Как найти плюс в цепи автомобиля мультиметром

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Для чего нужно окрашивание жил

Цветовая маркировка проводов позволяет быстро сориентироваться, за что отвечает каждая жила

Начинающие мастера, которые только осваивают азы электротехники, не могут сразу определить, белый провод это плюс или минус. Расцветка важна при идентификации жил и называется маркировкой.

Цветовая маркировка проводников – это необходимость, позволяющая мастеру быстро сориентироваться, за что отвечает каждая жила. С ее помощью можно понять, какого цвета нулевой провод и где находится фаза. Она также позволяет упростить чтение электронных схем.

Особенно важно соблюдение цветовой маркировки при подключении к счетчикам, автоматам, приборам. Без окраски сложно разобраться, какое устройство могло выйти из строя и в какую цепь оно подключено.

Производители окрашивают кабели в определенные цвета, установленные правилами электротехнических установок ПУЭ. Они строго регламентируют, какая маркировка должна использоваться для той или иной жилы.

Кроме того важно понимать, что свой окрас имеют положительный и отрицательный контакты в цепи постоянного тока. Какого цвета плюсовой провод, также устанавливается правилами.

В случае немаркированного кабеля одного цвета метка с информацией может ставиться на концах изделия (например, на термоусадочной трубке).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Как определить у проводов заземление, ноль и фазу, если нет маркировки

Определяться на практике сложнее, чем в теории. Не все производители соблюдают стандарты. Поэтому при прокладке двухфазной сети 220 V с заземлением приходится пользоваться кабелем ВВГ с голубой, коричневой и красной расцветками. Комбинации могут быть иные, однако без выполнения нормативных требований.

К сведению. В старой проводке «советских времен» цветовая маркировка отсутствует. Одинаковые белые (серые) оболочки не позволяют узнать назначение и соответствие линий с помощью простой визуальной проверки.

Для исключения проблем рекомендуется выполнять монтажные работы с применением однотипной кабельной продукции. Когда цветовая маркировка отсутствует, следует создать ее в местах соединения изолирующей липкой лентой или термоусадочной трубкой. Последний вариант предпочтителен, так как рассчитан на длительное сохранение целостности.

Ниже представлены методики определения фазных и нулевых проводов с преимуществами и недостатками каждого варианта. В любом случае сначала уточняют параметры сети. В старых домах, например, часто используют двухпроводную схему подключения с единым рабочим и заземляющим проводниками.

На рисунке представлена современная сеть с отдельным подключением заземления и рабочего нуля. Предусмотрена возможность подсоединения трех,- и однофазных нагрузок.

Определение фазы с помощью индикаторной отвертки

Прикосновение жалом такого прибора к фазному проводу замыкает цепь тока. Это сопровождается загоранием контрольной лампы или светодиода. Встроенный резистор ограничивает силу тока до безопасного уровня.

Преимущества индикатора:

  • минимальная стоимость;
  • компактность;
  • надежность;
  • долговечность;
  • автономность;
  • хорошая защищенность от неблагоприятных внешних воздействий.

Недостатком является ограниченная точность измерений. В определенных условиях не исключены ложные срабатывания.

Определение заземления, нуля и фазы с помощью контрольной лампы

Для воспроизведения этой технологии надо подготовить несложную конструкцию. В типовой патрон вкручивают лампу накаливания, рассчитанную на соответствующее напряжение сети. Подсоединяют провода достаточной длины для выполнения рабочих операций в определенном месте.

Далее подсоединяют один из проводов к известной нулевой линии. Другим последовательно проверяют иные жилы кабеля. Загорание лампы свидетельствует о наличии фазы.

С помощью измерительного прибора

При проверке бытовой сети 220 V не надо знать, как определить полярность. Электропитание организовано с применением переменного тока, поэтому устанавливают переключатель мультиметра в соответствующее положение. Прикосновение щупами к проводам фаза-ноль (фаза-заземление) сопровождается индикацией соответствующего напряжения (≈220 V). Разница потенциалов между нулевым проводником и заземлением минимальна.

К сведению. При проверке старой двухпроводной схемы одним из щупов касаются арматуры в бетонной плите, радиатора системы отопления, иного заземленного элемента строительной конструкции.

При переключении на постоянное напряжение мультиметр покажет, где плюс и минус. При отсутствии достоверной информации об электрических параметрах в цепи начинают с максимального диапазона измерений с последовательным переходом к меньшим величинам при недостаточной точности.

