу от блока управления разрывает питание, в результате чего возникает напряжение самоиндукции.
  • Блок управления системой зажигания – микропроцессорное устройство, которое определяет момент подачи импульса в катушку зажигания, в зависимости от данных датчиков положения коленвала, лямбда-зондов, температурных датчиков и датчика положения распредвала.
  • Высоковольтный провод — это одножильный провод с повышенной изоляцией. Внутренний проводник может иметь форму спирали, для исключения помех в радиодиапазоне.
  • Трамблер ВАЗ 2108-09

    ПР на переднеприводных автомобилях ВАЗ с карбюраторным двигателем – бесконтактного типа, он принципиально устроен так же, как и бесконтактный трамблер на «Классике», но имеет свои конструктивные особенности и внешне выглядит совсем по-другому. Вал у распределителя ВАЗ-2108 короткий, он приводится в движение непосредственно от распределительного вала, и устанавливаться на головке блока цилиндров.

    Неисправность распределителя

    Трамблер на автомобилях ВАЗ может выходить из строя:

    • из-за механических повреждений;
    • по причине износа деталей;
    • из-за попадания в устройство влаги.

    Основные поломки в прерывателе-распределителе:

    • появляются трещины в крышке трамблера, или в ней подгорают контакты (центральной или боковой);
    • прогорает бегунок;
    • перестает работать датчик Холла;
    • изнашиваются подшипники вала;
    • обрывается контакт датчика;
    • пробивается диафрагма вакуумного регулятора опережения зажигания.

    В контактном трамблере может быть неисправным конденсатор, или подгорать контакты.

    Определить неисправный трамблер можно по признакам:

    • двигатель не развивает обороты;
    • двигатель троит, могут не работать один или несколько цилиндров;
    • работа ДВС сопровождается хлопками в карбюратор и глушитель;
    • при резком нажатии на педаль газа возникает детонация, «стучат пальцы»;
    • двигатель не заводится.

    Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины

    Система зажигания ваз 2109, устройство, принцип работы

    Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:

    • невозможность запуска двигателя ;
    • нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
    • снижение мощности двигателя ;
    • увеличение расхода бензина;
    • появление детонации.

    Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:

    • выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
    • несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
    • износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
    • подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
    • образование нагара на контактах прерывателя;
    • увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
    • пробой конденсатора распределителя;
    • замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
    • неисправности в группе контактов выключателя зажигания.

    Ремонт трамблера ВАЗ 2106

    На старых автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается контактный трамблер, но такая система не слишком надежна – из-за неполадок в контактной группе (КГ) нередко возникают различные проблемы:

    • из-за подгорания контактов двигатель может не заводиться;
    • слишком большой зазор в КГ влияет на мощность двигателя – двигатель перестает развивать обороты;
    • при малом зазоре в контактах мотор дергается, работает нестабильно.

    Чтобы провести ремонт трамблера ВАЗ 2106, его необходимо снять и провести дефектовку. Снимается устройство на «Классике» очень просто, но прежде чем его ремонтировать, рекомендуется выставить коленчатый вал по метке – так будет проще устанавливать распределитель после ремонта. Снимаем трамблер следующим образом:

    Теперь ПР следует разобрать, выполняем следующие операции:

    • отворачиваем крепежные винты бегунка, демонтируем ротор;

    • откручиваем гайку, находящуюся на корпусе, с другой стороны корпуса винтик удерживаем отверткой;

    • демонтируем крепления, вынимаем пластмассовый изолятор;
    • скручиваем винты, которые держат контактную группу (КГ);

    • демонтируем КГ;

    • выбиваем штифт вала;

    • с валика демонтируем маслоотражатель и шайбу, выдергиваем из корпуса вал;
    • чтобы добраться до подшипника, сверху корпуса снимаем фиксирующую шайбу штока регулятора опережения зажигания;

    • выкручиваем болты крепления регулятора, демонтируем механизм опережения зажигания;
    • отворачиваем винты (2 шт.), которые держат фиксирующие пластины подшипника;
    • демонтируем подшипник, поднимая его с разных сторон;

    Разборка на этом закончена, осталось провести дефектовку, заменить изношенные детали.

    Ремонт контактного трамблёра

    Ремонт прерывателя-распределителя или его диагностику лучше проводить, предварительно сняв устройство с двигателя. Во-первых, так будет намного удобнее, а во-вторых, вы получите возможность оценить общее состояние трамблёра.

