Верхний опорный подшипник – это важный элемент в конструкции передней стойки Гранты. «Опорники» участвуют при вращении передней стойки во время поворота, а так же воспринимают осевые нагрузки и обеспечивают жесткость механизму.
Сам «опорник» представляет собой корпус из двух чашек, внутри которого расположен сам подшипник, состоящий из резинового сепаратора с шариками внутри. В нём так же стоят прокладки (виброшумоизоляторы). Перечисленные элементы, а так же конструкция передней опоры представлены на фото.
Видео обзор подвески SS20 (передние стойки, пружины, подшипники).
Видео: «Подвеска SS20: коротко о главном»
Причины и признаки поломки, диагностика
Узел воспринимает динамическую (переменную) нагрузку, и выход из строя, а так же замена обычно требуется по нескольким причинам:
- Износ детали, наработка до отказа (срок службы);
- Аварии, частая езда по ямам, агрессивный стиль вождения;
- Загрязнение опорного подшипника изнутри, попадание влаги и пыли;
- Неисправность подвески (амортизаторов, пружин).
Главный признак, по которому потребуется замена опорного подшипника — Гранта, дребезжит и скрипит под капотом или рядом со стойками. Это появляется после 80-100 тыс. км пробега, при соответствующих условиях эксплуатации авто.
Конструкция «опорника» и передней стойки сложная, выйти из строя могут такие элементы:
- Вся опора, включая корпус (редко) — позиция 4;
- Опорный подшипник (чаще) – позиция 8;
- Изнашиваются резиновые прокладки (чаще) – позиция 9.
Важно знать:
Внимание: Чтоб решить, замена какого элемента требуется, следует разобрать весь узел, схема которого представлена ниже.
Диагностика опорных подшипников
Для диагностирования поломки сделайте следующее:
- Поднимите капот, найдите передние опоры;
- Положите руку поверх узла;
- Начните сильно раскачивать авто снизу вверх (или попросите помощника);
- Если ощутите стук, или услышите, а так же другие непонятные звуки — означает,что есть проблемы. Стоит разобрать или сделать замену переднего опорного механизма.
- Посмотрите видео по диагностике:
Как проверить опорные подшипники
Замена опоры стоек передней подвески Лада Гранта
Существует два способа замены опорных подшипников на Ладе Гранта
Первый способ более простой и быстрый. Он подразумевает снятие стойки без поворотного кулака. При этом необходимо всего – лишь открутить два развальных болта с гайками, крепящими стойку к поворотному кулаку, открутить гайку наконечника рулевой тяги и отсоединить её, ну и открутить три гайки крепления опоры стойки к кузову. И собственно после этого, можно снять стойку. Но после этого процесса, необходимо будет ехать на развал – схождение. На СТО Вам, скорее всего, именно так и будут делать. После нужно будет ещё раскошелиться на развал схождение.
Второй способ более долгий и сложный. С помощью этого способа необходимо снять стойку в сборе с поворотным кулаком, со ступицей, с тормозным диском и со скобой суппорта. Преимущество этого способа в том, что после этого не нужно будет делать развал – схождение. Я делал именно так, и дальнейшее описание будет именно про этот способ. Хочу ещё отметить следующее – Этот способ актуален только в том случае, если Вам не нужно делать развал – схождение после ремонта передней подвески. Если же Вы планируете после ремонта подвески в любом случае делать развал – схождение (например, при замене наконечников рулевых тяг), то всё это лишнее. В этом случае пользуйтесь первым способом.