Такой «прибор» пригодится для проверки цепей постоянного тока при отсутствии специализированных средств измерения. Пузырьки около минусового провода – это выделение водорода в процессе электролизной реакции. Область возле плюса через несколько минут приобретет зеленоватый оттенок.

Использование светодиода

Контрольный прибор можно создать собственными руками по аналогии с индикаторной отверткой. Вместо лампочки устанавливают AL 307 или другой светодиод с подобными характеристиками. Последовательно в цепь добавляют резистор 100-120 кОм мощностью1-2 Вт.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

  • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
  • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
  • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
  • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Выполнение маркирования для токов разных видов

Разберемся, по каким признакам разделяют электрокабели.

Классификация электрокабелей

Первым делом надо определиться с их расцветкой и характеристиками:

  • Число проводов в кабеле. Этот параметр определяет сферу применения того или иного кабеля. К ней относятся питание электрических машин, токопередача электроэнергии, монтаж подключений многоквартирных домов, а также других электромонтажных работ.
  • Материалом для производства проводников для кабелей в основном бывает алюминий, медь или их сочетание.
  • Изоляционное покрытие. Для него имеется множество материалов, таких как пластиковые, резиновые, бумажные и другие диэлектрики. Провод может не иметь изоляции. Голый провод обычно применяют на воздушных ЛЭП. Там, где возможно негативное влияние окружающей среды, монтируют кабели, снабжённые надёжной изоляцией.

С помощью точного подбора кабеля по его сечению определяется сила тока, переменного или постоянного, для которого предназначен этот провод.
Другие характеристики — сопротивление, мощность, напряжение — также нужно определить при подготовке подключений электрических схем.

Стандарты расцветки

Трехфазный ток переменного значения.

Подключение высоковольтных проводных и шинных вводов при 3-фазном напряжении в РУ производят по такой схеме расцветки фаз:

  • A жёлтого цвета.
  • B зелёная.
  • C красная.

Чаще всего в быту и промышленности работает электроток с переменным напряжением. Но и для электроустановки на постоянном напряжении имеется своё применение:
В производстве и строительстве такое напряжение используют для питания электроподъёмников, телег, погрузо-разгрузочного инструмента на складах.

Электротранспорт тоже работает от сетей постоянного тока.

Питание цепей защиты и автоматики на релейных щитах электроподстанций.

Кабели, применяемые для таких подключений двухжильные. Их обычно зовут «плюс» и «минус».

Ответ на вопрос — фаза это плюс или минус — даст ПУЭ.

Стандартная расцветка такова:

  • полюс плюсовый окрашивается в красный цвет;
  • минусовой — в синий цвет.

Соответственно, плюсом является фаза, а минусом-ноль.
Контакт, обозначенный в электросхемах литерой М и покрашенный голубым, будет нулём.

Если осуществляется подключение двухпроводной сети к сети с тремя проводами, нужно проверить строгое соответствие цветов питающей и подсоединяемой сетей.

Цветовые стандарты трехфазной электропроводки

Разнообразие раскраски изоляции особо актуально, если монтажом разводки занимается одна организация, а эксплуатирует другая. Благодаря этому работник второй компании всегда будет знать нахождение «фазы» или «ноля», не используя индикатора напряжения или прибор.
Соприкасаясь с электрической разводкой, следует опасаться касания фазного фидера, каковое рискует стать смертельным. Скорее всего, в стремлении сохранения жизни и здоровья и применена подобная ярко выраженная, кричащая цветовая гамма.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Как правильно определять полярность на проводах в авто

Если проверяется напряжение на автомобиле, курс держится на поиск постоянного. 20 Вт — это правильная настройка, если проверяется батарейка. Поэтому нужно отрегулировать циферблат до нужного диапазона/установки и подключить зонды к любому компоненту, для которого необходимо получить показания.

Как проверить фару с помощью мультиметра

Чтобы проверить проводку фары, нужно найти заземляющий провод. От разъема, который подключается к лампочке, идут 2-4 проводка. Где два или три провода, только один из них является заземляющим, в то время как четырехпроводные разъемы будут иметь два заземления.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Цвета проводов в электропроводке

Обозначение проводов по цвету очень удобно, особенно когда их прокладку и подключение делает один человек, а обслуживать и ремонтировать будет другой.
Каждый цвет электропроводника определяет свое назначение в кабеле согласно определенному стандарту, который со времен СССР был несколько раз изменен.

