Как работает блокировка дифференциала на шевроле нива

  • 10 Декабря, 2019
  • Автомобили
  • Владимир Скворцов

Любимый автомобиль рыбаков и охотников – «Нива». А причиной подобного отношения является возможность с его помощью попасть в глухие и редко посещаемые места. Что же позволяет добиваться таких результатов? На «Ниве» работает блокировка. Как она помогает и в чем – об этом речь пойдет ниже.

Устройство привода Нивы

Ходовая часть автомобиля выполнена по принципу постоянного полного привода – крутящий момент от силового агрегата передается на все 4 колеса. Такая схема улучшает эксплуатационные качества авто при движении в условиях бездорожья, одновременно уменьшая нагрузку на детали трансмиссии.

Привод у нивы шевроле состоит из следующих узлов:

  1. Коробка скоростей.
  2. Раздаточная коробка.
  3. Пара приводных и карданных валов.
  4. Редукторы переднего и заднего мостов.

Раздаточная коробка предназначена для распределения вращательного момента между ведущими мостами транспортного средства. На авто установлена двухскоростная «раздатка», которая обеспечивает:

  • устойчивый ход машины при движении с малой скоростью в режиме повышенных оборотов двигателя;
  • распределение мощности между ведущими мостами, в зависимости от сцепления с дорожным покрытием.

Дифференциал – один из важнейших элементов трансмиссии. Его основное предназначение заключается в распределении тягового усилия, а при необходимости, обеспечение вращения двух потребителей с разной угловой скоростью. В трансмиссии привода Chevrolet Niva установлено три дифференциала:

  1. По одному на каждый мост (межколесные) – дают возможность колесам одной оси вращаться с различной скоростью.
  2. Третий (межосевого действия) – передает мощность от силового агрегата к обоим мостам автомобиля. Также он позволяет валам работать на разных угловых скоростях, в зависимости от условий эксплуатации, что значительно улучшает управляемость.

Пара карданных валов (шрусовой или крестовой конструкции) обеспечивают связь раздаточной коробки с редукторами ведущих мостов. Оба вала автомобиля имеют одинаковое устройство – они взаимозаменяемы.

Передний и задний мосты передают усилие от раздаточной коробки на ведущие колеса посредством наружных и внутренних шарниров угловых скоростей.

Виды блокировки

При желании установить блокирующий механизм на дифференциал, стоит знать, что существуют два типа: полная блокировка; частичная блокировка. Механизмы полного блокирующего действия могут работать в ручном (принудительная блокировка дифференциала на «Ниву») либо автоматическом режиме, тогда как частичная блокировка осуществляется лишь автоматом. Только не стоит забывать, что передвижение на автомобиле с полной блокировкой на хорошей дороге приводит к преждевременному износу шин. Вдобавок некоторые детали также быстро выходят из строя. Таким образом, весь выбор сводиться к тому, какой механизм выбрать: ручной или автоматический. Ручная система имеет одно преимущество – водитель сам принимает решение включать блокировку дифференциала или нет. Однако и ряд недостатков тоже имеется: чтобы задействовать систему, нужно убирать руку с руля; необходимо в обязательном порядке своевременно отключать блокировку, иначе можно повредить ходовую часть автомобиля; высокая стоимость. У автоматической блокировки дифференциала на «Ниву» имеются свои особенности, среди которых – необходимость в настройке под индивидуальный стиль вождения хозяина автомобиля. В то же время механизм не так сильно нагружает трансмиссию автомобиля, как его ручной аналог. Система предоставляет полный комфорт для водителя, поскольку при необходимости она задействуется без участия человека. Также все зависит от манеры езды. Тем водителям, которые предпочитают спокойную езду по ровному дорожному покрытию, лучше остановить выбор на вискомуфте или дисковой муфте. При экстремальной манере вождения без системы принудительной блокировки дифференциала на «Ниве» не обойтись.

Принцип работы полного привода на Ниве Шевроле

В обычном режиме Нива Шевроле работает на повышенной передаче с разблокированным дифференциалом. Крутящий момент передается от силового агрегата, через коробку скоростей и промежуточный вал, на двухступенчатый редуктор раздаточной коробки. В корпусе «раздатки» установлен межосевой дифференциал. Он связывает передний и задний мосты, позволяя им вращаться на разных скоростях, в зависимости от дорожных условий и направления движения.

Как функционирует полный привод на Ниве при заблокированном дифференциале

При включенном полном приводе, оба карданных вала фиксируются муфтой-блокатором. Это способствует равномерной передаче тягового усилия на обе оси автомобиля. За счет этого повышается проходимость автомобиля, но ухудшается управляемость.

Совет: Не рекомендуется использовать режим блокировки на дорогах с хорошим сцеплением, так как это приведет к ускоренному износу шин, увеличению нагрузки на детали и узлы трансмиссии, а также повысит потребления топлива.

Мой отзыв о даке и рейсинге

Так уж получилось, что мне пришлось пользоваться двумя упомянутыми типами самоблоков. Цена их на момент приобретения была почти одинакова – десять тыров, установка тоже одинакова, но вот результат совершенно разный.

Если ДАК отказал примерно через полгода, причем не интенсивной эксплуатации, а при движении по обычным лесным дорогам, то тольяттинский (вал рейсинг) работает до сих пор.

Может, мне просто не повезло, но неоднократно встречались сообщения, что при производстве ДАК-ов есть проблемы с качеством металла. Так что думайте сами.

А нужен ли?

Мнений о том, нужен ли вообще самоблок, огромное множество, причём самых полярных – от «зачем он нужен» до «нужен обязательно». Как всегда, выбор – дело личное и каждый должен сделать его сам.

Опять же выскажу только свое мнение.

Мне же кажется, что всё зависит от того, как и где вы передвигаетесь на своем автомобиле. Если на дачу или по большей части по асфальту, то вам точно не нужен самоблок.

Примерно такая же ситуация, если ваше увлечение – оффроад и вы занимаетесь покорением непроходимых дорог. Здесь такие «полумеры», как самоблок, не пойдут и тут нужна полная ручная блокировка дифференциала.

Однако если вашей задачей является преодоление не слишком сильного бездорожья, движение по мокрой разбитой лесной дороге, т.е. обычные условия без экстрима, то самоблок может оказаться хорошим помощником в таких условиях.

Следует учитывать и такой момент, что при использовании самоблока возникают дополнительные значительные нагрузки на полуоси и довольно частыми бывают их поломки. Поэтому надо либо ставить усиленные полуоси, либо при очень серьезном препятствии не насиловать автомобиль, а вооружиться лопатой и домкратом и помочь ему справиться с неприятностью.

Может, мне кажется, может, у меня так настроен самоблок, может быть, дело и не в этом, но зачастую, когда машина начинает «буксовать», неожиданно возникает рывок в противоположную сторону. Как будто сначала машина пошла туда, где колесо заблокировано, а потом оно опять получило момент, и машина дергается в противоположную сторону.

Может, это и не связано с самоблоком, но я знаю такую особенность поведения машины на разбитой дороге и всегда к этому готов. Возможно, кому-то это будет полезно. Во всем поведение машины абсолютно нормальное

Самоблокирующийся дифференциал для Нивы является хорошим дополнением, позволяющим при правильном его использовании значительно улучшить ее внедорожные свойства.

Как включить полный привод

Поскольку привод на Ниве является постоянно полным, то под вопросом, как включить полный привод на Ниве Шевроле, подразумевается, как включить блокировку межосевого дифференциала.

Использовать блокировку нужно в следующих случаях:

  • при движении на труднопроходимых участках местности, где есть опасность пробуксовки колес;
  • когда ощущается недостаток тяги двигателя;
  • при движении по дороге, покрытой снегом или льдом.

Важно: Блокировка бесполезна при диагональном вывешивании автомобиля, когда по одному колесу на разных осях начинаются буксования. Это связано с конструктивной особенностью трансмиссии. В таком случае нужно действовать по ситуации – подкапывать или подсыпать под вывешенные колеса.

Основной составляющей механизма блокировки мостов является раздаточная коробка. Управление раздаточной коробкой осуществляется одним шестипозиционным рычагом. Продольный ход обеспечивает повышенный и пониженный ряды передач. Поперечный – отвечает за блокировку межосевого дифференциала. При положении рычага в режиме блокировки на панели приборов загорается пиктограмма желтого цвета. В конструкции раздатки отсутствуют синхронизаторы, поэтому, при попытке включить диапазон скоростей или блокировку, шестерни встают зуб на зуб. Для переключения нужно просто подать автомобиль вперед или назад и тогда все переключится.

Когда применять и как отключить блокировку

Принудительную блокировку в разных модификациях Нивы предпочтительно включать в таких ситуациях:

  1. Блокировку нужно включить заранее, если предстоит преодоление сложной трассы.
  2. На резких подъемах в гору или при съезде с горы.
  3. Во время пересечения местности с верхним слоем песка.
  4. Когда приходится ездить по снежным заносам или ледяной трассе.

А еще интересно: Нива Шевроле или Лада Нива 4х4: что лучше, сравнение, плюсы и минусы

Блокировка колес не нужна во время спокойной езды по ровной дороге в черте города. Сцепление с асфальтовым покрытием будет приличным, тяговое усилие распределится равномерно по умолчанию.

Функции дифференциального устройства Нивы Шевроле

Под автомобильным дифференциалом специалисты подразумевают механическую установку, в состав которой входит набор планетарных шестерен и валов. В функции дифференциала Нивы Шевроле относят распределение крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания транспортного средства до ведущих колес, установленные на одной оси. Благодаря этому колеса автомобиля крутятся с разной скоростью.

Возможность колес Нивы Шевроле крутиться с неодинаковой скоростью очень важна при осуществлении поворотных движений. Особенно когда одно колесо проходит по малому радиусу, а второе колесо, размещенное на этой же оси, – по большому радиусу. Если бы не было такого устройства, как межколесное дифференциальное устройство, то колеса транспортного средства пробуксовывали.

В результате подобного прокручивания автомобиль заносило бы в сторону, а покрышки быстрее изнашивались и теряли свои функциональные особенности.

При движении Нивы Шевроле по прямой трассе с постоянной скоростью межколесное дифференциальное устройство распределяет тягу от ДВС равномерно между всеми колесами. Значит, оба колеса ведущего типа будут вращаться с одинаковой скоростью. При пробуксовке какого-либо ведущего колеса дифференциал увеличит тяговое усилие именно на буксующем колесе. Стандартно на легковом автомобиле устанавливается один межколесный дифференциал на ведущем мосту. Для Нивы Шевроле предусмотрено три таких устройства, они установлены на:

  • переднем мосте;
  • заднем мосте;
  • в центре межосевого действия.

Центральное дифференциальное устройство необходимо, чтобы распределять крутящий момент к обоим мостам транспортного средства от двигателя внутреннего сгорания.

Особенность движения на поворотах

Тут стоит мысленно (лучше на бумаге) нарисовать схематичную картинку, как автомобиль поворачивает. Это способствует лучшему восприятию. Как раз на поворотах дифференциал начинает подключаться к работе. И здесь блокировка дифференциала на «Ниве» может только навредить. Вся особенность такова, что колесо, которое находится ближе к центру поворота (внутреннее), движется по малому радиусу и проходит меньшее расстояние. А то колесо, что расположено в отдалении от центра поворота (внешнее), соответственно движется по большому радиусу и проходит большее расстояние.

При этом на внутренние колеса автомобиля действует повышенное сопротивление, что заставляет их снизить свою скорость. Внешним же колесам необходимо наоборот двигаться быстрее, по причине все того же большего радиуса. И не будь дифференциала, каждый поворот приводил бы к повышенному износу резины колес. А если при этом скорость автомобиля будет высокой, то заноса не избежать. Об этом следует знать до того, как ставить механизм блокировки дифференциала на «Шевроле Нива».

Это говорит о том, что колеса должны вращаться с разной угловой скоростью. Когда автомобиль начинает поворачивать, сателлиты поворачиваются вокруг своих осей, что приводит к замедлению скорости полуоси внутреннего колеса, в то время как угловая скорость полуоси внешнего колеса наоборот увеличивается.

Так и происходит плавный поворот транспортного средства. Несмотря на разность угловых скоростей, тяговая сила всех колес одинакова, поскольку главный крутящий момент не изменяется. Конечно, это при условии, что все колеса имеют одинаковое сцепление с дорогой.

Блокирование дифференциала Нивы Шевроле

Так как Нива Шевроле относится к внедорожникам, то ей нужна возможность включения блокирования всех межколесных дифференциальных устройств. Это вызвано необходимостью увеличения проходимости транспортного средства в случае бездорожья.

Рассмотрим механизм блокирования дифференциального устройства на Ниве Шевроле:

  • при пробуксовывании одного из колес межколесный дифференциал передаст тяговое усилие к нему от двигателя внутреннего сгорания;
  • остальные колеса находятся в этот момент в состоянии покоя, потому что тяговая сила на них действовать не будет;
  • транспортное средство остановится.

Принудительное блокирование межколесного дифференциала нужно для того, чтобы максимально использовать тягу, передаваемую от автомобильного двигателя до ведущих колес. Благодаря действию составляющих компонентов дифференциала (это шестеренки, валы и муфта-блокиратор), между ведущими колесами произойдет жесткая связка. Именно поэтому крутящий момент будет равномерно распределяться между обоими автомобильными мостами – передним и задним. Таким образом, проходимость внедорожника Нивы Шевроле увеличится.

