Симптомы
Чтобы понять, что клапана на двигателе ВАЗ 2110 нуждаются в настройке, достаточно знать поведение мотора. После продолжительной эксплуатации, автовладелец может обратить внимание на то, что двигатель стал работать как-то иначе. Данный факт должен насторожить, ведь последствия могут быть серьёзными.
Основные симптомы нарушенной регулировки клапанного механизма на ВАЗ 2110, выглядят таким образом:
- мотор шумно работает при запуске после продолжительной стоянки (клацает);
- пропадает компрессия в цилиндрах (двигатель теряет былую мощность);
- прокладка клапанной крышки пропускает масло;
- появились «выстрелы» в карбюратор или в глушитель;
- увеличился расход топлива.
Перечисленные признаки, можно диагностировать самостоятельно, не прибегая к помощи услуг автосервиса. Перед тем, как поставить ВАЗ 2110 на ремонт и приступить к регулировке клапанов, следует подготовить слесарный инструмент: микрометр, рейку для отжатия толкателей и многосоставной щуп. Последним замеряется тепловой зазор между кулачком распредвала и регулировочной шайбой. Вместо рейки, возможно использовать две мощные шлицевые отвёртки.Монтажный комплект (фиксатор и щуп) продаётся в большинстве магазинов «Автозапчасти». Его стоимость варьируется от 200 до 500 рублей. Правильная установка клапанов на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор или карбюратор – залог успеха.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2110
Не стоит заранее приобретать регулировочные шайбы. Они относительно дорогие. Изначально, предстоит установить величину зазоров и только потом купить необходимое количество шайб с точными размерами. Работы лучше проводить в гараже с хорошим освещением. Крыша и стены, защитят от нежелательных ветра и дождя, которые могут занести грязь в открытый распредвал.
Внимание! Перед тем, как отрегулировать клапанный механизм на ВАЗ 2110, двигатель необходимо остудить.
Разборка
Если всё готово, то приступаем к первой части ремонта — демонтажу деталей:
- отключаем клемму от аккумулятора;
- снимаем корпус воздушного фильтра (на карбюраторном моторе);
- отсоединяем от клапанной крышки шланги картерных газов и кронштейн тросика газа;
- откручиваем болты кожуха привода ГРМ. Снимаем крышку и получаем доступ к шкиву;
- выкручиваем свечи зажигания (так будет легче вращать КШМ для нахождения ВМТ и НМТ);
- откручиваем гайки клапанной крышки и снимаем её.
Перед непосредственной настройкой, следует вспомнить механизм действия ГРМ. А именно, порядок работы клапанов (в нашем случае ВАЗ 2110 с инжектором 8 клапанов).
Угол поворота распредвала, град | № кулачка (отсчет от шкива распредвала) | |
Выпускной (зазор 0,35.мм) | Впускной (зазор 0,20.мм) | |
0 плюс 2-3 зуба | 1 | 3 |
90 плюс 2-3 зуба | 5 | 2 |
180 плюс 2-3 зуба | 8 | 6 |
270 плюс 2-3 зуба | 4 | 7 |
Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме | ||
Угол поворота коленчатого вала, градусы | N цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец) | N регулируемых клапанов (кулачков) |
0 | 4 | 8 и 6 |
180 | 2 | 4 и 7 |
360 | 1 | 1 и 3 |
540 | 3 | 5 и 2 |
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2110 с 8-и клапанным мотором, предстоит выполнять в такой же последовательности, как и в таблице. Что касается установки клапанов на ВАЗ 2110 с 16-и клапанными моторами, то схема выглядит совсем иначе.
клапан | 1 кл (вы) | 2 кл (вп) | Зкл (вп) | 4 кл (вы) | 5 кл (вы) | 6 кл (вп) | 7 кл (вп) | 8 кл (вы) |
Должно ±0,05 | 0,30 (0,35) | 0,20 | 0,20 | 0,30 (0,35) | 0,30 (0,35) | 0,20 | 0,20 | 0,30 (0,35) |
наибольший зазор | 0,25 | 0,35 | 0,40 | 0,35 | 0,40 | 0,30 | 0,30 | 0,40 |
шайба | 4,30 | 3,82 | 3,52 | 4,22 | 4,50 | 4,27 | 3,87 | 4,25 |
Какая нужна шайба | 4,25 (4,20) | 3,97 | 3,72 | 4,27 (4,22) | 4,6 (4,55) | 4,37 | 3,97 | 4,35 (4,3) |
Регулировка
После снятия клапанной крышки, необходимо удалить остатки моторного масла возле толкателей. Сделать это возможно медицинским шприцем или резиновой грушей. Если есть рейка фиксатора, следует установить её на две крайние шпильки, предназначенные для крепления крышки ГБЦ.
Затем, приступаем ко второй части ремонта и делаем следующее:
- Выставляем верхнюю мёртвую точку, совмещая метки шкива распредвала и внутреннего кожуха привода ГРМ. Сделать это возможно двумя способами. Вывесив и вращая одно переднее колесо. Накидным ключом (головкой) вращать распредвал за крепёжный болт шкива, но эта операция опасна поломкой крепежного болта;
- После нахождения верхней мёртвой точки, немного поворачиваем распредвал, чтобы шкив сместился на 40-50° от ВМТ (это 2,5-3 зуба). Ставим свою метку, от которой потом будем вращать распредвал ещё несколько раз, делая дополнительные пометки;
- измеряем тепловой зазор первого клапана (выпускного), подсунув один из щупов (0,35/0,4/0,45 мм) между кулачком распредвала и толкателем. Номинальный зазор 0,35 мм;
- если первый щуп проходит свободно, то берём больший размер (0,4 мм). Шаг равен 0,05 мм;
- если щуп 0,4 или 0,45 не проходит, значит необходимо заменить регулировочную шайбу;
- разворачиваем толкатель пазом к себе, нажимаем на него рычагом рейки фиксатора и пинцетом достаём отработавшую шайбу. Её внутренняя сторона содержит цифры с первоначальным размером;
- для вычисления требуемой величины, необходимо воспользоваться формулой Н = В + (А — С). Где:
- Н — толщина новой шайбы, мм;
- В — толщина отработанной шайбы, мм;
- А — вымеренный зазор, мм;
- С — номинальный зазор, мм.
- полученный результат Н, записываем в блокнот. Шайбу именно такого размера предстоит купить на ремонтный клапан, округлив величину;
- согласно таблице, переходим к третьему клапану (впускному), его номинальный зазор 0,2 мм;
- измеряем зазор, вставляя щупы по очерёдности: 0,2/0,25/0,30 мм;
- записываем размер щупа, который не входит в тепловой зазор;
- вынимаем шайбу, и высчитываем ремонтный размер по указанной выше формуле;
- далее, согласно таблице, несколько раз поворачиваем КШМ на указанные градусы и проделываем операцию со всеми клапанами;
- Идём в магазин и покупаем необходимое количество регулировочных шайб требуемой толщины, согласно вычислениям;
- Устанавливаем шайбы в толкатели, согласно записи блокнота;
- все зазоры клапанов на ВАЗ 2110 должны восстановить номинальные размеры 0,2 и 0,35, благодаря использованию регулировочных шайб;
- проверяем новые тепловые зазоры;
- после замены шайб, необходимо поставить демонтированные детали на место;
- запускаем двигатель и наблюдаем за его работой.
Рекомендуется заменить прокладку крышки ГБЦ на ВАЗ 2110 (8 клапанов) с инжекторным мотором, после регулировки клапанов.
Причины замены
Как говорилось выше, причиной замены клапанов может стать обрыв ремня ГРМ,но не всегда причина заключается только в этом. Часто клапана нуждаются в замене из-за перескакивания моторной цепи. Когда это происходит, то клапана просто выворачивает и понятно, что дальнейшая их эксплуатация становится невозможной. После этого клапана выглядят следующим образом:
Замена направляющих клапанов ваз 2110
Кроме того, клапаны могут сами износиться. Вернее, износу подвергается именно ножка клапана, которая имеет определенный размер. Ножку специально замеряют микрометром, чтобы проверить соответствие нормам. Так, если ножка клапана имеет размер, который меньше 7,97 мм, то это уже износ и такой клапан следует отправлять в мусорный бак. Наконец, прогар или трещина самой тарелки может стать причиной того, что следует менять клапаны.
Замена направляющих клапанов на ваз 2110
Периодичность регулировки клапанов
После длительной эксплуатации автомобиля его владелец может обратить внимание на то, что работа двигателя выполняется уже не так, как это было ранее. Все изменения в работе двигателя в принципе должны всегда настораживать водителя, так как нередко это чревато довольно серьезными последствиями. В большинстве случаев регулировка клапанов ВАЗ-2110 (8 клапанов) требуется при наличии следующих симптомов:
- излишний шум при запуске мотора после того, как машина долго простоит;
- отсутствие компрессии в цилиндрах (заметное снижение мощности двигателя);
- протечки масла через прокладку крышки;
- регулярные «прострелы» в глушитель или карбюратор;
- повышенный расход топлива.