На сегодняшний день проводники в электроустановках переменного тока с глухозаземленной нейтралью и напряжением до тысячи вольт имеют вполне конкретную маркировку.

Цвет нулевого рабочего и нулевого защитного проводов

Применяется такая комбинация цветов только для маркировки нулевых защитных защемляющих проводников.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Цвет проводов плюс (+) и минус (-) в сетях постоянного тока

В некоторых областях в народном хозяйстве применяются сети постоянного тока:

  • для оперативных цепей защит и питания автоматики на электрических подстанциях;
  • в электрифицированном транспорте;
  • в строительстве, промышленности, при складировании материалов.

В таких сетях используется только два проводника: положительная и отрицательная шины. Фазного или нулевого проводника в них нет.

Маркировка проводов и шин для сетей постоянного тока:

  • красный цвет используется для проводов положительного заряда;
  • синий – для шин и проводов с отрицательным зарядом;
  • голубым цветом обозначается средний проводник.

В случае, если сеть постоянного тока создается от трехпроводной сети (путем ответвления), то цвет положительного проводника тот же, что и плюсового проводника трехпроводной цепи.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Как сделать индикатор для проверки проводки в автомобиле. Как найти в автомобиле плюсовой провод

Как определить и проверить полярность с помощью мультиметра

Точное знание полярности электроприбора крайне важно. Ведь если подключить электрическую аппаратуру с нарушением полярности, она может либо не работать, либо полностью выйти из строя.

В большинстве случаев «плюс» и «минус» проводов и контактов в подобных устройствах обозначаются буквенным, символьным или цветовым способом (на корпусе возле контактов есть маркер «+» и «-», а провода имеют черный цвет для минуса и красный для плюса). Но иногда случается, что визуально определить полюса нет возможности. Для этого можно воспользоваться как обыкновенным тестером полярности, так и подручными средствами.

Определение полярности мультиметром

Иногда случается, что в новом электрическом аппарате, который необходимо подключить, отсутствует маркировка полярности или необходимо перепаять проводку поврежденного устройства, а все провода одного цвета. В такой ситуации важно правильно определить полюса проводов или контактов. Но при наличии необходимых приборов возникает закономерный вопрос: как мультиметром определить плюс и минус электроприбора?

Для определения полярности мультиметр необходимо включить в режим замера постоянного напряжения до 20 В. Провод черного щупа подключается в гнездо с маркировкой СОМ (он соответствует отрицательному полюсу), а красный подключается в гнездо с маркером VΩmA (он, соответственно, является плюсом).

После этого щупы подсоединяются к проводам или контактам и прибор, полярность которого необходимо узнать, включается. Если на дисплее мультиметра отображается значение без дополнительных знаков, то полюса определены правильно, контакт к которому подключен красный щуп – это плюс, а к которому подключен черный щуп будет соответствовать минусу. В том случае если мультиметр показал значение напряжения со знаком минус – это будет означать, что щупы подключены к устройству неверно и красный щуп будет минусом, а черный – плюсом.

Если мультиметр, которым производится замер, аналоговый (со стрелкой и табло с градациями значений), при правильном подключении полюсов стрелка покажет действительное значение напряжения, а сели полюса перепутаны то стрелка будет отклоняться в противоположную сторону относительно нуля, то есть показывает отрицательное значение напряжения тока.

Определение полярности альтернативными методами

Если случилось так, что мультиметра под рукой нет, а полярность необходимо найти, можно использовать альтернативные и «народные» средства.

К примеру, заряды проводки динамиков проверяются при помощи батарейки на 3 вольта. Для этого необходимо на короткий промежуток времени прикоснуться проводами, присоединенными к батарейке, к выводам динамика. Если диффузор в динамике начинает двигаться наружу, это будет значить, что положительная клемма динамика присоединена к плюсу батарейки, а отрицательная к минусу. Если же диффузор движется внутрь – полярность перепутана: положительная клемма замкнута на минусе, а отрицательная на плюсе.

Если необходимо подключить блок питания постоянного напряжения или аккумулятор, но на них нет маркировки полярности, а под рукой нет мультиметра, плюс и минус можно определить «народными» методами при помощи

Подключение автомагнитолы

При подключении магнитолы нужно строго соответствовать схеме. Для питания автомагнитолы нужно подключить желтый провод к плюсу аккумулятора. Черный провод выводится на массу, это заземление. Красный провод запитывается от замка зажигания. В идеале его нужно подключить так, чтобы он запитывался только тогда, когда ключ в положении АСС.

Поскольку сложности установки возникают именно при отсутствии ISO-переходника, то все провода должны быть зачищены и после заизолированы. Идеально подойдут многожильные медные провода с силиконовой изоляцией. По окончании прокладки проводов их можно объединить в стандартный переходник, но можно и заизолировать их с проводами магнитолы. Главное, чтобы цвет проводов магнитолы и автомобиля соответствовал друг другу.

Существует несколько других нежелательных вариантов подключения автомагнитолы к автомобилю. Большинство автомобилистов, не желая возиться с подключением желтого провода к аккумулятору, подключают его вместе с красным к замку зажигания. Это лишает магнитолу большей мощности и не позволяет получить качественный и мощный звук. Аналогично происходит при запитывании магнитолы от прикуривателя.

Бывает так, что подключение желтого и красного провода осуществляется на аккумулятор. Достоинства этого подключения заключаются в том, что магнитола постоянно находится в режиме ожидания и готова к работе. Однако такой способ быстро его сажает. Поэтому стоит задуматься, что важнее: независимая от замка зажигания работа магнитолы или долговременная работа аккумулятора?

Подключение колонок

Цвета проводов колонки магнитолы уже были описаны выше. Поэтому в соответствии с ними можно спокойно подключить любые колонки.

Сегодня почти все автомагнитолы ориентированы на 4 динамика: два спереди и два сзади. Стоит отметить, что мощная аудиосистема имеет вывод плюса и минуса к каждой колонке. Слабая же аудиосистема имеет вывод только плюса. Поэтому минус от колонки выводится на общую массу. Для получения более качественного звучания лучше всего соблюсти плюс и минус контактов.

Как найти утечку тока в автомобиле

Иногда после длительной стоянки автомобиля при включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.

Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни

Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.

Распространенные причины утечки тока

Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.

Допустимые пределы потребления тока аккумулятора

В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память электронного блока управления двигателем, сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.

Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов — 1 мА, магнитола — 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.

Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.

Как самостоятельно определить наличие утечки тока

Основных причин интенсивного разряда две – наличие «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр».


Мультиметр

Для поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.

Как определить полярность провода

Вам понадобится

  • мультиметр, батарея питания на 3 вольта, индикаторная отвертка, прозвоночный провод.

Инструкция

Для определения полярности проводов, выходящих из зарядного устройства, включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения до 20 вольт, черный провод (отрицательный) вставьте в гнездо COM, а красный (положительный) – в гнездо VΩmA. Подсоедините щупы к клеммам зарядного устройства и включите его. Если на дисплее мультиметра появился знак «минус», значит полярность подключения противоположная, то есть красный щуп подключен к отрицательной клемме, а черный — к положительной клемме зарядного устройства. В случае отсутствия знака «минус» клеммы соответствуют подключенным к ним щупам.

Для проверки полярности динамиков кратковременно коснитесь его выводов проводами от батарейки на 3 вольта. При движении диффузора динамика наружу полярность клемм динамика соответствует полярности батареи. При движении внутрь полярность выводов динамика противоположна полярности батареи.

Провода питания в фирменных автомагнитолах легко различить по цвету, который постоянно соответствует своему проводу. Черный цвет у провода, подключаемого к массе или общему «минусу» питания, красный провод – «плюс» питания, подключается к замку зажигания, желтый провод тоже относится к «плюсу» питания, только подключается к аккумулятору. В любом случае провод с предохранителем является «силовым плюсом» питания. При замене неисправного выключателя не всегда есть возможность обесточить дом или квартиру. В этом случае поможет определить фазный (опасный) провод индикаторная отвертка. Она поможет и в том случае, когда при проведении каких либо ремонтных работ вы наткнулись на неизвестный провод. Для прозвонки кабеля с одинаковыми на вид жилами включите мультиметр в режим измерения малых сопротивлений. В случае прозвонки сигнального провода в качестве общего прозвоночного провода можно использовать металлический экран кабеля. С одной стороны кабеля подключите исследуемый провод к экрану, а с другой стороны подсоедините черный щуп к оплетке и касаясь поочередно проводов, найдите замкнутый на экран провод.

