Ещё 30 лет назад звук в машине был представлен только штатным радиоприёмником. О качестве звучания тогда никто не задумывался. Сегодня все изменилось, и автозвук – это уже обычное явление. А качественный звук – целая индустрия с особой культурой, в которой высокие технологии служат на благо искусству и красоте. Было создано немало устройств: от недорогих магнитол до акустических систем. Один из самых распространенных методов улучшения качества звука в машине – установка акустической полки на Ладу Приору.
Назначение и особенности конструкции
Элемент располагается за рядом задних сидений вне зависимости от того, это автомобиль в кузове седан, универсал или хэтчбек. На Приоре с завода может быть установлена как обычная, так и акустическая полка, хотя последнюю можно таковой назвать с большой натяжкой. Она предназначена для закрепления динамиков и других устройств, воспроизводящих звук. В ней сделаны вырезы под стандартные динамики эллиптической формы, размером 6х9 дюймов.
Заводская полка в большинстве случаев сделана из пластика. Из-за слабых креплений она постоянно дребезжит, что снижает качество звука.
Установка акустической полки решает сразу несколько проблем:
- качество звука становится более высоким;
- при проигрывании аудиозаписей перестают быть слышны посторонние шумы, особенно это заметно при высокой громкости;
- можно устанавливать динамики любых форм и размеров (актуально для самодельного изделия);
- возможность создания в автомобиле грамотной акустической сцены благодаря правильному расположению динамиков.
Преимущество заводской акустической полки только в том, что не нужно тратить время и силы на изготовление ее своими руками. В остальном в ней больше минусов, чем плюсов.
Улучшение шумоизоляции при установке акустической системы для Лада Приора
При установке на ВАЗ 2172 динамиков с большей мощностью, следует усовершенствовать шумоизоляцию как задней панели, так и дверей автомобиля, панели приборов и потолка. Избавится от посторонних звуков в машине можно при помощи вибро- и шумоизолирующих материалов, а также защитных кожухов.
Поскольку новая акустическая полка Приора Хэтчбек изготавливается из плотной фанеры, то шумоизоляция начинается с укладки вибропоглощающих материалов, таких как визоматы, ЭКО,вибропласты и т.д. Далее накладывается второй слой из звукопоглощающего материала, такого как «Акцент» или «Изотон». При этом следует учитывать толщину слоя шумоизоляции, иначе установка деталей из фанеры станет невозможной.
Как устроена акустическая полка
Так как динамики врезаны в полку, находящуюся в багажнике, то система получается закрытая. В связи с этим к подобным конструкциям предъявляются особенные требования:
- Все комплектующие должны быть жестко закреплены. В противном случае не удастся исключить эффект резонансного звучания. Мощные динамики весят достаточно много, и хрупкий материал может их не выдержать.
- Герметичность. Это поможет избежать акустического короткого замыкания, негативно влияющего на качество и громкость автозвука.
- Сведение резонанса к минимуму. Конструкция не должна дребезжать. На ровных поверхностях нужно устанавливать ребра жесткости.
Схема акустической полки
С учётом всех этих требований изготавливается большинство акустических полок: как промышленных, так и самодельных. Изделие обивается текстильными материалами, которые придают ему законченный и эстетически привлекательный внешний вид. Чаще всего используется карпет, реже – кожзаменитель или кожа.
В зависимости от типа кузова полки представлены различными конструкциями:
- Одиночная (сплошная) поверхность. Используется в седане. Это простая панель, в которой имеются отверстия для монтажа динамиков.
- Сборная конструкция. Состоит из двух боковых частей, которые закрепляются неподвижно, и центральной. В первые монтируются динамики, а вторая откидывается вверх или вовсе снимается для загрузки багажного отделения. Используется в универсалах и хэтчбеках.
Конструкция позволяет устанавливать динамики открыто (сверху) или закрыто (снизу). При скрытом монтаже обшивка не вырезается, так как карпет не препятствует распространению звука и не влияет на его качество.