Нам потребуется:
1. Домкрат. 2. «Балонный» ключ для болтов колёс. 3. Мощный ключ с головкой на 30мм., для гаек ШРУСа. 4. Стяжки для пружин. 5. Съёмник рулевых наконечников. 6. Молоток, маленькое зубило и небольшой керн. 7. Накидные или рожковые ключи на 13 мм., 17 мм., и 22 мм. (и рожковый ключ на 14 мм. для стяжек пружин, если используются как у меня) 8. Вороток с головками на 13 мм., 17 мм., и 19 мм. 9. Шестигранник на 6 мм., для фиксации штока амортизатора 10. Также потребуются так называемые евро – головки. Е-8 и Е-12. 11. Плоская отвёртка. 12. Плоскогубцы. 13. ВД-шка. (WD-40). Помогает открутить заржавевшие болты и гайки. 14. Так же возможно понадобится плашка на 20 мм. шаг 1,5, для прогонки резьбы на ШРУСах. Мне, например, понадобилась. Откручивал гайки на своем авто в первый раз, а с завода их очень сильно застопорили. Когда откручивал эти гайки, немного зализалась резьба. Пришлось прогонять.
Необходимые инструменты для замены опоры стоек передней подвески ЛадыГранта
Так же советую Вам заранее приобрести некоторые мелочи:
1.
Пыльник наконечников рулевых тяг в кол. 2 шт. Стоит копейки, но он частенько рвётся при выпрессовки пальца наконечников рулевых тяг, с помощью съёмника.
Пыльник наконечника рулевых тяг
2.
Шплинт для фиксации гайки наконечника рулевых тяг в кол. 2 шт. Опять же, стоит копейки, но имеет свойство ломаться или теряться. А потом, за неимением замены, обычно вставляют гвоздь.)
Шплинт
3.
Смазка для направляющих суппортов. Наличие смазки в направляющих необходимо контролировать при каждом ремонте подвески, или при каждой замене колодок. Ну и при необходимости её добавлять или менять.
4.
Шланг прозрачный «пищевой» или подобный, диаметром 14 мм., длинной примерно 1 м. Я его натягиваю на первый виток пружины в месте её соприкосновения со стальной чашкой стойки. Натянуть его на пружину можно только с помощью силиконовой смазки. Это чисто моя инициатива, можно и без шланга обойтись. Но советую задуматься о его установке. Некоторые шумы издаются при трении пружины и чашки.
Шланг прозрачный
5.
Гайки ШРУСа в кол. 2 шт. Если эти гайки ранее не откручивались, то они будут здорово обжаты с двух сторон. При их откручивании, резьба может повредиться. Лучше при сборке использовать новые.
Приступаем к работе
1.
Ставим автомобиль на ровную и удобную для работы площадку.
2.
Вытягиваем ручной тормоз до упора и фиксируем задние колёса противооткатными упорами (ну или кирпичами, например).
3.
Берём «балонник» и ослабляем затяжку болтов передних колёс.
4.
Домкратом поднимаем автомобиль. Для безопасности опускаем его на «козлики».
5.
Снимаем колёса Лады Гранта
Теперь работаем по очереди с каждой стороной. Далее понадобится помощник.
6.
С помощью плоской отвёртки, снимаем пластмассовый защитный колпачок со ступицы.
7.
Берём молоток и керн. Лёгкими ударами отгибаем опресовку гаек ШРУСа, насколько это возможно. Если гайка не сильно забита, то можно попробовать и без этого её открутить.
8.
Просим помощника нажать на педаль тормоза. Далее берём мощный ключ с головкой на 30мм. и откручиваем гайки ШРУСов с обеих сторон.
Далее откручиваем гайку наконечника рулевой тяги, и съёмником вынимаем палец из сошки. Для этого:
9.
Плоскогубцами выравниваем шплинт и вынимаем его.
10.
Головкой на 19 мм. или ключом откручиваем гайку наконечника рулевой тяги.
11.
Аккуратно, не повредив пыльник наконечника рулевой тяги, вставляем съёмник в сошку и выдавливаем им палец.
При наличии АБС на автомобиле, нужно открутить датчик скорости вращения колеса. Для этого:
12.
Головкой Е-8 откручиваем болт крепления датчика.
13.
Вынимаем датчик из места его крепления.
14.
Освобождаем провод датчика и тормозной шланг из п-образных креплений на стойке.
Далее нужно открутить суппорт в сборе с поршнем от скобы. Для этого:
15.
