АБС (ABS) — антиблокировочная система

Система АБС (ABS) — антиблокировочная система. Крайне полезная опция, которая не дает колесам автомобиля блокироваться при экстренных торможениях. Данное утверждение знают практически все автовладельцы, а вот как работает эта система, как себя вести при ее срабатывании в разных ситуациях и как идентифицировать проблемы с АБС, мы расскажем в нашей обзорной статье.

Современные автомобили комплектуются самыми разными системами и датчиками. Одни повышают комфорт, другие улучшают экологические характеристики и многое другое. Но особенно полезными являются системы пассивной и активной безопасности. Система ABS относится к элементам активной безопасности, то есть она функционирует и приносит свою пользу еще до момента аварии.

Для справки: системы пассивной безопасности — это ремни безопасности, подушки безопасности, безопасные стекла, поперечные брусья в дверях и многое другое. Все эти элементы выполняют ту или иную роль непосредственно в момент столкновения в ДТП.

Антиблокировочная система устанавливается на большинство автомобилей в качестве дополнительной опции. Есть модели со штатной ABS, то есть она имеется на всех комплектациях. Одной из таких моделей является Лада Веста, в самой простой комплектации она уже имеет ABS+BAS (Антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения).

Антиблокировочная система (ABS). Описание

Антиблокировочная система автомобиля (Anti-lock Braking System) – это система, осуществляющая регулировку давления тормозной жидкости в тормозных контурах, что позволяет предотвратить блокировку колёс в момент торможения. Иными словами, эта система предотвращает торможение юзом, что даёт следующие преимущества:

  • Повышение устойчивости автомобиля.
  • Уменьшение тормозного пути.
  • Экономия резины и сохранность шипов на шинах автомобиля.

Помимо своей основной функции, датчики и клапаны антиблокировочной системы используются для многих других систем автомобиля. Например, система курсовой устойчивости или система помощи при экстренном торможении. Система курсовой устойчивости подтормаживает определённые колёса при резких поворотах или заносах, что значительно улучшает показатели безопасности. Система помощи при экстренном торможении удерживает нажатой педаль тормоза вплоть до полной остановки.

Принцип работы ABS

ABS не дает блокироваться колесам при резком торможении, и вследствие этого предотвращает срыв автомобиля в занос. При правильном функционировании системы, автомобиль эффективно тормозит и остается полностью управляемым. Почему так важно исключить блокировку даже одного колеса при торможении? При скольжении, коэффициент трения значительно ниже, чем при покое. Когда колесо блокируется, то оно скользит по поверхности дороги — трение уменьшается и торможение происходит неэффективно.

Когда поверхность шины и дороги находятся в покое, относительно друг друга — коэффициент трения максимально высокий и торможение происходит эффективно.

Опытный водитель сам может прочувствовать момент блокировки колес и немного ослабить нажатие на педаль тормоза. В этом случае колеса вновь начинают вращаться и сцепление с поверхностью дорожного покрытия становится лучше. Но тормозная система автомобиля не позволяет контролировать тормозное усилие на каждом колесе.

Современная система ABS контролирует вращение каждого колеса и способна увеличивать или уменьшать тормозное усилие на каждом колесе отдельно от других. Как только одно колесо блокируется, система уменьшает тормозное давление на нем, дает ему начать вращаться и снова увеличивает тормозное усилие для улучшения торможения. И так происходит с каждым колесом — достигается эффективное прерывистое торможение при котором сохраняется управляемость автомобиля.

Принцип работы антиблокировочной системы

Как сделать диагностику АБС самому? — чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос, важно знать устройство самой системы. Для этого разберём несколько отдельно взятых её частей:

  • Датчики скорости. Датчики располагаются возле каждого колеса автомобиля. Они передают на блок управления ABS информацию о скорости вращения каждого из колёс.
  • Блок управления ABS. Блок управления принимает сигналы с датчиков скорости, анализирует ситуацию, и, в случае блокировки колеса, передаёт команду на блок управления гидравликой.
  • Гидравлический блок управления, получив сигнал о заблокированном колесе, перекрывает канал тормозной жидкости, идущий к этому колесу.

В результате получается, что как только колесо заблокируется, система «отпускает» его. Как только это происходит, оно снова блокируется. Всё это происходит с высокой частотой, и в итоге колёса вращаются на предельном усилии, но при этом без перехода на движение юзом.

В каком случае нужно обратиться в техцентр для диагностики тормозной системы

Итак. В вашем авто на панели приборов горит значок либо сигнальная лампа, предупреждающая о проблеме с антиблокировочной тормозной системой. В этом случае, в первую очередь, необходимо убедиться, что загоревшийся индикатор свидетельствует о проблеме именно с ABS, а не о неисправности всей тормозной системы. Чтобы это проверить, внимательно прислушайтесь к вашему автомобилю при торможении и обратите внимание на тормозную педаль.

Если при торможении вы слышите посторонние шумы (скрипы, стуки, свист и так далее) либо же тормозная педаль стала слишком мягкой (мягче чем обычно), значит ваша прямая дорога в техцентр, где специалисты проведут тщательную диагностику всей системы тормозов. Помните, что данные симптомы говорят о серьезной поломке всей тормозной системы, что может повлечь за собой аварию при езде. Поэтому, если тормоза в вашем авто стали плохими, не рекомендуется продолжать эксплуатацию автомобиля, поскольку это очень опасно. Лучше в таком случае вызвать эвакуатор.

Диагностика ABS своими руками

Самым первым признаком неисправности системы АБС является лампа на приборной панели. После того, как она загорелась, важно сразу произвести диагностику. Рассмотрим действия, которые необходимо выполнить при сбоях в работе АБС:

  • Проверьте предохранители и реле блока управления антиблокировочной системы.
  • Сравните давление в шинах – оно должно быть везде одинаковое.
  • Изучите ротор каждого датчика на предмет загрязнения.
  • Замерьте тестером сопротивление в каждом из датчиков при включенном зажигании. Приподняв колесо на домкрате и вращая его, наблюдайте за изменениями.
  • Проверьте целостность проводов, идущих от датчиков к блоку управления.
  • Проверьте целостность проводов идущих к гидравлическому блоку АБС.

Лучшим вариантом диагностики будет проверка с помощью подключения ноутбука или смартфона к диагностическому разъёму – это позволит сэкономить много времени и моментально определить причину поломки.

Инструменты, приспособления и расходные материалы

Для диагностирования системы без применения дорогостоящего оборудования потребуется сервис-мануал к вашему автомобилю (книга по эксплуатации и ремонту вашей модели транспортного средства), обычный набор автомобильных инструментов, который можно купить в любом автомагазине, а также мультиметр с высоким импедансом (с высоким сопротивлением). Если не получается найти в продаже сервис-мануал по ремонту для вашей модели авто, поищите его в интернете и скачайте на свой компьютер либо смартфон.

Коды ошибок ABS Lada Vesta и их расшифровка

Диагностика АБС своими руками – довольно сложная задача, если вы не имеете диагностического оборудования (кабеля, ноутбука, и ПО). В случае если у вас есть возможность считать ошибки, то сравнив их коды с описанием, можно гораздо быстрее определить причину неисправности. Ниже перечислены ошибки, «зажигающие» лампочку неисправности антиблокировочной системы:

Спасибо за подписку!

  • U0121 — нет данных от контроллера системы АБС
  • U0122 — нет данных от контроллера системы ESP
  • U0415 — неверные данные от контроллера системы АБС
  • U0416 — неверные данные от контроллера системы ESP

В большинстве случаев отсутствие данных с контроллера говорит о его неисправности. Если диагностика указывает на ошибки U0415 или U0416, то велика вероятность неисправности датчиков или повреждения проводов. Также не забывайте, что при различающемся давлении в шинах система управления может получать неверные данные от контроллера и указывать на последние две ошибки.

Датчики и масса автомобиля

Особое внимание стоит уделить датчикам. Проверьте, нет ли на сенсорных датчиках каких-либо механических повреждений.

Чтобы понять, дают ли датчики точную информацию, необходимо проверить ступичный подшипник на факт отсутствия люфта, а также работоспособность тормозов, целостность колодок, герметичность ГТЦ и так далее.

Все необходимые тесты должны проводиться на специальных стендах. Только так можно рассчитывать на максимально точные результаты осмотра и измерений.

Обязательно стоит убедиться, что масса автомобиля имеет нормальный контакт.

Также читайте — Признаки неисправности датчика массового расхода воздух, проверка ДМРВ на работоспособность, диагностика мультиметром, тестером, замена своими руками.

Антиблокировочная система и безопасность

Многие ошибочно полагают, что АБС не приносит никакой пользы и даже является препятствием для безопасного вождения. Это довольно закоренелое мнение и на вопрос «а чем вы это обосновываете?» очень часто можно услышать что-то вроде «на рыхлом снегу АБС увеличивает тормозной путь». На деле же, длина тормозного пути особо не отличается. Но главная цель этой системы – это не сокращение тормозного пути, а увеличение сцепления с дорогой в момент торможения. Тормозить юзом и одновременно объезжать препятствие невозможно – колёса не будут слушаться вас. А вот если на вашем авто установлена система АБС, то можете не беспокоиться – смело давите педаль тормоза до упора и продолжайте маневрировать.

Важно понимать, что ваш ум адаптируется к этой системе, и привыкнуть к неработающему АБС очень сложно. Именно по этой причине необходимо немедленно проводить диагностику и ремонт антиблокировочной системы при первых признаках неисправности.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с горящим значком ABS

Стоит отметить, что несмотря на поломку системы ABS и возникновение на панели приборов горящего индикатора, в вашей машине, как правило, продолжает функционировать механическая тормозная система, поэтому в принципе вы можете продолжать движение, однако уже без электронной системы, предотвращающей блокировку колес при торможении. То есть, если система ABS вышла из строя, вы можете безопасно эксплуатировать автомобиль.

