Термин троит двигатель Ваз 2109 – означает
Термин «троит двигатель» появился в эру развития автомобилестроения, когда силовые установки транспортных средств были оснащены четырехцилиндровыми моторами. Если, по тем или иным причинам, работающий цилиндр переставал функционировать, то в работе оставалось три цилиндра, которые при эксплуатации издавали характерный звук, как будто глохнет двигатель в затухающем режиме.
Замер компрессии двигателя Ваз 2109
В дальнейшем, несмотря на усложнение конструкции поршневой группы и увеличение количества цилиндров, термин «троит двигатель» остался в обиходе автолюбителей.
Отказ вакуумного усилителя тормозов
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) ваз 2109 формально не связан с работой цилиндров. Но выход ВУТ из строя может привести к отказу третьего цилиндра. Двигатель начнёт троить.
Вакуумный усилитель предназначен для уменьшения усилия на тормозной педали, необходимого для эффективного замедления автомобиля. Для этого ВУТ использует разреженный воздух, который забирает из впускного коллектора. Штуцер заборного шланга, снабжённый обратным клапаном, расположен поблизости от камеры сгорания третьего цилиндра. Именно этот цилиндр перестаёт работать при выходе из строя усилителя или при повреждении подводящего шланга.
Через повреждение происходит подсос атмосферного воздуха, смесь переобедняется, воспламенения не происходит. Часто нарушения в работе ВУТ сопровождаются значительным ростом усилия на тормозной педали, она становится «тупой», не обеспечивает надлежащее замедление. Бывает, что при нажатии на педаль тормоза двигатель перестаёт троить и работает штатно, а при отпускании педали снова отказывает третий цилиндр. Всё это — верные признаки неисправности ВУТ, и они требуют вашей незамедлительной реакции.
Убедиться в том, что причина отказа третьего цилиндра кроется именно в усилителе, довольно просто.
Если у вас есть запасной усилитель, самостоятельная замена агрегата не представляет трудностей и может быть выполнена своими руками. Если вы поедете на сервис, будьте трижды осторожны: по сути дела, вы едете с неисправными тормозами.
Здравствуйте! А подскажите, пожалуйста, машина девятка, троит дико, особенно при езде в гору, я в этих вопросах ноль, может надо масло поменять? Купил два года назад авто, масло еще не менял, почему двигатель троит? (Василий)
Здравствуйте, Василий. Мотор может троить по многим причинам, все они изложены ниже.
Как понять, что двигатель Ваз 2109 троит?
Понятие «троение двигателя» придумали сами автомобилисты. Оно связано с устройством и работой четырехцилиндровых двигателей внутреннего сгорания. Если один из четырех цилиндров выходил из строя, то ДВС все равно продолжал работать на трех оставшихся цилиндрах. Но подобный сбой отличался характерным звуком, который назвали «троение двигателя» – функционирование только на трех цилиндрах. При этом топливная смесь в неработающем цилиндре будет не гореть, как положено, а накапливаться.
Если вовремя не отреагировать на подобный сбой в системе, то топливная смесь будет разбавляться маслом, поступать в картер с маслом и разбавлять его все жиже и жиже. В этом случае масло утратит свои смазывающие функции, что приведет к быстрому износу колец, цилиндро-поршневой группы и других важных деталей автомобиля. Немного позже двигатель придется ремонтировать уже не частично, а капитально.
Подобные сбои случаются и в ВАЗ-2109. Их можно распознать по характерным признакам:
- Мотор в холостом режиме проявляет себя с периодическим подергиванием, неравномерно.
- В движении ВАЗ-2109 не набирает необходимой мощности.
- Автомобиль двигается рывками.
- Если нажать на педаль газа в работе двигателя обнаружатся провалы.
- Из глушителя выходит неравномерный выхлоп, который прерывается и сопровождается хлопками.
троит 99 инжектор
Авто 21099 инжектор 2003 год
Начала изредка дергаться стрелочка тахометра на холостых(подскакивать невзначай, хотя двиг ровно работает), не обращал внимания ездил. Но потом стал замечать, что при подскоке стрелки двигатель влёгкую подтраивает.
Модуль зажигания был старенький, машина подергивалась при резком нажатии на педаль газа решил что проблема в модуле купил новый модуль, заменил заодно свечи, ВВ провода. Проблема на радость мне исчезла, машина стала быстро разгонятсья без подергиваний, холостые ровные, и стрелка тахометра перестала дергаться
Основные причины и их определение
Когда в ВАЗ 2109 двигатель троит, звук работающего мотора приобретает характерный тембр, где прослушиваются элементы вибрации и тарахтенья, причем силовая установка двигателя не набирает обороты и работает неустойчиво.
Пробой высоковольтных проводов Ваз 2109 одна из причин по которым двигатель Ваз может начать троить
При этом обороты двигателя неустойчивы, отсутствует равномерность его работы, он издает звуки, как будто мотор преодолевает какое-то невидимое препятствие. Из глушителя раздаются прерывистые выхлопы с неравномерным периодом выброса выхлопных газов.
Причины неустойчивой работы двигателя на холостом ходу
Чаще всего возникает ситуация, когда троит двигатель на холостых оборотах. Причем, разницы нет, на холодную это происходит или на горячую. Здесь причин может быть много, начиная от элементарного отказа свечи, заканчивая неисправностями в поршневой группе ДВС. Если свечу заменить очень просто, то износ цилиндров в блоке может привести к капитальному ремонту.
Чаще всего двигатель работает не устойчиво на холостых оборотах в следующих случаях:
- Не отрегулированы (зажаты) клапана;
- Неправильно установлен ремень ГРМ (не совпадают метки);
- Неисправен РХХ;
- Загнулись или прогорели клапана ГБЦ (загнуться клапана могут во время гидроудара при попадании большого количества воды в корпус воздушного фильтра);
- Прогорел поршень;
- Возникли неисправности в электронной системе управления двигателем. Здесь могут быть виноваты датчики, сам ЭБУ, электропроводка и в/в провода.
Вариантов, почему машина троит на холостых оборотах, множество, но все же есть самые основные способы определения неисправностей.
Причины, по которым троит непрогретый двигатель Ваз 2109
Нагар на свечах Ваз 2109 говорит о наличии небогатой топливо-воздушной смеси (еще одна причина по которой троит двигатель Ваз 2109)
Часто бывает, что ВАЗ 2109 троит на холодную, а по мере прогрева мотор выравнивается и начинает работать стабильно. Здесь может быть несколько причин:
- ЭБУ задает слишком обогащенную топливную смесь на холодную;
- Не работает свеча зажигания, но при нагревании свечу все же «пробивает»;
- Отсырели высоковольтные провода или попала влага на катушку зажигания;
- Изношены детали поршневой группы.
Видео: Почему троит двигатель на Ваз 2109
Клапана и поршневая
Эти системы проверяются совместно. Для начала нужно сбросить шланг сапуна с коллектора. Если с него идет белый дым, то однозначно причина отказа цилиндра в поршневой. Следует разбирать мотор и смотреть что случилось.
Чаще всего залегают кольца, для устранения придется извлекать поршня. Если дыма нет, либо он практически бесцветный, то проблема в клапанах. Для начала замеряем компрессию. Если она меньше 11, то диагноз — прогоревший клапан. Придется снимать головку, менять клапан и притирать его. Если с компрессией все в порядке, снимается крышка двигателя и проверяется регулировка клапанов. Троить двигатель может, как из-за зажатого клапана, так и из-за слишком свободного. В любом случае нужно их отрегулировать.
Что делать и на что обратить внимание
Для того чтобы установить почему троит двигатель на ВАЗ 2114 надо следовать рекомендациям профессионалов. В первую очередь надо установить, какой из цилиндров вышел из строя, для этого необходимо:
- открыть капот при запущенном двигателе;
- запомнить звук и характер работы силовой установки;
- поочередно снимать высоковольтные провода со свечей, если звук и ритм работы изменяется, то продолжать дальше, как только обнаружено, что при обесточивании свечи характер звука не меняется, значит неисправный цилиндр определен.
Далее нужно выкрутить свечу и определить ее состояние и работоспособность.
Выкручивается она с помощью специального свечного ключа, который рекомендуется иметь при себе в аварийном комплекте. Места он занимает немного, но является уникальным ключом, заменить который невозможно и он может пригодиться в самое неожиданное время. Ведь даже просто поменяв свечу с сильным нагаром на новую, можно временно решить проблему с запуском двигателя.
Следующим шагом нужно определить состояние извлеченной свечи. Если электрод целый и чистый, а на головке большое количество гари, то с большой долей вероятности можно определить, что в камеру сгорания цилиндра попадала пыль, следовательно неисправность надо искать в системе подачи воздуха через воздушный фильтр.
Если же гарью покрыта вся головка, вместе с электродом и при этом он сильно выгорел — значит подавалась бедная смесь и происходило детонационное горение с опережением зажигания. Когда головка также полностью покрыта гарью и при этом электрод в целом состоянии, то это означает, что подавалась богатая смесь и происходило опоздание в подаче зажигания.
Модуль катушки зажигания Ваз 2109
Оценка состояния свечи дает направление в поиске истинной причины отказа в работе цилиндра. Однако следует проверить и работоспособность самой свечки. Для этого есть проверенный способ — «на искру». Если искра пробивается, пусть даже и слабая из-за нагара, то надо обязательно искать дальше. А вот если искры нет вообще, то следует заменить свечку на новую и проверить ее. При хорошей искре — можно попробовать запустить машину и проследить динамику изменений.
В случае, если машина имеет достаточно большой пробег, то пытаясь обнаружить причину почему троит двигатель надо в обязательном порядке сделать следующее:
- поменять свечу зажигания;
- сменить комплект высоковольтных проводов, при длительной работе в условиях высоких температур и напряжений на оболочке появляются микротрещины приводящие к пробоям и выходу из строя, опытные автоэлектрики рекомендуют периодически менять этот комплект для профилактики;
- замерить компрессию в неработающем цилиндре, если она нарушена, то, возможно, залегли кольца или прогорели клапана;
- отрегулировать клапана, эту процедуру надо проводить для профилактики каждые 15 — 20 тысяч километров;
- определить работоспособность катушки зажигания, это достаточно распространенный отказ, лучшее решение — замена старой на новую;
- поменять воздушный фильтр;
- проверить правильность установки ремня ГРМ.
Проделаны все указанные процедуры, а двигатель по прежнему «троит». Надо двигаться дальше:
- Провести диагностику электронного блока управления, в случае необходимости заменить.
- Проверить систему подачи топлива, вплоть до форсунок.
- Определить работоспособность датчика кислорода, если неисправен, или выдает ухудшенные показатели — отремонтировать или заменить.
- Отказ датчика положения коленвала определяется по ЭБУ, должна выдаваться ошибка, сигнализирующая о поломке. Если такое происходит, заменить его.
Методы решения
Когда определены основные причины, почему троит двигатель ВАЗ 2109, можно перейти непосредственно к методам диагностирования и устранению проблем. Стоит напомнить, что для полной диагностики потребуется наличие определенного инструментария, а также конструктивных знаний силового агрегата.
Напоминаем, что мотор ВАЗ 2109 инжектор имеет восемь клапанов с маркировкой 2111-80.
Итак, что же с инструментария потребуется: набор ключей, головой и отверток, молоток, ВД-40, мультиметр, а также новые запасные части, которые пришли в негодность. Теперь, когда все под рукой можно приступить непосредственно к процессу ремонта.
Некачественное топливо
Зачастую дергается двигатель, а также возникает троение, поскольку в камеры сгорания попадает некачественное топливо. Это характерно для стран СНГ особенно России и Украины, поскольку большинство заправочных станций разбавляет бензин или продает его низкого качества.
Так, некачественное горючее помимо того, что засоряет топливопроводы, еще и, попадая в камеры сгорания, не образовывает нормальную воздушно-топливную смесь, а поэтому автомобиль начинает дергаться и троить, в худшем случае с выхлопной трубы пойдет черный дым и выстрелы. Это означает, что бензин не из лучших, и стоит его заменить.
Чтобы устранить неисправность на этом этапе, придется сделать чистку элементов подачи топлива, таких как — топливный бак, бензопроводы, форсунок и фильтрующего элемента топлива (который, скорее всего, засорился).
Топливный насос и бензиновый фильтрующий элемент
Даже если топливо, которое попадает в двигатель и его системы достаточно хорошего качества, не нужно быть уверенным, что элементы подачи горючего не выйдут со строя. Второй причиной, по которой автомобиль начинает плохо работать — это неисправность топливного насоса. А если быть точнее, то перебои в работе такого важного элемента приводят к неравномерной подачи горючего в двигатель.
Поэтому, рекомендуется проверить бензонасос на работоспособность и исправность. При необходимости провести ремонтные операции или заменить элемент.
Каждые 30 000 км необходимо проводить замену топливного фильтра. Но, как показывает практика, качество горючего заставляет автолюбителей делать это намного чаще. Так, при переборке топливного насоса рекомендуется заменить и топливный фильтр, который стоит копейки.
Форсунки
Еще один важный элемент, который влияет на образование воздушно-топливной смеси — форсунки. Таким образом, они могут заливать свечи, при большой выработке или давать бедную смесь — при засоренности. Так, в процессе эксплуатации они засоряются или выходят со строя.
Чтобы устранить причину, необходимо демонтировать элементы с силового агрегата, а затем провести диагностические операции на специальном стенде. Если диагностика показала, что один или несколько элементов вышли со строя, то их необходимо срочно заменить. Оставшиеся форсунки прочищаются и устанавливаются обратно в силовой агрегат.
Свечи зажигания и высоковольтные провода
Неисправности системы образования искры также может приводить к эффекту троения и дергания. Так, автомобилисту необходимо выкрутить элементы с головки блока и провести их осмотр. Если обнаружиться, что одна со свечей повреждена, то необходима замена элемента.
Стоит отметить, что рекомендуется заменять все четыре свечи, предварительно отрегулировав их по зазорам.
Что касается высоковольтных проводов, то требуется демонтаж элементов, а также провести диагностические операции при помощи мультиметра. В каждом из проводов сопротивление должно составлять около 5 оМ.