    Демонтаж прерывателя-распределителя ВАЗ 2101

    Чтобы снять трамблёр с двигателя, потребуются два гаечных ключа: на 7 и 13 мм. Порядок демонтажных работ следующий:

    1. Отсоединяем минусовую клемму от АКБ.
    2. Находим трамблёр. Он расположен на блоке цилиндров силовой установки с левой стороны.
    3. Рукой аккуратно снимаем высоковольтные провода с контактов крышки.
    4. Отсоединяем резиновую трубку от резервуара вакуумного регулятора.
    5. Ключом на 7 мм откручиваем гайку, которая крепит клемму низковольтного провода.
    6. Используя ключ на 13 мм, отпускаем гайку, удерживающую прерыватель-распределитель.
    7. Извлекаем трамблёр из его посадочного отверстия вместе с уплотнительным кольцом, выполняющим функцию сальника.
    8. Протираем нижнюю часть вала чистой тряпкой, удаляя с неё следы масла.

    Разборка трамблёра, дефектовка и замена вышедших из строя узлов

    На этом этапе нам потребуются следующие инструменты и материалы:

    • молоток;
    • тонкая выколотка или шило;
    • гаечный ключ на 7 мм;
    • шлицевая отвёртка;
    • мелкая наждачная шкурка;
    • мультиметр;
    • медицинский шприц на 20 кубиков (необязательно);
    • жидкость против ржавчины (WD-40 или аналог);
    • карандаш и лист бумаги (для составления перечня деталей, которые нужно будет заменить).

    Порядок работ по разборке и ремонту трамблёра следующий:

    Отсоединяем крышку устройства от корпуса. Для этого необходимо отогнуть две металлические защёлки рукой или при помощи отвёртки. Осматриваем крышку снаружи и внутри. Никаких трещин и сколов на ней быть не должно

    Уделяем особое внимание состоянию электродов. В случае обнаружения незначительных следов подгорания устраняем их при помощи наждачной бумаги

    Если же контакты подгорели сильно, или крышка имеет механические повреждения, заносим её в список деталей на замену.

    Оцениваем состояние бегунка. Если он имеет признаки износа, заносим в список и его. В ином случае чистим бегунок шкуркой. Включаем мультиметр, переводим его в режим омметра (до 20 кОм). Измеряем величину сопротивления резистора бегунка. Если оно выходит за рамки 4–6 кОм, вносим резистор в список будущих покупок.

    Отвёрткой выкручиваем два винта фиксации бегунка. Снимаем его.

    Осматриваем грузики механизма центробежного регулятора. Проверяем состояние пружин, отводя грузики в разные стороны. Пружины ни в коем случае не должны быть растянутыми и болтаться. Если же они болтаются, делаем соответствующую запись в нашем списке.

    Используя молоток и тонкую выколотку (можно шило), выбиваем штифт, который крепит муфту вала. Снимаем муфту.

    Осматриваем шлицы вала трамблёра. При обнаружении следов износа или механических повреждений вал однозначно нужно заменить, поэтому «берём на карандаш» и его. При помощи ключа на 7 мм отпускаем гайку крепления провода конденсатора. Отсоединяем провод. Выкручиваем винт, которым крепится конденсатор. Снимаем его.

    Производим диагностику вакуумного регулятора УОЗ. Для этого отсоединяем от штуцера карбюратора второй конец шланга, который идёт от «вакуумника». Один из концов шланга опять надеваем на штуцер резервуара вакуумного регулятора. Другой конец насаживаем на кончик шприца и, вытягивая его поршень, создаём в шланге и резервуаре вакуум. Если под рукой шприца нет, разрежение можно создать ртом, предварительно очистив конец шланга от грязи. При создании разрежения подвижная пластина трамблёра должна проворачиваться. Если этого не происходит, скорее всего, вышла из строя мембрана в резервуаре. В этом случае вносим резервуар в свой список.

    Снимаем стопорную шайбу тяги с оси. Отсоединяем тягу.

    Выкручиваем винты крепления резервуара (2 шт.) плоской отвёрткой.

    Отсоединяем резервуар.

    Откручиваем гайки (2 шт.), крепящие контакты прерывателя. Для этого используем ключ на 7 мм и отвёртку, которой придерживаем винты с обратной стороны. Демонтируем контакты. Осматриваем их и оцениваем состояние. Если они сильно пригорели, вносим контакты в список.

    Шлицевой отвёрткой выкручиваем винты, которые фиксируют пластину. Снимаем её.

    Извлекаем подвижную пластину в сборе с подшипником из корпуса.

    Проверяем подшипник на предмет люфта и заеданий путём пошатывания и проворачивания внутреннего кольца. При выявлении этих дефектов готовим его под замену. Приобретаем детали согласно нашему списку. Осуществляем сборку трамблёра в обратной последовательности, меняя вышедшие из строя элементы на новые. Крышку и бегунок пока устанавливать не нужно, так как нам придётся ещё выставлять зазор между контактами.

    Ремонт трамблера ВАЗ 2107

    На автомобилях ВАЗ 2107 (2105) может устанавливаться как контактный бесконтактный трамблер, многое зависит от года выпуска автомобиля. Так как принцип разборки прерывателя-распределителя на «Классике Семерке» точно такой же, как и рассмотренный выше, в этом разделе рассмотрим, как правильно провести дефектовку.