Способы доработки изделия
Снятие полки с багажника Лады Приоры занимает не больше минуты. В хэтчбеке и универсале нужно ее потянуть вверх и затем извлечь. В кузове седан процесс снятия сложнее:
- нужно отсоединить колодку проводов от дополнительного стоп-сигнала и от динамиков (если они есть);
- потянуть ремешок фиксатора вверх и снять спинку заднего дивана;
- подлокотник опустить вниз и открутить крепёжные винты лючка багажного отделения;
- нажать на 4 фиксирующих элемента;
- поднять немного переднюю часть и потянуть на себя, преодолевая усилие уплотнителей до тех пор, пока последние не выйдут из-под заднего стекла.
Чтобы поставить полку на место, все действия повторяют в обратном порядке.
Процесс доработки полки в седане
Штатная конструкция не отличается хорошим качеством и чаще всего начинает дребезжать и скрипеть. Если нет возможности самостоятельно изготовить полку, доработайте заводскую.
Для работы понадобятся:
- монтажная пена;
- скотч;
- шумо-виброизоляционный материал;
- клей, желательно эпоксидный;
- силиконовый герметик.
Модернизация выглядит следующим образом:
- Штатная полка снимается с автомобиля вместе с динамиками.
- Все отверстия заклеиваются скотчем – важно не допустить попадания в них монтажной пены.
- Нижняя поверхность увлажняется для лучшей адгезии с герметиком.
- На нижнюю часть наносится полиуретановая пена и спустя 40 минут ее приминают для увеличения жесткости. Герметик нужно в нескольких местах проколоть гвоздем, чтобы выгнать лишний воздух.
- Следуетподождать, пока пена высохнет полностью, и обработать все швы силиконовымгерметиком.
- На внешнюю сторону на эпоксидный клей приклеивается шумо-виброизоляционный материал.
- При желании можно сверху отделать изделие текстилем.
Такая доработка увеличивает жёсткость конструкции, предотвращает появление скрипов, улучшает качество звука.
Чтобы звучанию ничего не мешало, на акустической полке не допускается размещение посторонних предметов.
Способ улучшения без монтажной пены
На хэтчбеках и универсалах Лады Приоры использование метода с применением монтажной пены нежелательно. Толщина изделия получается немалой, а для большой площади поверхности это грозит провисанием. По этой причине для доработки используются другие материалы: моделин, антискрип или вибропласт.
Сначала нужно сделать конструкцию более тяжелой. Для этого шумо-виброизоляционный материал наклеивается на нижнюю сторону. При этом используется строительный фен для нагрева вибропласта и инструмент для раскатывания изоляции – подойдёт любой жёсткий валик. Утяжеление предотвратит возникновение дребезжания.
Затем все поверхности, которые соприкасаются друг с другом, обклеиваются моделином. Имеются в виду держатели полки по бокам и места контакта пластиковых накладок со стойками багажного отделения. Для оклейки может подойти и уплотнитель для окон и дверей, использующийся в строительстве. Цель этого этапа – убрать скрипы.
В качестве дополнительных мер можно использовать вместо стандартных резиновых отбойников комплектующие от иномарок. Они плотнее прижимают полку к крышке багажника в закрытом положении и не дают ей двигаться и подпрыгивать при движении по неровной дороге.
Если гремит задняя полка на Приоре/Калине/Гранте
Задняя полка Приоры, Калины и Гранты знаменита своими сверчками, особенно они заметны на хэтчбеках и универсалах. По статистике, 70% автовладельцев после покупки отечественного автомобиля практически сразу делают шумоизоляцию задней части машины. А Вы знаете, что делать если скрипит полка? |
Потребуется: отбойник крышки багажника от иномарки (каталожный номер: 96567780), антискрип (например, моделин) и вибропоглощающий материал (например, вибропласт).
Первый шаг к тому, чтобы задняя полка не гремела — утяжеление. Для этого с обратной стороны полки мы наклеиваем вибропоглощающий материал, используя фен для разогрева и твердый валик для укатки материала. Более тяжелая полка будет меньше греметь.
Заключительный шаг, который должен помочь Вам избавится от скрипов задней полки — резиновые отбойники от иномарки. Нужно просто заменить штатные отбойники на новые (от иномарки). Что это даст? Благодаря им, закрытая крышка багажника будет плотно прижимать заднюю полку, предотвращая ее подпрыгивание на кочках.
