Одним из ключевых компонентов электрической схемы автомобиля ВАЗ 2105 является блок предохранителей. Многие проблемы с электрооборудованием, возникающие в ходе эксплуатации транспортного средства, связаны именно с этим узлом. Техническим обслуживанием и диагностикой неисправностей блока предохранителей автолюбители, как правило, занимаются самостоятельно.
- Блок под капотом
Таблица: какой предохранитель за что отвечает - Как снять монтажный блок
- Ремонт монтажного блока
- Замена сгоревшей дорожки
Видео: как отремонтировать перегоревшую дорожку блока предохранителей
- Как определить сгоревший предохранитель
Предохранители ВАЗ 2105
Назначение предохранителей, используемых в автомобиле ВАЗ 2105, не отличается от функции любых других предохранителей — защита электрических цепей от коротких замыканий, внезапных скачков напряжения и других нештатных режимов работы. Предохранители ВАЗ 2105, которые могут быть цилиндрическими или штекерного типа, смонтированы на одном блоке с реле. Монтажный блок может располагаться под капотом или в салоне автомобиля.
Работа предохранителя основана на известном со школы законе Ома: если на каком-либо участке электрической цепи снижается сопротивление, это ведёт к повышению силы тока. Если сила тока превышает допустимое значение, предусмотренное для данного участка цепи, предохранитель перегорает, защищая тем самым от выхода из строя более важные электроприборы.
Блок нового образца
Весь функционал, габариты и подключение блока были сохранены. Блок предохранителей был переведён на применяемые во всём мире вставки ножевого типа midi-формата с плоскими контактами под стандартный разъём 6,3 мм. Схема чёрного ящика также изменилась. Европредохранители могли прослужить гораздо больше.
Номиналы также были приведены к стандартному ряду в трёх значениях – 7,5, 10 и 20 А. Те же семнадцать вставок уже располагались в два ряда, отдельно стояли четыре запасных предохранителя и пластиковый пинцет, облегчавший их замену. Схема коммутации цепей не изменилась, за редкими исключениями.
Взаимозаменяемость нового и старого блоков на разных машинах является условной. Мелкие изменения в электросхемах автомобилей могут потребовать незначительной доработки блоков автоэлектриком или самостоятельным образом. Это относится к коммутации цепей стартера, вентилятора радиатора, противотуманных фар и очистителей стекол.
Монтажный блок в салоне
В первых моделях ВАЗ 2105 блок предохранителей располагали в салоне автомобиля. Такой блок и сегодня можно увидеть в некоторых «пятёрках» под панелью приборов рядом с левой дверью. Каждый из предохранителей на блоке, расположенном в салоне, отвечает за тот же участок электрической цепи, что и соответствующий предохранитель на блоке, расположенном под капотом.
Как определить сгоревший предохранитель
Если возникают проблемы с какой-либо группой электрооборудования в машине, вероятность того, что дело в предохранителе высока, но не стопроцентна. Чтобы убедиться в выходе из строя предохранителя, иногда бывает достаточно внешнего осмотра: если на его корпусе имеются обгорелые следы, скорее всего, предохранитель сгорел. Такой способ проверки достаточно примитивен, и лучше в этом случае использовать мультиметр, который позволяет диагностировать неисправность:
- по напряжению;
- по сопротивлению.
В первом случае необходимо:
- Перевести мультиметр в режим измерения напряжения.
- Включить проверяемую цепь, например, освещение, печку и т. д.
- Проверить наличие напряжения на выводах предохранителя. Если на одном из выводов напряжения нет, предохранитель нужно заменить.
Во втором случае мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, после чего наконечники прибора присоединяются к снятому предохранителю. Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены.
Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены
Демонтаж и ремонт блока
Снимается блок предохранителей, расположенный в салоне, в той же последовательности, что и установленный под капотом. Необходимо открутить крепёж, снять разъёмы и вынуть блок. Так же, как и в случае с блоком, расположенным под капотом, ремонт монтажного блока, установленного в салоне, заключается в замене предохранителей и восстановлении дорожек.