Не обязательно отправляться в специализированный автосервис для того, чтобы диагностировать указанные выше проблемы.
Подготовительный этап
Начинается с отключения бортового электропитания машины, для чего с аккумуляторной батареи снимаются клеммы и необходимо слить в заранее подготовленную емкость старое моторное масло через сервисную пробку и охлаждающую жидкость из картера двигателя, делается это через отсоединения от блока цилиндров самого нижнего патрубка радиатора, единственная предосторожность — это проведение процедуры на остывшем моторе, иначе можно получить ожог рук!
Запчасти и инструменты для проведения работы
Перед началом работы по замене клапанов на Ваз 2110, приобретаются качественные новые детали, наименования и оригинальные артикулы которых, выглядят следующим образом:
- Набор прокладок: клапанной крышки (арт.2108-1003270/77) и ГБЦ (арт. 21083-1003020), впускного и выпускного коллекторов (комплект арт.21083-1008081), приемной трубы отработанных газов (арт.2103-1203020-04), а так же сальник (арт.2108-1005034) и маслоотражательных колец (арт.2108-1007026-86) (так называемый ремкомплект ГБЦ)
- Новые клапана системы впуска топливной смеси 4 шт. (арт.21083-1007010)
- Новые клапана системы выпуска отработанных газов 4 шт. (арт.2108-1007012)
- Направляющие втулки клапанов 8 шт. (арт.2108-1007032-87)
- Охлаждающая жидкость двигателя
- Новые болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров (арт.2108-1003271Н/О)
- Ремень ГРМ (арт.2108-1006040-86) и приводной ремень генератора (арт. 1000012562)
- Моторное масло и масляный фильтр
Ремонт по замене пришедших в негодность деталей, производят с помощью стандартного набора инструментов, которые обычно продаются комплектом, а именно:
- набор рожково-накидных ключей маркировкой от 8 до 21 мм;
- набор торцевых внутренних шестигранных ключей;
- набор накидных головок диаметром от 8 до 24 мм;
- рассухариватель клапанов;
- винтовой съемник направляющих клапанов;
- динамометрический ключ (понадобится для правильной затяжки болтов крепления распредвала, ГБЦ и шестеренки распределительного вала);
- набор отверток;
- электродрель;
- специализированная притирочная паста двух видов (для грубой притирки клапанов к их рабочей поверхности камеры сгорания и для чистовой шлифовки);
- перчатки для защиты рук от возможных повреждений.
Это интересно: Рено Логан — замена левого и правого привода: инструкция и практические советы
Наличие инструмента, деталей и крытого помещения, позволит выполнить работы по устранению неполадок самостоятельно, так как цена замены 8 клапанов на Ваз 2110 в не сертифицированных сервисах осенью 2021 года варьируется от 30 до 45 тысяч рублей. На сертифицированной СТО официальных дилеров такие за работы обойдутся более 50 тысяч, что сильно ударит по финансовому положению владельца машины.
Подготовка и разборка механизма
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Для проведения работ придется приобрести специальное приспособление для нажатия на толкатели и набор регулировочных шайб различной толщины — без них обойтись не удастся. Если вы постоянно планируете выполнять регулировку собственными руками, то данное приобретение поможет сэкономить средства за услуги автосервиса. При одноразовой акции покупка приспособлений нецелесообразна, лучше сразу обратиться к мастерам.
Чтобы произвести разборку и отрегулировать просветы под кулачками, понадобятся такие инструменты:
- пара плоских щупов толщиной 0,2 и 0,35 мм;
- обычный слесарный набор с отвертками и пассатижами;
- пинцет;
- наборы ключей накидных и рожковых;
- ключ для свечей зажигания.
Поскольку в процессе настройки придется неоднократно поворачивать коленчатый вал, то для облегчения вращения рекомендуется вывернуть все свечи зажигания, предварительно сняв и убрав в сторону высоковольтные провода. Дальнейшая разборка включает в себя:
- Отсоединение от клапанной крышки всех патрубков, мешающих ее снятию.
- Откручивание клапанной крышки и ее демонтаж. Нужно проследить, чтобы из отверстий не потерялись резиновые втулки.
- Снятие прокладки.
- Демонтаж пластмассового кожуха ремня ГРМ.
Обтерев ветошью потеки масла на фланце головки цилиндра, где стояла прокладка, можно приступать к настройке.