Плоской отвёрткой нужно немного свести поршень в суппорте, как на фото. Это нужно сделать, если на диске присутствует выработка. Иначе вытащить суппорта из скобы будет тяжело, колодки будут цепляться за выработку на диске.
16.
Берём маленькое зубило и молоток. Легкими ударами выпрямляем стопорные пластинки на болтах направляющих.
17.
Придерживая направляющую рожковым ключом на 17 мм, откручиваем болты направляющих накидным ключом на 13 мм.
18.
Вынимаем суппорт в сборе с поршнем, и откладываем его в сторону. Положите его так, чтобы он не висел на шланге.
19.
Запоминаем расположение колодок, и откладываем их в сторону. При сборке необходимо их расположить на свои прежние места.
Далее необходимо открутить болты шаровой опоры.
20.
Берём головку Е-12, и откручиваем два болта крепления шаровой опоры.
21.
После этого тянем стойку на себя, одновременно вдавливая шлицевую ШРУСа во внутрь. Полностью выдвигаем шлицевую ШРУСа из ступицы, и отодвигаем привод в сторону.
Теперь стойка в сборе полностью освобождена, и её держит только три гайки опоры стойки.
Разбор передней подвески
1.
Откручиваем три гайки крепления опоры стойки к кузову, одновременно придерживая снизу всю стойку.
2.
Снимаем стойку в сборе, и ложем её на удобное для работы место.
3.
Берём стяжки для пружин и устанавливаем их на пружину. Расположите стяжки строго напротив друг друга. Если их расположить не равномерно, то одна из стяжек может соскочить при стягивании. Стягивайте пружину до тех пор, пока она не начнёт болтаться.
4.
После того, как пружина сжата, необходимо открутить верхнюю гайку стойки. Для того, чтобы зафиксировать шток амортизатора, понадобится шестигранник на 6 мм. Придерживая им шток, накидным ключом на 22 мм. открутите гайку.
5.
Далее вынимаем опору стойки вместе с подшипником, металлической чашкой и резиновым демпфером. Вынимаем пружину и пыльник с отбойником.
Далее выкладываю несколько фотографий для сравнения.
Опора стойки:
Слева штатная Грантовская опора. Справа опора стойки SS20 Gold для Гранты в комл. «Норма» и «люкс» (с изменённым кастором, как в стоковой опоре).
Опорные подшипники стойки: слева штатный Грантовский опорный подшипник. Справа опорный подшипник SS20, который идёт в комплекте.
Далее небольшое отступление. На нижний виток пружины я подобрал и надел прозрачный шланг, для снижения трения метала об метал, и снижения шума. Этого конечно можно и не делать, решать только Вам. Да, и ещё один момент, если решитесь делать так же. Шланг диаметром 14 мм. надевается на пружину очень туго. Чтобы его туда натянуть, потребуется жидкая силиконовая смазка. Без неё, скорее всего не получится этого сделать.
Сборка стойки с новыми опорами стоек SS20 Gold
6.
Надеваем на шток амортизатора пыльник с отбойником.
7.
Устанавливаем пружину на стойку, ориентируя нижний виток по форме чашки. Кладём на верхний виток пружины стоковый резиновый демпфер и стальную чашку.
8.
Далее в эту чашку вставляем новый опорный подшипник SS20.
9.
После этого надеваем на шток опору стойки, и фиксируем её гайкой. После чего, затягиваем гайку придерживая шток от прокручивания всё тем же шестигранником на 6 мм.
Примечание №1: если амортизатор масляный, то шток плавно будет опускаться вниз. Так что сборку нужно проводить очень быстро, сразу после его полного вытягивания вверх. С газовыми и газомаслянными амортизаторами всё проще. У них шток наоборот, всё время стремится вверх.
Примечание №2:
Если устанавливается штатная опора, необходимо подложить снизу и сверху демпфера опоры специальные металлические шайбы, которые были установлены с завода. А при установке опор SS20 Gold, их нужно удалить. Подобные шайбы уже присутствуют на опорах SS20 Gold.
10.
Отпускаем стяжки пружин. Одновременно контролируем расположение опорного подшипника в стальной чашке. Он может выскочить из своей посадки. Обратно его можно будет посадить только при повторном стягивании пружины.
Итак, стойка собрана, и готова к установке обратно на автомобиль.
Сборку выполняйте в обратной последовательности. При сборке, необходимо обратить внимание на несколько моментов:
1.
Обязательно проверьте смазку в направляющих суппортов. При необходимости смажьте их.
2.
Прогоните резьбу на ШРУСах плашкой (20мм., шаг 1,5), при необходимости. Очень часто конец резьбы слизывается, при откручивании сильно «забитой» гайки. Так же, при затяжке, используйте новые гайки. Стопорить их не советую, т. к. затягиваются они очень сильно. И самопроизвольное откручивание практически исключено. Зато сохраните резьбу на ШРУСах.
3.
Смажьте шлицевую часть ШРУСа литолом перед установкой. С завода её не смазывают, и она намертво заклинивает в ступице. Мне, например, пришлось выбивать ШРУС с его посадки в ступице, т. к. он заржавел в своей посадке.
4.
Усилительную пластинку опоры стойки и саму опору располагайте по стрелке, нанесённой на их корпус. Стрелки должны смотреть в сторону передка автомобиля.
После сборки, вот так будут выглядеть опоры стоек SS20 Gold на Гранте:
следующая статья:
Тюнинг подвески Лада Гранта
Содержание статьи: Тюнинг от «Lada-sport» для Лада Гранта Тюнинг подвески: ребилд переда для Лада Гранта Тюнинг
Рейтинг 5.00 [1 Голос]
Подготовительные мероприятия для замены опорного подшипника Гранты своими руками
Замена опорного подшипника стойки Лады Гранда производиться двумя способами.
- Снятие передней стойки с откручиванием болтов регулировки сход-развала.
- Снятие модуля стойки вместе с поворотным механизмом и тормозным диском в сборе, не откручивая регулировочных крепежей.
Оба способа нельзя выполнить без снятия стойки, но по второму методу, который описан ниже, можно избежать очередного сход-развала .
Подготовка к ремонту
Замену желательно производить в смотровой яме, так вы сэкономите время на удобстве выполнения операций по снятию/установке узла. На авто ставится первая передача, для соблюдения техники безопасности используйте противооткатные упоры.
Инструменты для работы
- Любой домкрат.
- Большой ключ, чтобы сорвать болты шасси.
- Длинный ключ на 30, для откручивания ступичной гайки.
- Фиксаторы для стягивания амортизаторов.
- Приспособление для снятия рулевых наконечников.
- Молоток, зубило, керн.
- Набор ключей (22, 17, 13).
- «Трещётки» на 13, 17, 19.
- Шестигранный ключик, для откручивания гайки штока.
- Специальные головки. «Ешки» Е8 и Е12.
- Большая «минусовая» отвёртка.
- Пассатижи.
- Проникающая смазка, например WD-40.
- Динамометрический ключ для подтягивания гайки штока.
Требуемый комплект новых деталей
- Опоры либо отдельные опорные подшипники, в зависимости от поломки;
- Резиновые прокладки (если меняете только подшипник);
- Пыльник со шплинтом от рулевой тяги (если потребуется замена).
Как снять опорный подшипник на калине – пошаговое руководство
Замена опор передних стоек Калины начинается подготовки автомобиля. Поставьте машину на ровную поверхность, если есть возможность на подъемник или яму. Включите первую передачу, снимите авто со стояночного тормоза. Последовательность демонтажа по порядку:
- Откручиваем колесные болты, далее поднимаем авто домкратом, или подъемником как в нашем случае.
- Получаем доступ к тормозному диску, но снимать его не потребуется, как и откручивать ступичную контргайку.
- Переходим к поворотному рычагу и рулевой тяге. Сначала снимаем шплинт у крепежа. Далее откручиваем саму гайку.
- После этого используем съемник наконечников, чтобы выпрессовать его из отверстия рычага или на крайний случай используйте молоток. Устанавливаем устройство, затягиваем резьбу и извлекаем наконечник.
- Теперь отсоединяем от передней стойки тормозной шланг и провод датчика скорости.
- Далее находим два болта крепления стойки к поворотному кулаку, смазываем их проникающей смазкой.
- Чтобы открутить гайки, используем накидной ключ на 17, а так же головку с трещоткой.
- Болты придется выбивать, используйте деревянную наставку, чтобы не повредить резьбу.
- Нижняя часть модуля освобождена, переходим к верхней. Откручиваем три крепления передней стойки к стакану кузова.
- Откручивая последнюю гайку, придерживайте стойку, или поставьте под неё упор, например снятое колесо. После этого извлекаем модуль с опорой и амортизатором в сборе.
- На пружины снятого модуля подвески устанавливаем две стяжки. Как показано на фото, равномерно с обеих сторон сжимаем пружину амортизатора.
Примечание:
В гаражах и автосервисах используют специальные станки для сжатия пружин амортизаторов, при их использовании процесс замены происходит быстрее.
- Продолжаем сжимать амортизатор, пока верхняя опора не освободится от натяжения пружины, и только после этого откручиваем гайку штока. Используем ключ на 19.
Внимание:
На фото справа, показаны опоры амортизаторов SS20, конструкция отличается от штатных опор, как на фото слева. Суть замены и ремонта опорного подшипника Калины разных конструктивных исполнений не различается.
- Теперь снимаем верхнюю часть опоры (чашку), под которой расположен «опорник». Извлекаем старую деталь и переходим к замене.
Рекомендации по ремонту и сборке
Совет:
Видео помогут вам сделать замену, и ускорят процесс ремонта вашей «Гранты».
Замена опоры передней амортизационной стойки:
Замена опорного подшипника на Гранте:
- Если амортизаторы масляные, то шток спускается к низу. Поэтому собираем механизм оперативно. С газовыми и комбинированными моделями проще, так как шток поднимается только вверх. В случае с масляным изделием – не забывайте их прокачать, удалить воздух.
- Если вы ставите оригинальную переднюю опору, подложите обратно заводские металлические шайбы с обеих сторон демпфера. При установке «опорников», например SS20, это не потребуется, они присутствуют в комплекте.
Некоторые советы по замене верхней опоры передней амортизаторной стойки
- При разборке гайку ступицы следует ослаблять до того, как вы сняли колесо, если автомобиль уже вывешен на домкрате, стронуть ее с места будет непросто.
- Если нет съемника шаровых опор и рулевых тяг, рулевой наконечник можно выбить, ударяя тяжелым молотком по месту соединения шарнира, удары должны быть резкими и точными. Даже если наконечник серьезно «закипает» в соединении, после нескольких попыток он все равно снимается.
- Чтобы после снятия было удобнее разбирать амортизаторную стойку, можно сразу (пока амортизатор еще стоит на машине) ослабить гайку штока амортизатора.
- Чтобы при следующем ремонте гайки и болты легче отворачивались, во время сборки рекомендуется крепежные элементы и резьбу обработать графитовой смазкой.
- При снятии амортизатора в сборе со ступицей и поворотным кулаком не лишним будет проверить состояние всех деталей подвески с этой стороны колеса. Такая диагностика сбережет ваше средства и время, ведь нередко обнаруживается, что вместе с дефектным опорным подшипником неисправен еще, допустим, амортизатор, или имеет большой люфт наружный ШРУС.
- Сжимать пружину стяжками нужно постепенно, поджимая витки понемногу с одной и другой стороны. Сжимается пружина до тех пор, пока не начнет свободно вращаться верхняя опора, слишком сильное сжатие витков не требуется, да в целом и небезопасно.
В целом заменить опорные подшипники на передних стойках достаточно просто, чтобы произвести замену, необязательно ехать в автосервис, можно работу выполнить и своими руками.
Опорные подшипники являются элементами передней подвески автомобиля. Их основная задача – сглаживание ударных нагрузок на кузов. Неисправность этих деталей не сулит ничего хорошего. Кроме того, что подвеска и кузов будут изнашиваться быстрей, существенно ухудшится и управляемость автомобиля. А это уже несет определенную опасность для водителя и пассажиров.
В этой статье мы поговорим о том, что представляют собой опорные подшипники передних стоек , как они устроены, для чего предназначены и каков их принцип действия. Кроме того, мы рассмотрим процесс замены этих элементов подвески на примере автомобиля ВАЗ-2110.
Таблица размеров подшипника 8112н и технических характеристик
ХарактеристикаЕдиница измеренияЗначение по ГОСТ (ТУ)
Внутренний диаметр тугого кольца, d | mm | 60 |
Внешний диаметр тугого кольца, d1 | mm | 85 |
Внутренний диаметр свободного кольца, D1 | mm | 62 |
Внешний диаметр свободного кольца, D | mm | 80 |
Монтажная высота | mm | 17 |
Грузоподъемность динамическая | kH | 41,5 |
Грузоподъемность статическая | kH | 95,0 |
Номинальные обороты | об/мин | 3600 |
Осевой зазор | mm | — |
Тип стали | — | ШХ-15 |
Твердость стали и роликов | HRC | 61-65 |
Угол контакта | град. | — |
Момент затяжки | kN*M | 220 |
Шероховатость колец | Ra | 0.32 |
Количество шариков | шт. | 24 |
Диаметр шарика | mm | 8,731 |
Радиус монтажной фаски, r | mm | 1,5 |
Вес | г. | 295 |
Снятие амортизаторной стойки и ее разборка
Снимаем и разбираем амортизаторную стойку, когда необходима замена верхней опоры, подшипника, пружины, телескопической стойки. Телескопическая стойка – неразборная и ремонту не подлежит. Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде, но можно обойтись и ровной площадкой. Существуют два варианта демонтажа амортизаторной стойки. Первый позволяет избежать последующей регулировки углов установки управляемых колес, второй способ – с меньшим объемом работ, но после него необходима регулировка углов установки управляемых колес. Телескопическую стойку заменяем по второму варианту. В первом варианте стойку снимаем в сборе с поворотным кулаком, не ослабляя затяжки гаек верхнего (регулировочного) и нижнего болтов крепления стойки к поворотному кулаку. При этом отсоединяем наконечник рулевой тяги от поворотного рычага амортизаторной стойки (см. ниже). Отсоединяем шаровую опору от поворотного кулака (см. «Снятие шаровой опоры»). Вынимаем наружный ШРУС из ступицы колеса (см. «Снятие приводов передних колес»), а также снимаем направляющую колодок с суппортом и цилиндром (см. «Замена диска тормозного механизма переднего колеса»).
Как определить неисправность опорных подшипников
Первый характерный признак – стук в области передней стойки автомобиля (слева или справа). Источником посторонних звуков могут быть и иные детали подвески, однако проверку стоит начинать с опоры. Особенно сильно стуки проявляются в ходе преодоления неровностей и езде по пересеченной местности при резких поворотах. Еще один симптом – небольшое снижение управляемости: руль вяло откликается на действия водителя – машину как бы слегка «болтает» на дороге.
Определить, что опорный подшипник передней стойки неисправен, можно и в стационарных условиях. Понадобится помощник. Диагностика по пунктам:
- Поставьте машину на ровную площадку и затяните ручной тормоз.
- Откройте капот и снимите кожух левого или правого «стакана».
- Несильно прикоснитесь верхней его части и попросите помощника понажимать на крыло, чтобы заставить работать стойку с той стороны, на которой проверяется запчасть. При ее неисправности будет ощущаться легкая вибрация и послышится стук.
- Точно также протестируйте вторую стойку.
- Попросите помощника вывернуть руль вправо или влево, чтобы хорошо было видно пружину. Положите на нее ладонь: при прокручивании рулевого колеса из стороны в сторону вы ощутите отдачу и услышите стук металла.