Если предохранитель перегорел в дороге и под рукой нет запасного, можно заменить его проволокой. Но при первой же возможности проволоку нужно убрать и установить вместо неё номинальный предохранитель. Схема расположения предохранителей изображена, как правило, на внутренней стороне крышки монтажного блока.
Следует помнить, что существуют монтажные блоки нескольких видов, которые внешне никак не отличаются друг от друга. Различия состоят в распайке дорожек. При замене блока нужно убедиться в том, что маркировки старого и нового блоков совпадают. В противном случае электрооборудование будет работать некорректно.
Поменял в ВАЗ 2105 монтажный блок где-то полгода назад. Когда менял, не знал, что их существует несколько видов. Продавцы на авторынке утверждали, что он бывает только одного типа, а так как мой старый совсем рассыпался, то пришлось взять то что было. С новым блоком появились сразу две проблемы: перестали работать дворники (эту проблему решили бросив перемычку с первого предохранителя на второй). Вторая проблема (и самая главная) — когда машина просто стоит с выключенным двигателем, разряжает аккумулятор (провод зарядки, если это имеет значение, вставлен в 3 фишку 1 гнездо, по-другому не знаю как сказать, в автоэлектрике вообще почти не шарю. Полностью заряженный примерно за 8 часов разряжается в 0. Третья проблема (не столь важная) — пропали повторители поворота. Ездил к автоэлектрику, тот только руками развёл, панель посмотрел и нечего не смог сделать. Старую панель выбросил, так как она почти полностью рассыпалась, не знал, что такая проблема будет, так что сравнить не с чем.
Пешеход
https://www.semerkainfo.ru/forum/viewtopic.php?t=2040&start=100
Блок предохранителей старого образца
В монтажных блоках старого образца используются цилиндрические (пальчиковые) предохранители, которые устанавливаются в специальные подпружиненные разъёмы. Такие разъёмы не отличаются надёжностью и долговечностью, вследствие чего вызывают множество нареканий со стороны автолюбителей.
В монтажном блоке ВАЗ 2105 старого образца используются цилиндрические предохранители
Каждый из 17 предохранителей, расположенных на монтажном блоке старого образца, отвечает за те же группы потребителей электроэнергии, что и соответствующие предохранители на блоке нового образца (см. таблицу выше). Отличие состоит только в значении номинального тока, на который рассчитаны цилиндрические предохранители. Каждому штекерному предохранителю (на блоке нового образца) номинальным током:
- 10 А соответствует пальчиковый предохранитель номинальным током 8 А на блоке старого образца;
- 20 А — 16 А;
- 7,5 А — 8 А.
Техобслуживание и ремонт блока предохранителей ВАЗ 2105 в большинстве случаев не вызывает затруднений у автолюбителей. Чтобы самостоятельно определить неисправность монтажного блока и устранить её, бывает достаточно даже небольшого водительского опыта. Для надёжной работы электрооборудования важно использовать предохранители с параметрами, указанными в технической документации.
Порядок разборки блока предохранителей «пятерки»
Неисправности монтажного блока могут возникнуть в любой момент, поэтому автовладельцу следует научиться самостоятельно производить его разборку или замену. Под рукой всегда должна находиться схема предохранительного блока.
При возникновении неполадок в работе какого-либо электрического узла не следует сразу приниматься за ремонт соответствующего электродвигателя. Существует большая вероятность, что причиной поломки является именно предохранительный блок.
Расположение блока предохранителей отличается у автомобилей ВАЗ 2105 старого и нового образца:
- У «пятерки» старого образца внутренний блок предохранителей, находящийся внутри салона — его можно найти непосредственно под панелью приборов рядом с водительской дверью;
- А блок предохранителей ВАЗ 2105 нового образца располагается под капотом рядом с лобовым стеклом.