Таким образом, выполнив комплекс мероприятий по шумоизоляции задней полки, Вы полностью избавитесь от скрипов, сверчков и грохота. Кстати, еще один способ «убить сверчков» — установить акустическую полку. Шумоизоляция полки на седане немного другая.
Источник фото:
Похожие материалы
Преимущества и недостатки самоделки
У полки, изготовленной своими руками, есть масса положительных моментов:
- точная подгонка под размеры багажного отделения;
- возможность использования любой схемы подключения акустики;
- можно применить любой материал для изготовления и обивки – с целью увеличения долговечности лучше остановить выбор на натуральной древесине, обработанной влагозащитными составами;
- по сравнению со штатной акустической полкой, самодельная не дребезжит и не вибрирует;
- можно создать изделие по собственным чертежам и увеличить объем полезного пространства багажника.
Среди недостатков отмечают только необходимость затрат свободного времени, особенно если разрабатывать все придется самому. Также нужно иметь навыки обращения с различными электроинструментами, например, электролобзиком.
Изготовление акустической полки своими руками
Для улучшения внешнего вида изделия рекомендуется использовать искусственную или натуральную кожу. Качественная обшивка из звукопроницаемых материалов поможет скрыть динамики от посторонних глаз. Если грамотно выбрать размеры и форму полки, при проигрывании низких частот можно добиться максимального эффекта, используя бюджетные средства воспроизведения.
Создавать макет следует после покупки динамиков, так как отверстия в готовом изделии должны точно совпадать с размерами встраиваемых устройств.
Создание макета
Для создания макета можно использовать форму штатной акустической или обычной полки Приоры. Взяв за основу ее габариты, рассчитайте нужные размеры. Для начала нужно снять полку с автомобиля и приложить к заранее подготовленному картонному листу. Далее маркером обведите изделие, включая прорези для ремней безопасности. После этого можно выбрать любое место для установки динамиков и обозначить его на макете.
Ножницами или канцелярским ножом отрезается лишняя часть от картона, отверстия для колонок также вырезаются. Если на заводской полке есть подиумы для динамиков, то они тоже снимаются и используются для создания макета.
Для работы понадобятся следующие инструменты:
- материал подходящего размера и толщины — фанера, ДСП, ОСБ, МДФ;
- электролобзик;
- бруски из дерева;
- саморезы разной длины;
- герметик;
- мелкозернистая наждачная бумага;
- клей на основе эпоксидных смол;
- канцелярский нож;
- звукопоглощающий материал для отделки.
Сначала необходимо макет из картона приложить к материалу, который будет использоваться для будущей акустической полки, и маркером обвести все линии. Для изготовления желательно использовать композитные материалы из дерева большой толщины. Обычно это панель толщиной до 25 мм, для изготовления которой используется фанерный лист или MDF-панель.
Изготовление полки для седана
Процесс создания включает в себя следующие этапы:
- Электролобзиком вырезается форма изделия, отрезаются все лишние части.
- Между отверстиями для установки динамиков следует прикрепить несколько деревянных брусков, воспользовавшись герметиком и саморезами. Бруски будут выполнять рольрёбер жёсткости, предотвращая дребезжание при проигрывании музыки на высокой громкости.
На отдельном куске материала вырезаются электролобзиком шаблоны подиума. На заготовке они закрепляются при помощи монтажной пены. После того как герметик окончательно застынет, лишние куски следует отрезать канцелярским ножом. Вырезаются прорези для ремней безопасности.
Со всех сторон заготовка обрабатывается мелкозернистой наждачной бумагой до состояния гладкой поверхности, после чего все швы заделываются с помощью герметика.Полка обклеивается отделочным материалом – можно для этого использовать клеевые основы на эпоксидных смолах.
Если для отделки используется не вибропласт, то лучше дополнительно применить любую звукоизоляцию.
Теперь остается только установить конструкцию на штатное место. Для закрепления лучше использовать прочные болты, которые со временем не ослабнут. Если устанавливается самодельное изделие, важно правильно подогнать размеры.