Как определить включена ли блокировка дифференциала на Ниве Шевроле

Определить, включена ли блокировка межколесного дифференциального устройства, можно, даже не покидая салона Нивы Шевроле. Рассмотрим, как это сделать:

  1. Найдите между пассажирским и водительским сидением два рычага управления:
  2. рычаг переключения передач (с длинной рукояткой);
  3. рычаг управления раздаточной коробки машины (с короткой рукояткой);
  4. передвинуть рычаг управления раздаточной коробки вперед – это включится пониженная передача к ведущим мостам колес от коробки передач.
  5. Передвинуть рычаг управления раздаточной коробки назад – это выключится пониженная передача.
  6. Передвинуть рычаг управления раздаточной коробки «влево-вправо». Это переключится блокировка межколесных дифференциальных устройств:
  7. в левую сторону – включение;
  8. в правую сторону – отключение.

Как видим, рычагом управления раздаточной коробки можно не только переключать ступени передач, но и управлять процессом блокирования межколесного дифференциального устройства. Это связано с тем, что блокировка автомобильного дифференциала выступает частью течения функционирования полноприводного механизма Нивы Шевроле. Включенная в нужный момент блокировка способствует беспрепятственному передвижению внедорожника в труднопроходимых дорожных условиях.

Chevrolet Niva expedition › Бортжурнал › * Самоблокирующий дифференциал в мосту.

Друзья, хочу поделиться с вами своим небольшим отчетом по эксплуатации самоблокирующего дифференциала. Сразу хочу предупредить что это мое личное мнение, которое сложилось после двух лет эксплуатации таких устройств.

Речь пойдет о винтовой блокировке дифференциала. В погоне за проходимостью своей бывшей нивы, начал я тулить в мосты самоблоки. После продажи нивы, мегадевайсы перекочевали в шевика, но в последсвии были демонтированы. Устройства конечно очень интересные и действительно помогают увеличить проходимость автомобиля. Правда не так сильно как этого можно ожидать. Скажем так, самоблоки помогают застрять дальше нежели стандартный дифференциал. Иногда автоматические блокировки даже мешают, особенно в переднем мосту. Происходит это как правило в жиже или снегу, когда надо вывернуть на уклон. Машина упорно гребет вдоль по траектории, которая больше нравиться ей, что не всегда совпадает с мнением водителя. Еще один минус самоблоки, даже если только в задний мост, для того что бы она работала как положено — необходимо частое обслуживание. По моему опыту эксплуатации на шевике в почти гражданском режиме, примерно раз в квартал надо снять блокировку для перетяжки момента срабатывания. Через пол года вообще не держит. Происходит это потому что устройство построено на основании трения, а то что трется имеет свойство стираться. Если после ослабевания преднатяга ничего не делать — то ничего плохого и ничего хорошего не происходит. Распущеная самоблока начинает работать как обычный дифференциал, и становится просто напросто «таблеткой для эффекта плацебо». Стоит отметить так же то что при полностью рабочей самоблоке надо очень аккуратно газовать на любом неоднородном покрытии, включая снег и жижу. Особенно на больших колесах с выраженым протектором. Свернуть полуось при таком раскладе очень просто.

Для проверки работы самоблокирующего дифференциала достаточно имитировать диагонально вывешивание. Поднять домкратом ось под мост/рычаг и попытаться съехать с такой «ловушки». Если самоблока не работает (требует перетяжки) — то будут крутиться те колеса которые подняты в воздух, полностью имитируя работу самого обычного дифференциала. Но я вам это не предлагал, и если вы последуете этому способу проверки — то полностью полагаетесь на свой страх и риск.

Для себя я сделал вывод о том что лучшая блокировка — это принудительная, которую можно выключить тогда мешает или просто не нужна. А самоблокирующий дифференциал слишком «спортивный» и требует к себе очень много внимания в обслуживании. Потому после последнего ослабления преднатяга я решил что мне это не подходит.

Всем спасибо за внимание.

Инструкция по монтажу самоблока своими руками

Чтобы установить на Ниву самоблокирующийся дифференциал, необязательно обращаться в автосервис. Это вполне реально сделать и своими руками при условии, что человек неплохо разбирается в устройстве автомобиля. Вид дифференциала и место его установки особого значения не имеют.

Для начала нужно определиться с местом выполнения работ, оно должно быть достаточно просторным. С помощью нескольких домкратов понадобится поднять Ниву на вес, произвести демонтаж колёс, затем слить машинное масло из корпуса редуктора в какую-либо ёмкость и снять привод ведущего моста. Для этого достаточно накидным ключом отвернуть все гайки крепления передней крышки к картеру редуктора, снять крышку и прокладку.