Для снятия крышки монтажного блока, ее нужно с небольшим усилием потянуть вверх. После этого можно приступать к ревизии предохранительных элементов.
Все предохранители отличаются по основному параметру — току срабатывания. На автомобилях ВАЗ 2105 используются предохранительные элементы, рассчитанные на силу тока от 6 до 20 А. Их следует подбирать в соответствии с мощностью потребления. Ни в коем случае нельзя использовать предохранитель, намного превышающий по параметрам требуемый, так как это может спровоцировать возникновение короткого замыкания электрооборудования.
Установка дополнительного электрооборудования часто вызывает необходимость пересчитать показатель максимального тока предохранителей. Для этого мощность потребителя следует разделить на величину напряжения бортовой сети «пятерки» (12) и подобрать элемент, ток срабатывания которого максимально приближен к полученному числу (в идеале, превышающий его на 20–25%).
Как заменить блок предохранителей ВАЗ 21053/ 21051/ 21055 :
В связи с тем, что основная функция блока предохранителей заключается в защите от электроповреждений более важных деталей автомобиля, он перегорает достаточно часто.
Для его замены следует приобрести новый рабочий блок и специальный накидной ключ на 13 мм.
Замена монтажного блока выполняется в таком порядке:
- Снимаем шурупы, которые закрепляют корпус блока;
- Смещаем колодки, которые подключаются снизу блока;
- Раскручиваем фиксаторы гаечным ключом на 10 мм;
- Снимаем старый блок и устанавливаем на его место новый.
Перед установкой нового блока следует осмотреть старый. Если есть контакты, которые перемкнуты между собой, то же необходимо сделать на новом блоке. После перемыкания контакты следует хорошо закрепить. Работу следует выполнить аккуратно, не перепутав места расположения перемычек.
Для установки предохранителей следует сверяться со схемой, так как при неправильном их размещении возникает высокая вероятность поломки нового блока.
Колодки блока предохранителей одинаковые, и для того чтобы разобраться, какого цвета пучок проводов следует подключить к тому или иному разъему блока, применяют специальную маркировку. Под колодками находится круглая цветовая метка: зеленого, голубого, белого, черного, красного или желтого цветов.
Для обозначения цветов проводов используют буквенные обозначения. Если провод двойного цвета, используют две буквы: первая — это цветовое обозначение провода, вторая — нанесенной на него полосы. Например, ПЧ — красный провод с черной полосой.
Применяются следующие буквенные обозначения цветов: Г — голубой; Ж — желтый; Ч — черный; П — красный; О — оранжевый; Р — розовый; З — зеленый; К — коричневый; С — серый; Б — белый; Ф — фиолетовый.
Замена предохранительного блока на ВАЗ 21053
Перед тем как приступить к замене, нужно приобрести новый блок и запастись специальным накидным ключом на «13». Действия выполняются в следующем порядке:
- снимите корпус блока, который закреплен шурупами, при помощи отвертки;
- сместите колодки, подключенные снизу блока (на новых автомобилях они расположены под капотом, а на старых — чуть левее руля);
- при помощи гаечного ключа на «10» раскрутите фиксаторы блока;
- установите новый блок предохранителя.
Важно знать: перед монтажом нового предохранительного блока необходимо внимательно осмотреть старый. Обычно можно заметить перемкнутые между собой контакты. На новом блоке необходимо таким же образом перемкнуть их и хорошо закрепить.
Обратившись в автосервис, вы обречете себя на значительные денежные затраты, так как работа по смене предохранительного блока выполняется вручную.
Соблюдайте аккуратность и не перепутайте размещение перемычек. Затем осторожно вставьте первый предохранитель в блок и продолжите размещать следующие, ориентируясь на схему. Помните, что в случае неправильного размещения есть риск сжечь новый блок.