    В первую очередь осматриваем крышку трамблера:

    • на ее поверхности не должно быть сколов и трещин как снаружи, так и изнутри;
    • уголек на пружине должен ходить свободно, без заеданий;
    • на крышке не может быть подгорелых контактов, а внутренние контакты не должны иметь следы износа.

    Если состояние крышки вызывает сомнение, лучше деталь сразу заменить, тем более, что она стоит очень недорого.

    Бегунок должен быть визуально целым, без внешних дефектов. Работоспособность детали проверяем с помощью мультиметра, измеряем сопротивление токопроводящей части (резистора) – оно должно быть в пределах от 5 до 6 килоом.

    Состояние контактной группы определяем внешним осмотром – контакты должны смыкаться плотно, без зазоров, не иметь признаков подгорелости и сильного износа. Если контакты немного подгорели, неровности на них выравниваем надфилем, сильно сгоревшую КГ нужно поменять.

    Грузики на валу должны ходить легко, без заеданий, под действием пружин возвращаться на место. Если в механизме наблюдаются заедания, места подвижных соединений следует смазать машинным маслом.

    Сам вал не должен иметь признаков износа, и если на нем есть выработка, его нужно изменить.

    Вакуумный регулятор опережения зажигания (УРОЖ) проверяется легко: через штуцер ртом втягиваем в себя воздух, если устройство исправно, шток «откачнику» начинает двигаться.

    Подшипник распределителя не должен закусывать, вращаться с задачами, иметь люфты.

    Ремонт трамблера ВАЗ 2107 несложно выполнить самостоятельно, к тому же запчасти распределителя всегда есть в наличии в автомагазинах, стоят они очень недорого.

    Из истории автомобилей ваз

    Сегодня выход конденсатора из строя крайне редкое явление и многие даже не знают о его существовании. Когда же схема питания автомобилей была с обратной полярностью, т. е. «плюс» шёл на массу, то без запасного конденсатора в дорогу не отправлялся ни один водитель. С 1961 года, по приказу Автопрома, на массу стали крепить «минус» и про конденсатор водители попросту забыли.

    В распределителе имеется также центробежный и вакуумный регуляторы опережение зажигания. Центробежный регулятор расположен под бегунком. Это два грузика с пружинками, которые в зависимости от оборотов двигателя, за счёт внутри бегунка и частично доварачивают его, заставляя чуть раньше размыкаться контакты.

    Вакуумный регулятор выполнен в виде вакуумной камеры сбоку трамблёра, соединённый с центральной пластиной (двигается на подшипнике), на которой расположены контакты. Вакуум, в зависимости от нагрузки двигателя, втягивает мембрану, которая с помощью тяги связана с пластиной, поворачивает её и контакты также начинают размыкаться раньше.

    Слабым местом контактного трамблёра являются износ контактов и облом текстолитового наконечника контактов, благодаря которому вал трамблёра размыкает контакты. Также часто наблюдается прогар бегунка, когда ток уходит на массу. Реже выходит из строя подшипник пластины контактов, тогда проявляется неустойчивая работа двигателя.

    До 1987 года пластины устанавливались на подшипник малого диаметра, а с 1987 года стали устанавливать подшипник большего диаметра.

    Рассмотрим на видео бесконтактный трамблер нового образца:

    Отличие распределителя нового образца, бесконтактного трамблёра от контактного, заключаются в следующем. При контактной системе зажигания высокое напряжение составляет порядка 13-18 тыс. вольт, а бесконтактная система зажигания выдаёт 35-40 тыс. вольт. Более высокое напряжение обеспечивает стабильный запуск двигателя при любой температуре, ему не так критичны «грязные» свечи и бесконтактная система зажигания более экономна.

    Отсутствуют пропуски зажигания из-за состояния контактов прерывателя, так как их в этом трамблёре просто нет. Помимо этого, с бесконтактной системой зажигания возрастает мощность мотора, уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, благодаря более высокому напряжению происходит более полное сгорания топлива. Внешне распределители похожи и снаружи отличием от контактного трамблёра является лишь штекерный вход на корпусе распределителя.

    Бесконтактный распределитель специально выполнен аналогично контактному, чтобы его было легко и просто заменить на автомобиле. В бесконтактном трамблёре за подачу и прерывание высокого напряжения или искры на свечах, отвечает датчик Холла, по аналогии с переднеприводными автомобилями ваз. Для установки бесконтактного зажигания на автомобиль помимо трамблёра в наборе идёт ещё катушка зажигания, коммутатор, свечи зажигания, и клеммники с соединительными проводами.