Теперь необходимо надёжно и качественно провести операцию по демонтажу полуосей, что без специального съёмника сделать весьма трудно. Металл зажимается на поворотных шлицах, что требует прикладывания больших усилий, которых хватит не у каждого человека. Демонтаж полуосей проводится следующим образом:

  • Откручиваются все гайки болтов на пластине крепления подшипника полуоси.
  • Фиксируется тормозной механизм. Это можно сделать с помощью болтов или проволоки. Если механизм не закрепить, тормозные трубки могут оторваться.
  • Снимается сама полуось. При достаточной сноровке это можно сделать руками, но лучше с помощью съёмника.

Затем необходимо поменять подшипники. Для этого потребуется гидравлический пресс. Он поможет обеспечить посадку обоймы на вал, причём с довольно-таки высокой точностью. Для замены необходимо:

  • Отвернуть гайку подшипников ступицы и вынуть втулку. Отвернуть гайку крепления рычага к поворотному кулаку.
  • Вынуть ступорную пластину и отвернуть рычаг от поворотного кулака.
  • Отсоединив все крепления, разъединить кулак и ступицу с тормозным диском. Вынуть подшипник, предварительно зажав поворотный кулак в тиски. При сборке подшипник одевается с помощью пресса.

После того как при помощи специальных шайб с переменной толщиной будет выполнена регулировка зазоров в главной передаче, можно начинать сборку узла. Регулировку зазоров выполнить довольно сложно, да и специальное оборудование понадобится, но для обеспечения точности можно использовать безмен. Для работы с ним следует намотать один конец шнура длиной 1 м на фланец, а другой закрепить за весы. Потянув устройство в намотке, нужно будет зафиксировать момент проворачивания.

Для того чтобы обеспечить правильную работу редуктора, перед сборкой половин обычно проводится герметизация деталей. При ее отсутствии возможно появление неисправностей в процессе эксплуатации, а также выход определённых запчастей из строя. После нанесения герметика нужно подождать некоторое время, чтобы он застыл. Затем следует залить новое масло в корпус редуктора. Все уплотнительные соединения, которые были повреждены при демонтаже, а также те из них, которые носят следы протекания масла, необходимо полностью заменить на новые. Теперь можно приступать к сборке всех механизмов в обратном порядке.

Целесообразность такого действия, как блокировка дифференциала на Ниву, зависит от того, зачем она нужна водителю. При необходимости передвижения по труднопроходимым участкам она понадобится. Если же автолюбитель намерен ездить по нормальной асфальтной дороге, то ставить на Ниву самоблокирующийся дифференциал вряд ли стоит. Какой именно самоблок выбрать и куда его поставить, зависит от предпочтений водителя.

Типы самоблокирующихся дифференциалов

Дисковый. Без преднатяга, а это значит, что у него нет плавного натяжения. Ведущие колеса начинают вращение одновременно, но без натяжения все старты будут сопровождаться ударами в руль.

Винтовой. В отличии от дискового, тут уже происходит плавное натяжение, что не так сильно отражается на руле. Такие самоблокирующие дифференциалы часто устанавливают на переднеприводные автомобили, например, ВАЗ 2110.

Для внедорожника ВАЗ 2121 наиболее популярными считаются ДАК и ДАН:

ДАК (Дифференциал Автоматический Красикова). Относится к семейству шариковых автоматических дифференциалов и дает полную блокировку и равномерно распределят нагрузку. По отзывам его срок службы сокращается при работе без нагрузки, может появится гул. Отличный вариант для установки в подключаемый мост.

ДАН (Дифференциал Автоматический Нестерова). Это продолжение ДАК, позволяет не только дифференцировать угловую скорость ведущих колес автомобиля при его маневрах, но и мягко перераспределять крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.

Как поставить самоблок?

Самоблокирующийся дифференциал – самостоятельное изделие, устанавливаемое на место штатного. Выполнить такую процедуру можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Это уже дело личного выбора, если есть умение и понимание, как всё работает, то можно сделать и самостоятельно. Я ставил себе самоблок в автосервисе, и мне подобная процедура четыре года назад обошлась в пять тыров.

В данном случае определяющей стала необходимость проведения нужных регулировок, выставление необходимых зазоров, использование специальных стендов и другие тонкости, которыми я не владею. Во всяком случае, после установки правильного самоблока (об этом чуть ниже) никаких проблем при его эксплуатации не возникло.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]