Правда, в данном случае вам необходимо быть крайне осторожным при торможении на мокрой, заснеженной либо скользкой дороге, поскольку колеса вашего автомобиля без системы ABS могут блокироваться. Поэтому, в случае неисправности ABS не рекомендовано длительный период эксплуатировать автомобиль без соответствующего ремонта, напротив, желательно как можно быстрее диагностировать причину ошибки и устранить ее.

Как подобраться к датчикам и проводам

Для проверки состояния датчиков и проводов системы ABS для начала нужно демонтировать колеса. К примеру, поочередно, подняв автомобиль домкратом с требуемой стороны. Таким образом вы получите доступ к проводам и датчикам. Если во время осмотра датчиков и жгута проводов антиблокировочной тормозной системы вы обнаружите повреждения либо заметите, что датчик не достаточно надежно закреплен и болтается, считайте, что причина возникновения ошибки на панели приборов, сообщающей о неисправности ABS, найдена.

Если же во время осмотра внешних повреждений вы не обнаружили, снимите датчики скорости со ступицы (либо оси) и проверьте при помощи мультиметра их сопротивление (если вы не делали этого ранее). Контрольные показания сопротивления в датчиках скорости можно посмотреть в специальной книге по эксплуатации и ремонту вашей модели авто.

Стоит отметить, что всем автовладельцам рекомендовано систематически осматривать провода датчиков вращения колес даже если ABS функционирует исправно и на панели приборов не загорается индикатор ABS. Суть в том, что поскольку датчики скорости и провода расположены снизу транспортного средства, они все время подвергаются агрессивному влиянию внешней среды. Самым главным врагом датчиков скорости вращения колес и проводов является снег, вода и соль, которая содержится в дорожном реагенте.

Коррозия контактов, почему коррозия может спровоцировать ошибку ABS

Также во время осмотра контактов разъема жгута проводов нужно обратить внимание на коррозию данных контактов. Помните, даже незначительные химические вещества коррозии и окисления способны повысить сопротивление в электроцепи системы ABS. Поскольку через провода передается малый вольтаж электричества (милливольты), даже минимальное увеличение сопротивления в результате загрязнения контактов разъема способно повлечь за собой некорректную работу всей электросистемы ABS, в частности и спровоцировать ошибку, ведущую к загоранию на панели приборов индикации ABS.

Как проверить датчики скорости вращения колес

Если контроллер антиблокировочной системы целый и рабочий, а отсоединение разъема жгута проводов от ABS не помогло решить проблему горящего индикатора ABS на панели приборов, значит пришло время проверки исправности датчиков скорости вращения колес, передающих данные блоку управления ABS. В первую очередь, необходимо замерить сопротивление датчиков, сравнив их с контрольными показателями, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашей машины.

Если сопротивление находится в пределах допустимой нормы, необходимо визуально осмотреть датчики скорости вращения колес, а также провода, подходящие к ним, и зубчатые шестеренки, устанавливаемые на каждом колесе. Стоит отметить, что в настоящий момент на многих современных автомобилях применяются датчики, которые требуют питания электричеством. Зачастую применяются датчики ABS с эффектом Холла (внутри датчика вмонтирована пластина-полупроводник), которые, взаимодействуя с магнитным кольцом, расположенным на ступице колеса, способны фиксировать изменение магнитного поля и скорость образования электронов на пластине в датчике ABS.

К сожалению, не на всех авто датчики ABS и их провода надежно защищены от воздействия агрессивной внешней среды. Как результат, датчики ABS и провода способны выйти из строя по причине повреждения либо попадания грязи.

Рискованно ли продолжать езду, если система ABS неисправна?

Люди считают по-разному, но если все обдумать, то ничего ужасного тут нет. Ведь если ABSвыключится, простые тормоза будут работать, как и должны. Лишь может раздражать все время горящий перед глазами индикатор ошибки ABS.

Как ликвидировать ошибку ABS своими руками

Обычно ошибка может появиться, если загрязнен сам датчик. Чтобы устранить проблему нужно его прочистить. Но сначала необходимо выяснить, на каком из колес датчик сломался. Это выясняется, применив сканер к машине. Подобное можно сделать самостоятельно, используя мобильный телефон совместно со сканером ошибок.

Выяснив, какой из 4 датчиков сломался, необходимо снять колесо и выяснить, куда подключен датчик. Затем нужно демонтировать его и отчистить от загрязнения. Скорее всего он забился. Обычно от этого и загорается ошибка о неисправности.

Не стоит сразу же идти и заказывать новые датчики, начать нужно с меньшего, выяснить причину. Если же нет средств и возможности для починки транспортного средства, то не нужно огорчаться, раньше ведь ездили без ABS и все было хорошо.

28.04.2019

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]