Довольно часто возникает необходимость проверить полярность источника постоянного тока – аккумулятора, генератора или, например, выпрямителя — без нужного прибора под рукой.

Вам понадобится

  • — картофель;
  • — банка с водой;
  • — свеча.

Инструкция

В любительской практике можно поступить следующим образом. Два оголенных конца проводов, подключенных к выводам батареи, опустите в банку с теплой водой, в которой растворена столовая ложка поваренной соли. Затем сближайте их до того момента, пока на конце одного из проводов не начнут появляться пузырьки газа – водорода. Этот провод будет соответствовать отрицательному полюсу источника. Клубень сырого картофеля разрежьте пополам, в одну из частей со стороны среза воткните оголенные (зачищенные) провода на расстоянии 15-20 мм друг от друга. Рядом с проводом, присоединенным к положительному полюсу батареи, поверхность картофеля окрасится в зеленый цвет (процесс окисления). Третий способ. Зажгите обычную бытовую свечу. В пламя свечи погрузите два проводника, подключенных к более высокому источнику напряжения. Под его воздействием пламя свечи станет низким и широким, а на проводе с отрицательным зарядом появится тонкая полоска сажи. Кроме этого, можно изготовить простой индикатор для многократного определения полярности неизвестного источника. Для этого нужно взять обычную стеклянную трубку с пропущенными электродами внутри (например, от перегоревшей электролампы) и закрытую пробками. Внутрь трубочки залейте раствор, состоящий из одной части селитры, 4 частей воды, лучше дистиллированной или кипяченой, пяти частей глицерина, смешайте с одной десятой части фенолфталеина и частью винного спирта. Имеет смысл пользоваться химическими пробирками. Подобный индикатор может служить очень долго, при этом при помещении отрицательного заряда будет возникать красное окрашивание. Если источник тока переменный, то электроды будут давать розовое окрашивание. Чтобы перепроверить полярность, достаточно будет легонько встряхнуть индикатор.

В автомагазинах продаются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи прямой (ими комплектуются все отечественные автомобили) и обратной полярности (устанавливаются на некоторых машинах зарубежного производства). Перед покупкой батареи, необходимо точно определить ее полярность.

Вам понадобится

Инструкция

Срок службы любой аккумуляторной батареи ограничен и составляет, как правило, не более пяти лет. Отработав положенное время, обязательно наступает момент замены энергоблока. И если у владельцев автомобилей отечественного производства проблема заключается в том, чтобы выбрать АКБ соответствующей емкости и отдать предпочтение определенной торговой марке, то обладателям импортных машин необходимо выяснить перед покупкой полярность аккумулятора. Для достижения поставленной задачи батарея извлекается из аккумуляторного гнезда и располагается таким образом, что при визуальном осмотре сверху ее клеммы должны быть внизу. Обратите внимание, что одна из них немного тоньше другой (она минусовая). Если минусовая клемма расположена на аккумуляторе слева (внизу), то батарея обратной полярности.

В тех случаях, когда более тонкая клемма справа – АКБ прямой полярности.

Чтобы окончательно убедиться в правильности определения полярности аккумулятора, присоедините к нему вольтметр. При этом красный щуп прибора снимает напряжение с толстой клеммы, а черный – с тонкой. Показание на шкале без знака «минус» подтверждает исследуемые параметры АКБ.

Видео по теме

Обратите внимание

Установка аккумулятора ненадлежащей полярности в автомобиль грозит тем, что к его клеммам не получиться присоединить кабели.

Источники:

  • как определить полярность батареи

При подключении силовых трехфазных, однофазных и сигнальных проводов ошибки недопустимы. Они могут привести к нарушению работоспособности оборудования, работы систем заземления и поражению обслуживающего персонала электрическим током. Большое значение имеет соответствие цветовой маркировки кабеля подключаемым цепям.

Вам понадобится

  • Техническое описание кабеля

Инструкция

Чтобы определить провода по цвету в трехфазной проводке, воспользуйтесь следующим правилом.

Современная маркировка трехфазных кабелей такая: фазы A, B, C, маркируются соответственно белым, черным и красным цветом. Нейтральный провод обозначен синим цветом, а провод заземления – желто-зеленым. В маркировке проводов однофазной сети используется три цвета: белый – фазный, синий – нулевой, заземление обозначено проводом желто-зеленого цвета.