    В некоторых наборах идёт также и блок ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода). Датчик Холла имеет постоянный магнит, микросхему и стальной экран с прорезями. Датчик неподвижно закреплён в трамблёре, а стальной экран с прорезями смонтирован на валу трамблёра. Когда через датчик Холла проходит прорезь стального экрана, то создаётся магнитное поле и создаётся напряжение полупроводниковой пластине.

    Последовательность прорезей на стальном экране и создаёт импульсы низкого напряжения. Коммутатор в бесконтактном зажигании необходим для преобразования управляющего сигнала от датчика Холла, в импульсы высокого напряжения на катушке зажигания.

    Автолюбитель, знакомый с автоэлектрикой, без труда установит самостоятельно набор для бесконтактной системы зажигания. Те же, кто чувствует, что не справится лучше обратиться к автоэлектрикам, которые устанавливают в минимально короткие сроки.

    Вкратце ознакомились с трамблерами старого (контактного) и нового (бесконтактного) образца.

    На этом заканчиваю писать друзья. До свидания!

    Ремонт трамблера ВАЗ 2108 (замена вакуумного регулятора)

    В распределителях автомобилей ВАЗ 2108-09-099 довольно часто выходит из строя УРОЖ. Его работоспособность можно проверить, не снимая ПР с двигателя – через шланг всасываем в себя воздух, и если разрежение не создается, регулятор следует поменять.

    Замену регулятора опережения зажигания можно сделать на месте, не снимая трамблера:

    • отворачиваем два винта крышки распределителя вместе с высоковольтными проводами отводим крышку в сторону, отсоединив только центральный провод;
    • вытаскиваем бегунок, он снимается руками;
    • тонкой отверткой выдергиваем защелку, которая крепит шток УРОЖ, снимать крепежный элемент нужно аккуратно, чтобы не потерять его;
    • отворачиваем 2 винта крепления «откачнику», снимаем устройство;
    • устанавливаем новую деталь на место, все собираем обратно.

    Замену УРОЖ можно сделать и со снятием трамблера, так даже удобнее. Снимаем распределитель следующим образом:

    • отсоединяем от крышки ПР высоковольтные провода;
    • тонкой отверткой подцепляем фиксирующую упругую проволоку на разъеме и снимаем штекер, который идет к трамблеру снизу слева;
    • сдергиваем с УРОЖ шланг на корпусе ПР делаем отметку или замечаем, как он стоял;
    • отворачиваем три гайки, которыми крепится сам трамблер, а потом снимаем прерыватель – распределитель.

    Устанавливать обратно трамблер просто – шлиц распределительного вала имеет проточку, смещенную в одну сторону, и ПР поэтому ставится только в одном положении, тут ошибиться невозможно. Еще при установке нужно обратить внимание на резиновое уплотнительное кольцо – если резина затвердела, деталь необходимо заменить. И в любом случае уплотнитель следует промазать маслостойким герметиком, в таком случае почти на 100% получится избежать подтекания масла.

    Установка распределителя зажигания

    Предварительно нужно снять крышку с нового трамблера. Перед началом установки проверьте контакты, при необходимости откалибруйте зазор. Для выполнения этого мероприятия понадобиться аналогичный набор инструментов, как идля демонтажа механизма.

    Подключите к крышке распределителя контакты высоковольтных проводов в соответствии с установленным порядком работы цилиндров. Ротор вращается в направлении часовой стрелки, а номера цилиндров указываются на поверхности блоков и крышке распределителя.

    К новому трамблеру подсоедините низковольтные провода. Удерживая коленчатый вал от проворачивания, вставьте трамблер в гнездо. В завершении зафиксируйте все крепежные элементы, при необходимости откорректируйте угол опережения.

    Ремонт трамблера ВАЗ 2109

    Одна из самых частых проблем распределителя ВАЗ 2109 – отказ датчика Холла. При неисправном датчике двигатель перестает запускаться, замену этой детали проводим следующим образом:

    • снимаем с двигателя трамблер;
    • откручиваем крышку (два винта);
    • демонтируем вакуумный регулятор;
    • выворачиваем винт, что держит соединительную колодку датчика;
    • отворачиваем крепление держателя верхнего подшипника, он крепится на двух винтах;
    • извлекаем подшипник в сборе с датчиком, демонтируем датчик Холла с держателя (два винта);

    • устанавливаем новую деталь, собираем трамблер, ставим его на место.

    После ремонта трамблера ВАЗ2109 может понадобиться регулировка зажигания, она проводится очень просто:

    • ослабляем три гайки самого корпуса;
    • на заведенном двигателе понемногу поворачиваем распределитель в ту или другую сторону, подгазовываем дросселем – находим то положение, при котором двигатель резвее набирает обороты, без провалов;
    • после затягиваем гайки, проверяем машину на ходу. Если найти нужное положение сразу не получилось, повторяем операцию.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: