Кислородный датчик (лямбда зонд) — это часть электронной системы управления двигателем. Ее задача заключается в комплексном управлении одной или несколькими системами двигателя с целью:
- контроля технических параметров двигателя;
- изменения работы отдельных систем в случае необходимости, например: при изменении температурного режима работы двигателя, при разной степени нажатия на педаль акселератора, при изменении крутящего момента, во время холодного запуска и так далее;
- изменения режима при переключении на альтернативный вид топлива.
Датчик кислорода ВАЗ — это электронное устройство, которое помогает системе управления контролировать и корректировать работу двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС).
Как любой элемент автомобиля, кислородный датчик ВАЗ 2110 имеет определенные ресурсные способности. При условии нормальной эксплуатации автомобиля на качественном топливе и своевременном техническом обслуживании, а так же при отсутствии частых перегрузок и перегревов ДВС, один датчик будет работать от 4 до 7 лет. Автовладелец за этот срок проедет в среднем от 100 до 150 тысяч километров.
Датчик кислорода ВАЗ способствует стабильной работе двигателя и помогает ему в разных режимах сохранять нужные технические показатели, определяя качество выхлопных газов и передавая соответствующий сигнал на электронный блок управления двигателем.
Что это?
Датчик кислорода или лямбда зонд для ВАЗ 2110 является устройством, которое расположена на выпускном коллекторе в выхлопной системе вашего автомобиля.
Данные, передаваемые с устройства, позволяют электронному блоку управления оптимизировать состав топливовоздушной смеси. Если смесь, идущая в камеру сгорания, оказывается бедной или чрезмерно обогащенной, датчик сообщает об этом, после чего начинается корректировка смеси.
Как проверить лямбда зонд на ВАЗ — неисправности кислородного датчика
Интернет просто пестрит различными обсуждениями на форумах и в соцсетях по поводу проблем с кислородным датчиком или лямбда зондом. На самом деле лямбда зонд является очень важной деталью.
Ведь он участвует непосредственно в смесеобразовании, а это значит что он влияет на такие параметры автомобиля как расход, динамика.
И при этом его неисправность может ничем себя не выдавать, чек гореть не будет, он горит только если лямбда уже окончательно накрылась, а ведь датчик кислорода может просто давать «неверные показания» блоку управления двигателем.
И автовладелец даже не будет догадываться почему у него повышенный расход или «тупит» машина. Так что предлагаю со всей серьезности отнестись к диагностике датчика кислорода, особенно если вы заметили те или иные описанные выше симптомы.
Современный лямбда зонд, устанавливаемый на ВАЗ имеет 4 вывода: масса, выход сигнала и два на подогреватель.
Показания лямбда зонда лучше всего считывать специальным ПО, подключившись к диагностической шине вашего автомобиля. Только так можно узнать форму сигнала, которую он выдает, и скорость изменения этих сигналов.
Первым делом при диагностике датчика скиньте с него разъем и проверьте мультиметром наличие напряжения на сигнальном проводе с ЭБУ, оно должно быть 0.45 вольта. Кстати если это напряжение отклоняется от приведенного значения, чаще всего в сторону увеличения.
Это можно вылечить установкой дополнительного резистора. Вычислить необходимый номинал резистора можно так:
1) берем регулируемый резистор, такие как на регулировки громкости
2) Включаем его последовательно в цепь питания сигнала лямбды.
3) подключаем тестер и крутим резистор, пока напряжение не станет 0.45-0.46 вольт.
4) заводим машину, проверяем, если ОК все хорошо – замеряем сопротивление на нем и подбираем обычный резистор соответствующего номинала. Кстати резистор нагреваться не будет там нет высокой нагрузки.
Теперь разберемся как работает сам лямбда зонд.
Когда количество кислорода в выхлопе увеличивается, напряжение на сигнальном выходе кислородного датчика понижается до 0,1 вольта. А если кислорода мало, то напряжение наоборот возрастает до 0,9 вольта. Думаю принцип работы лямбды вам теперь понятен. Итак рассмотрим самые частые проблемы с лямбдой.
К примеру загорелся чек и бортовой комп или сканер выдал нам ошибку Р0131 — «Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1». Это не значит что накрылась лямбда и нужно бежать за новой и срочно менять.
Это в первую очередь значит что лямбда зонд определил обеднение смеси! Убедиться в том, что смесь действительно бедная несложно – просто пережмите обратку или брызните из шприца чутка бенза прямо во впускной коллектор. Датчик должен показать чересчур богатую смесь.
Если показал – все ок, смесь богатая, и датчик кислорода это видит, он исправен. Следует отметить и второй вариант – ошибка сообщает что датчик улицезрел слишком богатую смесь. Созидаем искуственный подсос воздуха. Для этого достаточно скинуть шланг вакуумника и проследить за напругой на лямбде. Должна упасть.
Если упала – опять-таки, лямбда исправна. Ну и наконец то последний вариант – вы выполняете предыдущие две попытки повлиять на показания лямбды, а напруга неизменно остается в пределах 0.45 вольт. Вот тут и приехали, лямбда зонд «умер» и его нужно менять, без вариантов.
Ну и дополним статью, поскольку лямбда зонд реагирует именно на количество КИСЛОРОДА, если в системе выпуска будет «подсос» этого самого кислорода извне, он даст сигнал эбу обогатить эту смесь по самое не балуйся. Поэтому отнеситесь к проверке системы и к ее герметичности максимально внимательно! Всем удачи на дорогах и исправных датчиков на авто!