При случайном обрыве USB-провода, восстановите его, следуя следующей схеме цветовой маркировки: плюсу питания соответствует провод красного, минусу питания – черного цвета, белому проводу соответствует отрицательный провод данных, а зеленому – положительный.

Самые сложные расцветки проводов в многожильных кабелях. Например, для быстрого поиска места повреждения коммуникаций кабелей СБЗПУ или СБПУ потребуется определить целостность жил между соседними отводами магистрального кабеля (как правило, такие типы кабелей используются на железной дороге). Для уточнения цветовой разводки кабеля конкретной марки воспользуйтесь соответствующим техническим описанием.

Так, например, если произошел обрыв в кабеле СБЗПУ или СБПУ, то определить цвет провода можно по следующей схеме: Пара 1. Цвет жилы Б – голубой, жилы А — белый.Пара 2. Цвет жилы Б – желтый, жилы А — белый.Пара 3. Цвет жилы Б – зеленый, жилы А — белый.Пара 4. Цвет жилы Б – коричневый, жилы А — белый.Пара 5. Цвет жилы Б – серый, жилы А — белый.Пара 6. Цвет жилы Б – красный, жилы А — белый.Пара 7. Цвет жилы Б – голубой, жилы А — красный.Пара 8. Цвет жилы Б – желтый, жилы А — красный.Пара 9. Цвет жилы Б – зеленый, жилы А — красный.Пара 10. Цвет жилы Б – коричневый, жилы А — красный.Пара 11. Цвет жилы Б – серый, жилы А — красный.

Пара 12. Цвет жилы Б – красный, жилы А — красный.

Видео по теме

Источники:

Светоизлучающий диод, в отличие от лампочки, работает только при соблюдении полярности. Но на самом приборе она обычно не указана. Определить расположение выводов светодиода можно опытным путем.

Инструкция

Изготовьте прибор для проверки полярности светодиодов. Для этого возьмите батарейный отсек на три элемента AA, резистор сопротивлением в 1000 Ом и два щупа: красный и черный. Отрицательный вывод батарейного отсека соедините напрямую с черным щупом, а положительный — через резистор с красным щупом. Поместите прибор в подходящий корпус. Вставьте в отсек батарейки. Чтобы проверить светодиод, подключите к нему щупы сначала в одной полярности, а затем, если он не засветится, в другой. Когда диод светится, черный щуп подключен к его катоду, а красный — к его аноду. Резистор в приборе выбран таким, чтобы свечение было неярким, зато можно было проверять даже самые маломощные светодиоды. При работе со светодиодами изумрудного, синего, фиолетового и белого цветов предохраняйте их от воздействия статического электричества.

Изготовьте для хранения изготовленного вами прибора чехол. В нем предусмотрите места для раздельного хранения щупов. Это необходимо для того, чтобы они при переноске не замкнулись между собой. Замыкание не повредит прибору, но если держать щупы замкнутыми долго, элементы питания постепенно разрядятся через резистор.

Определив полярность светодиода, в дальнейшем не подавайте на него обратное напряжение. Вероятность выхода его из строя при этом невелика, но она имеется.

Если вы приобрели большое количество светодиодов одного типа, определите полярность лишь нескольких из них. Убедитесь, что у всех них цоколевка одинакова. В дальнейшем для экономии времени определяйте полярность светодиодов перед впайкой по форме и длине выводов. Но так поступайте лишь в том случае, если вы точно уверены, что все диоды относятся к одному типу. Никогда не используйте светодиоды без резисторов. Даже превышение тока через такой прибор всего в два раза способно сократить его срок службы почти в сто раз. Десятикратное превышение выведет его из строя мгновенно.

Видео по теме

Источники:

На первый взгляд, обозначать на динамике полярность нет смысла, поскольку подается на него переменное напряжение. Но когда в акустической системе несколько динамических головок, их необходимо включать синфазно. Принято обозначать на выводах головки такую полярность, при которой диффузор перемещается вперед.

Инструкция

Изготовьте для проверки динамиков специальный пробник. Для этого возьмите обыкновенный карманный фонарь на основе лампочки накаливания. Удалите из него выключатель, а вместо последнего подключите два щупа. У них обязательно должны быть изолированные ручки, поскольку в момент отключения напряжения на выводах головки возникает напряжение самоиндукции. Проверьте полярность напряжения на щупах при помощи контрольного вольтметра. Нанесите на них соответствующие обозначения. Убедитесь, что если щупы замкнуть, лампочка светится.

Выключите усилитель и весь стереокомплекс (в том числе и из розетки). Отключите оба вывода динамической головки от остальных цепей акустической системы. Подключите щупы к выводам головки, не касаясь ни последних, ни металлических частей щупов. В этот момент внимательно смотрите на диффузор. Если при подключении он перемещается наружу, а при отключении — внутрь, полярность правильная. Если же наблюдается обратная картина, поменяйте полярность подключения щупов, после чего повторите проверку. Затем обозначьте на каркасе динамической головки несмываемым фломастером полярность, соответствующую полярности подключения щупов.

Осуществите аналогичную операцию в отношении остальных динамиков в предела одной акустической системы. Независимо от того, как они подключены (напрямую или через кроссовер), подключите их синфазно таким образом, чтобы красному контакту на задней стенке колонки соответствовали плюсовые выводы головок.

Так же проверьте и при необходимости переделайте вторую акустическую систему. Закрыв корпуса обеих колонок, проверьте, правильно ли они подключены к усилителю. На кабеле, которым осуществляется такое соединение, имеются специальные красные метки. Во всех случаях проводник с меткой подключайте к красной клемме, а проводник без метки — к черной.

Включите стереокомплекс. Сравните его звучание с тем, которое имело место до переделки.

Видео по теме

Если динамиков несколько, они лучше звучат, когда подключены в одинаковой полярности. Но соответствующая маркировка на их клеммах есть не всегда. Тогда определять полярность придется самостоятельно.

Вам понадобится

  • — пальчиковая батарейка;
  • — провода;
  • — карандаш;
  • — отвертка;
  • — фонарик или настольная лампа;
  • — паяльник.

Инструкция

Перед проверкой полярности динамика обязательно отсоедините его от усилителя. Для этого сначала отключите сам усилитель. Затем, если между ним и динамиком имеются разъемные соединения, для отключения используйте именно их. Если же таковых нет, громкоговоритель придется временно отпаять, предварительно записав, какие провода куда шли. Проверьте, хорошо ли просматривается диффузор через решетку или ткань, закрывающую его. Попробуйте осветить его фонариком или настольной лампой — вдруг он после этого станет лучше виден? Если не получится и это, придется тем или иным способом открыть доступ к диффузору. Иногда проще снять решетку, а иногда — саму динамическую головку с обратной стороны. Главное — выбрать тот способ, при котором колонка не будет повреждена, и можно будет затем собрать все обратно. Теперь можно приступать к определению полярности. Кратковременно подключите к динамику проводами пальчиковую батарейку. Диффузор либо втянется, либо выдвинется наружу. Если он втянулся, батарейка была подключена в неправильной полярности, а если выдвинулся — в правильной. Теперь достаточно карандашом обозначить около выводов динамика правильную полярность, то есть то положение «плюса» и «минуса», при котором диффузор выталкивается. Если проверять полярность динамиков вам приходится часто, можно сделать для этого удобное приспособление, поместив батарейку в держатель, а к проводам припаяв щупы. В этом случае последовательно с одним из щупов включите предохранитель на 0,1 А на случай, если щупы вдруг замкнутся при транспортировке. Когда вы не пользуетесь приспособлением, вытаскивайте батарейку из держателя и помещайте ее в изолирующий футляр. Провода хорошо взять разноцветными, например, черный — «минус», красный — «плюс». Уберите батарейку и провода, соберите акустическую систему обратно. Все динамики при этом подключите к усилителю в одинаковой полярности. Если усилитель стереофонический, то в одинаковой полярности надо присоединить и обе колонки. Проверьте, как они зазвучат теперь по сравнению с тем, что было ранее.

Обратите внимание

Батарейки с напряжением более 1,5 В использовать нельзя — динамик может сгореть! Учтите, что некоторые трехвольтовые литиевые батарейки очень похожи на 1,5-вольтовые пальчиковые.Подключать батарейку следует кратковременно.

Нельзя проверять полярность, когда динамик подключен к усилителю.

Полезный совет

Если динамик всего один (монофоническая и однополосная акустическая система), заниматься определением его полярности нет смысла.

Видео по теме

Источники:

  • как узнать какой проводник был у меня

Распечатать

Как определить полярность провода

www.kakprosto.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]