Данное руководство позволит вам самостоятельно разобраться в блоке предохранителей, и вы никогда не застрянете на полпути от пункта назначения. К тому же вы сможете сэкономить немалые деньги. Знать, как проводить замену предохранителей, нужно каждому уважающему себя автомобилисту. Ведь сделать все самостоятельно совсем не трудно.
Монтажный блок предохранителей для ВАЗ 2104 и 2105 (карбюратор, инжектор) расположен в моторном отсеке с правой стороны и закреплен на щите передка. Этот блок закрыт сверху крышкой, на котором указаны символы с назначением реле, номерами предохранителей и защищаемых цепей. Большинство цепей электрооборудования авто защищены плавкими предохранителями, которые установлены в монтажном блоке.
№ предохранителя | Сила тока, А | Защищаемые цепи |
F1 | 10 | Задние фонари (сеет заднего хода). Электродвигатель отопителя Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка) |
F2 | 10 | Электродвигатели стеклоочистителя и насоса омывателя ветрового стекла. Реле очистителя ветрового стекла |
F3 | 10 | Резервный |
F4 | 10 | Резервный |
F5 | 20 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты) |
F6 | 10 | Прикуриватель. Штепсельная розетка переносной лампы |
F7 | 20 | Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов. Электродвигатель вентиля тора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты) |
F8 | 10 | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации |
F9 | 7.5 | Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором Г-222) |
F10 | 10 | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле-прерыватель указателей поворота. Сигнализатор указателей поворота Тахометр Указатель уровня топлива. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Вольтметр. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива и включения стояночного тормоза. Сигнальные лампы аварийного падения давления масла и недостаточного уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа включения стояночного тормоза. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора (для карбюраторного двигателя). Термовыключатель электро-вентилятора. Система управления пневмоклапаном карбюратора Обмотка возбуждения генератора (генератор 37.3701) |
F11 | 10 | Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон внутреннего освещения кузова |
F12 | 10 | Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем сеете) |
F13 | 10 | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар |
F14 | 10 | Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа Контрольная лампа включения габаритного света |
F15 | 10 | Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампа освещения приборов. Лампа освещения вещевого ящика |
F16 | 10 | Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем сеете) |
F17 | 10 | Левая фара (ближний свет) |
Схема соединений монтажного блока:
№ реле/ предохранителя | Расшифровка |
Р1 | Реле включения обогрева заднего стекла |
Р2 | Реле включения очистителей и омывателей фар |
Р3 | Реле включения звуковых сигналов |
Р4 | Реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя |
Р5 | Реле включения дальнего света фар |
Р6 | Реле включения ближнего света фар |
*А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока.
**Наружная цифра с буквой «Ш» обозначающая штекер является номером колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера. Штекеры колодок без цветной маркировки условно показаны коричневым цветом.
Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке:
№ реле/ предохранителя | Расшифровка |
1 | Реле включения обогрева заднего стекла |
2 | Место для установки реле включения очистителей и омывателей фар (реле устанавливают на часть выпускаемых автомобилей); |
3 | Монтажная перемычка на месте реле включения звуковых сигналов (в вариантном исполнении устанавливают реле) |
4 | Монтажная перемычка на месте реле включения электродвигателя вентилятора си стемы охлаждения (в вариантном исполнении устанавливают реле) |
5 | Реле включения дальнего света фар |
6 | Реле включения ближнего света фар |
F1-F17 | Плавкие предохранители (цепи, защищаемые плавкими предохранителями штыревого типа, указаны в табл. выше) |
*Приборы электрооборудования, которые потребляют во время работы большое количество тока, подключены через реле, они защищают тем самым от перегрузки контакты выключателей.
**Что бы заменить штыревые предохранители и реле в монтажном блоке пользуйтесь специально предусмотренными пластмассовыми пинцетами.
***Предохранители разного номинала окрашены в разные цвета, также на них указано числовое значение силы тока, на который он рассчитан.