Создание полки для хэтчбека и универсала
Для изготовления используются те же материалы и агоритм действий тоже практически идентичен. Отличие в том, что стандартная полка без боковин в автомобилях с этими типами кузова состоит из двух частей. Одна из них откидывается для удобства погрузки багажа.
Существует два основных способа изготовления:
- Из материалавырезаются две части на основе шаблона, созданного по размерам штатной полки. Одна часть должна быть короче другой на 2-3 см. При помощи эпоксидного клея и саморезов обе половины скрепляются друг с другом.
- Для изготовления той части, которая откидывается вверх, используют лист фанеры меньшей толщины. При желании можно доработать откидной элемент от старой полки, утяжелив его шумоизоляцией. Фиксаторы тоже допускается брать от старого изделия. Отверстия для динамиков вырезаются по желанию на откидной или на неподвижной части.
Сначала из салона следует убрать задние сиденья. Штатную полку необходимо снять – по ее шаблону вырезается новая. Отличие от предыдущего способа –наличие боковин. На них тоже можно установить динамики любых размеров и форм.
Нужно демонтировать боковины и создать на их основе макет из картона. Можно его не делать, а перенести размеры непосредственно на материал заготовки с помощью маркера. Дальше все действия повторяют уже описанный выше алгоритм.
При размещении динамиков на подиумах направьте их в сторону стекол – так звук будет лучше распространяться по салону.
Для поднятия и поворота подиума в нужную сторону можно использовать металлические пластины, которые крепятся к заготовке. Для заполнения образовавшегося свободного пространства можно использовать монтажную пену. После застывания лишние ее части отрезаются, а внутри конструкция обклеивается вибро-шумоизоляционными материалами. Затем боковины обиваются, устанавливаются динамики, и полка монтируется на штатное место.
Доработка полки универсала
Акустическая полка lada priora
Можно взяться за доработку штатной заводской полки, если нет желания ее менять. На универсале заводская полка не имеет прямой поверхности для монтажа динамиков. В чем заключается смысл доработки? Обеспечить ровную поверхность, все верно. Материалом и в данном случае будет выступать фанера, толщина которой составляет 20 мм. Что касается ширины, то 35 см, это то, что нужно.
Примечание. Отметим, что заводская полка сделана из 2-х слоев пластмассы.
- Отрезаем ту часть заводской полки, куда должны будут вставляться динамики, острым ножом;
- Из фанеры вырезаем контур заводской полки;
- Приклеиваем дополнительный вариант с обратной стороны заводской полки, используя эпоксидку.
Примечание. В процессе такой доработки возможен перепад. Во избежание его рекомендуется вырезать 2-миллиметровую фанеру по контуру вырезанной части, а затем приклеить все это дело к толстой части фанеры.
- Шпаклевка на основе акрила (по дереву) поможет скрыть все швы и неровности, а наждачная бумага – зачистить поверхности до гладкого состояния;
- В конце всю получившуюся полку перетягиваем карпетом и еще на всякий случай утяжеляем виброматериалом.
Отзывы владельцев Приоры об акустической полке
Штатные акустические полки явно уступают самодельным по качеству. Многие автовладельцы вынуждены дорабатывать заводской вариант, так как со своими функциями он справляется весьма посредственно. Многие приходят к выводу, что платить за элемент, который ещё нужно доработать, нецелесообразно.
Выходом из положения становится создание акустической полки своими руками. Такие конструкции крепкие, прочные, не скрипят и не начинают греметь. Акустическая полка, даже самая простейшая, сегодня встречается практически в каждом автомобиле. Большую популярность получили самодельные изделия. Выбрать акустическую полку из магазина или сделать её своими руками – каждый решает, исходя из своих финансовых возможностей и наличия необходимых для создания изделия навыков.
Рекомендуем почитать:
- Процедура замены топливного фильтра на Приоре
- Распространенные коды ошибок Лада Приора
- Стойки и их установка на приору
- Выбор размера шин: Лада Приора
- Передний и задний бамперы на Приоре: как правильно снять
- ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД МАСЛА НА ЛАДЕ ПРИОРЕ