Цвет корпуса предохранителя и его соответствие номиналу:
20А — Желтый 15А — Голубой 10А — Красный 7,5А — Коричневый
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ — предохранители и реле для…:
Электропредохранители в любом авто предназначены для одной и той же цели — защита электропроводки и потребителей от скачков напряжения и короткого замыкания. Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2105 старого образца располагает ими в количестве семнадцати штук. Каждый элемент в схеме рассчитан на проводку определенной силы тока, в случае превышения которой он перегорит и тем самым защитит от выхода из строя оборудование и цепь.
Схема расположения предохранителей
Где что находится в блоке
Перед тем как приступить к смене предохранителей ВАЗ 21053, необходимо ознакомиться с расположением и предназначением каждого из них, включая реле. На схеме блока предохранители обозначается английской буквой F и имеют каждый свой номер:
- F1 — сила электротока в 10 А, обеспечивает безопасность электроцепи системы отопления, фары заднего хода и реле подключения;
- F2 — обеспечивает безопасность электроцепи дворников для стекла и фар;
- F3, F4 — используются как запасные предохранители;
- F5 — сила тока в 20 А, необходим для безопасной работы отопительного прибора для заднего стекла и реле подключения;
- F6 — 10 А, обеспечивает безопасность электроцепи часов и прикуривателя;
- F7 — 20 А, нужен для работы сигнала и прочих звуковых элементов;
- F8 — 10 А, обеспечивает защиту поворотных фар и аварийки;
- F9 — 7,5 А, защищает задние ПТФ;
- F10, F11 — обеспечивают безопасность работы ламп внутри салона и торможения, а также стояночной лампы и показателя нагрева жидкости в радиаторе;
- F12, F13, F14 — защищают включение и выключение фар дальнего освещения, их регулятор, а также лампу освещения номеров;
- F15 — обеспечивает безопасность работы ламп габаритных фонарей и определенных приборов внутри машины;
- F16, F17 — предназначены для защиты фар ближнего освещения и омывательного реле.
ПОЧЕМУ ВЫХОДЯТ ИЗ СТРОЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Причин для этого может быть несколько. Начать нужно с банальных случаев, когда в цепь ставится меньший по току прибор. При включении, например, освещения, пусковой ток холодных нитей накала превышает рабочий, поэтому при исправных цепях предохранитель меньшего номинала просто перегорит.
Короткое замыкание в защищаемой цепи, это одна из самых опасных неисправностей электрооборудования. Если в цепи где произошло КЗ стоит предохранитель большего номинала, то вместо него может перегореть дорожка печатной платы монтажного блока. Если виновником перегорания предохранителя стало КЗ в цепи, то перед установкой нового защитного элемента, нужно постараться его устранить.
Причины сгорания предохранителей
Вот так выглядит монтажный блок
Причин сгорания монтажного блока ВАЗ 2105 может быть несколько. Одной из самых распространенных является разрушение определенной электрической запчасти в машине. Кроме того, при замыкании электропроводки возможен сбой в подаче электричества, в результате чего блок предохранителей ВАЗ также может сгореть. Процесс нарушения можно выявить в кратчайшем пути с низким значением.
Еще из школьной программы многие помнят закон Ома, говорящий об обязательном повышении силы тока, если в определенной части электрической цепи понизилось сопротивление. Результатом подобного нарушения становится сгорание специальной плавкой вставки, которая располагается в блоке предохранителей ВАЗ 21053. Разомкнуть цепь можно, только прервав соединение.
Еще одной распространенной причиной сгорания блока предохранителей является внезапный скачок электричества. Он приводит к перегрузке напряжения, и определенная деталь, работающая с помощью трамблера, начинает замыкать или заедать. Таким образом, внутри электромотора возникает высокое электрическое напряжение, которое и приводит к перегоранию предохранителей. Разумеется, блок предохранителей и нужен для того, чтобы воспрепятствовать перегоранию какой-то более важной запчасти. Поэтому его замена — нередкое явление.
Бывает, что монтаж предохранителя проведен неправильно. В этом случае оболочка может расплавиться даже при малейшем скачке тока в электропроводке.
Не исключены ситуации, когда предохранитель плохо сидит в колодке, из-за чего контакт иногда теряется. Если не установить деталь плотно, то подобное нарушение может стать причиной не только перегорания предохранителя, но и расплавления корпуса блока, что приведет к его замене.
Последней причиной неисправности предохранителей является банальное изнашивание. Это в любом случае произойдет со временем, так как даже самая хорошая деталь не вечна. Часть предохранителя, сделанная из пластика, чаще всего подвержена плавлению вследствие нагрева или перегрузок. Со временем это станет причиной образования меньшего сечения. Многие знают, что при нагреве нити из металла повышают свое сопротивление. Его увеличение влечет за собой понижение тока. В итоге прибор сгорит из-за резкого скачка напряжения.
Видео «Замена блока»
В этом видео от канала Механика показано, как производится замена блока с защитными элементами на автомобилях ВАЗ, включая и модель 2105.
Где расположен монтажный блок предохранителей ВАЗ: 2104, 2105 (карбюратор, инжектор)
Монтажный блок расположен в моторном отсеке с правой стороны и закреплен на щите передка. Монтажный блок сверху закрыт крышкой, на которой нанесены символы назначения реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи. Большинство цепей электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке.Показать 10202550100 записейПоиск:
Номер предохранителя | Сила тока,А | Защищаемые цепи |
F1 | 10 | Задние фонари (сеет заднего хода). Электродвигатель отопителя Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка) |
F2 | 10 | Электродвигатели стеклоочистителя и насоса омывателя ветрового стекла. Реле очистителя ветрового стекла |
F3 | 10 | Резервный |
F4 | 10 | Резервный |
F5 | 20 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты) |
F6 | 10 | Прикуриватель. Штепсельная розетка переносной лампы |
F7 | 20 | Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов. Электродвигатель вентиля тора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты) |
F8 | 10 | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации |
F9 | 7.5 | Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором Г-222) |
F10 | 10 | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле-прерыватель указателей поворота. Сигнализатор указателей поворота Тахометр Указатель уровня топлива. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Вольтметр. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива и включения стояночного тормоза. Сигнальные лампы аварийного падения давления масла и недостаточного уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа включения стояночного тормоза. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора (для карбюраторного двигателя). Термовыключатель электровенти-лятора. Система управления пневмоклапаном карбюратора Обмотка возбуждения генератора (генератор 37.3701) |
F11 | 10 | Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон внутреннего освещения кузова |
F12 | 10 | Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем сеете) |
F13 | 10 | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар |
F14 | 10 | Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа Контрольная лампа включения габаритного света |
F15 | 10 | Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампа освещения приборов. Лампа освещения вещевого ящика |
F16 | 10 | Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем сеете) |
F17 | 10 | Левая фара (ближний свет) |
Схема соединений монтажного блока:
P1 — реле включения обогрева заднего стекла; P2 — реле включения очистителей и омывателей фар; PЗ — реле включения звуковых сигналов; P4 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; P5 — реле включения дальнего света фар; P6 — реле включения ближнего света фар; А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока. Наружная цифра с буквой «Ш» в обозначении штекера — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера. Штекеры колодок без цветной маркировки условно показаны коричневым цветом
Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке: 1 — реле включения обогрева заднего стекла; 2 — место для установки реле включения очистителей и омывателей фар (реле устанавливают на часть выпускаемых автомобилей); 3 — монтажная перемычка на месте реле включения звуковых сигналов (в вариантном исполнении устанавливают реле); 4 — монтажная перемычка на месте реле включения электродвигателя вентилятора си стемы охлаждения (в вариантном исполнении устанавливают реле); 5 — реле включения дальнего света фар; 6 — реле включения ближнего света фар; F1-F17 — плавкие предохранители (цепи, защищаемые плавкими предохранителями штыревого типа, указаны в табл. выше).
Приборы электрооборудования, потребляющие при работе большой ток, подключены через реле, защищающие от перегрузки контакты выключателей. Для замены штыревых предохранителей и реле в монтажном блоке предусмотрены специальные пластмассовые пинцеты. Предохранители разного номинала окрашены разным цветом; кроме того, на предохранителе нанесено числовое значение силы тока, на который он рассчитан (номинал). Цвет корпуса предохранителя и его соответствие номиналу 20А — Желтый 15А — Голубой 10А — Красный 7,5А — Коричневый
Представлен бесплатный справочный материал по электрооборудованию отечественного автомобиля ВАЗ-2105. В том числе блок реле и предохранителей, а также схемы некоторых модификаций. Электрика выполнена по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» автомобиля, которая выполняет функцию второго провода. Большинство цепей включается выключателем зажигания. Схема автомобиля представлена из двух частей на рисунках. Клик для увеличения на весь экран.
Инструкция по снятию и замене
На начальных моделях с блоком старого образца проблемы с перегоранием предохранителей возникают намного чаще, чем новом. Поэтому в данной статье мы коснемся замены предохранителей в первых моделях ВАЗ 2105 с карбюратором.
Блок старого образца ВАЗ 2105
Если подробней рассмотреть представленный на фото отсек с предохраняющими элементами, то мы увидим по схеме, что разработчики вверху расположили реле, а внизу электропредохранители. Реле предназначены для единственной цели, а именно уменьшить силу токов в салоне транспортного средства. Чтобы работало реле, нет необходимости в большом токе, вследствие этого переключатели работают достаточно долго.
Электросхема блока нового образца
Также стоит знать, что в блоках старого образца на авто с карбюратором были установлены предохраняющие элементы имеющие цилиндрическую форму. Устанавливались они в специальные подпружиненные разъемы, на которые было много нареканий со стороны водителей из-за их ненадежности. Постепенно они ослабевали, что приводило к искрению.
Предохранители перегорают в силу самых разных причин. К примеру, если в электроцепь установлен меньший по токопроводимости элемент. Если, к примеру, включить освещение, то пусковой ток остывших нитей накала превысит рабочий. Вследствие чего при рабочих цепях электропредохранитель, имеющий меньший номинал, может очень быстро перегореть.
Наиболее опасной проблемой в цепи электрооборудования является короткое замыкание. Если установлен предохранитель соответствующего номинала, то он просто перегорит. Если большего чем тот, который указан в схеме, могут быть неприятности. К примеру, может выгореть дорожка отсека.
Перед тем, как поставить новый предохранитель, в первую очередь нужно определить причину короткого замыкания. Устранить и уже потом ставить новый защитный элемент.
Полезное видео по электропроводке ВАЗ 2105 от Виталия Жадана. В нем доходчиво рассказано, как разобраться в электросхеме.
Подготовка
Перед тем, как перейти к замене предохранителя, нужно обесточить электросистему автомобиля. Для этого достаточно выключить зажигание. Но можно и перестраховаться, отсоединив минусовую клему АКБ.
Вначале нужно изучить схему, чтобы найти предохранитель или реле, отвечающее за неработающее оборудование.
Реле отвечают за работу следующих потребителей:
- обогрев заднего стекла;
- приводы омывателей;
- звуковой сигнал;
- если нет электромотрчика вентилятора, то устанавливается перемычка;
- дальний свет;
- ближний свет.
- Находим, где расположен блок.
- Снимаем крышку.
- Находим в схеме какой электропредохранитель или реле отвечает за неработающее оборудование.
- Извлекаем перегоревший элемент.
- Устанавливаем новый аналогичный по номиналу.
- Подсоединяем клемму АКБ и проверяем работу потребителя.