Прогорание клапанов
Самый печальный вариант для автолюбителя — это прогорание клапанного механизма. Стоит отметить, что двигатель ВАЗ 2109 имеет 8 клапанов: 4 впускных и 4 выпускных. Эта неисправность ведет сразу к нескольким последствиям.
Во-первых — придется проводить капитальный ремонт головки блоки цилиндров, что ударит не только по кошельку, но и отнимет немало времени. Во-вторых — скорее всего, если клапанный механизм сгорел, то существует проблема и в поршневом механизме.
Поэтому, если обнаружилось, что клапана и седла клапанов вышли со строя, то стоит готовиться к тому, что необходимо проводить полный капитальный ремонт двигателя.
Воздушный фильтр и дроссель
На образование воздушно-топливной смеси также влияет состояние фильтрующего элемента воздуха и дроссельной заслонки. Согласно технической документации и мануалов завода изготовителя, воздушный фильтр меняется каждые 20 000 км или два раза в год: весной и осенью.
Если забилась дроссельная заслонка, то ее можно почистить при помощи жидкости для чистки карбюраторов. Также, рекомендуется посмотреть состояние не только дросселя, но и воздушной гофры, которая подает кислород.
Датчики и ЭБУ
На двигателях ВАЗ 2109 для контроля работы двигателя устанавливался электронный блок управления Январь 5.1. Так, накопившиеся ошибки или неисправность самого элемента может привести к нарушению работы мотора. Поэтому, стоит подключиться к детали и выяснить в каком состоянии программное обеспечение.
Также, рекомендуется просмотреть работоспособность датчиков отвечающих за нормальную работу силового агрегата, таких как регулятор холостого хода, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик положения дроссельной заслонки и другие. Диагностику элементов можно провести при помощи мультиметра.
Проверка двигателя на холостом режиме
Неисправное ЭБУ Ваз 2109 (перегоревший транзисторный блок)
Если вы заметили, что двигатель ВАЗ-2109 начинает троить на холостом режиме, то нужно заняться проверкой следующих систем:
- Систему подачи горючего.
- Систему зажигания.
- Систему клапанов.
В первом случае, если неисправности находятся в системе подачи горючего, то первым делом промывают топливную систему, после чего очищают с помощью ультразвука форсунки.
Второй случай предусматривает неполадки в системе зажигания. Поэтому выполняют следующие действия:
- меняют свечи зажигания;
- проверяют работоспособность катушки зажигания;
- обновляют комплект высоковольтных проводов.
В третьем случае вплотную занимаются клапанами, то есть их следует отрегулировать так, чтобы они выполняли свои функции исправно. В том случае, когда это сделать не удается, старые клапаны просто заменяют на новые.
Причина первая – свечи зажигания
Как можно по свечам зажигания определить неисправности в системах автомобиля я подробно писал
здесь.
Рекомендую почитать – полезная штука оказалась, судя по вашим отзывам, спасибо.
Выкручиваем по одной свечи и смотрим на их изолятор.
Если он покрыт плотным нагаром, то искре трудно пробить его. Ток ищет путь с наименьшим сопротивлением, поэтому искра будет не между электродами, а «уходить» по изолятору в сторону. Её энергии будет не хватать, чтобы подпалить топливовоздушную смесь. Этот цилиндр не будет работать.
Осматриваем внешнее состояние изолятора свечи.
Если есть микротрещины, то часть тока не будет преобразовываться в разряд, а будет уходить через эти повреждения. Нужно смотреть на внутренний изолятор, который вкручен в головку блока цилиндров, и на внешний, на который надевается колпачок бронепровода.
Любые сколы, повреждения могут приводить к плохому искрообразованию или его полного отсутствия.
Большой или маленький зазор между электродами.
Многие слышали или знают, что для определенных двигателей, систем зажигания и разновидностей применяемого топлива, необходимы свечи с определенным зазор. Обычно его величину указывает завод-изготовитель двигателей, автомобилей.
Как проверить искру без специальных устройств на моторе
Это старый, «дедовский» метод, некоторые его бояться:
- Выкрутили свечу;
- Надели на неё бронепровод;
- Прислонили её внутренним корпусом, металлической часть к двигателю;
- Включили зажигание и крутим стартер.
Обязательно держимся за резиновый колпачок бронепровода, а то сильно тряхнет руку. Именно этого многие бояться
Смотрим на искру в момент попытки завести мотор. Если она четко бьет между электродами, яркая, не уходит в сторону, значит свеча «живая». Вкручиваем ее на место. Переходим к другой «испытуемой».
Что делать с черным нагаром
Первым делом разбираемся с причиной богатой смеси. Именно она является источником этого нагара на электродах. Возможно, он появился в результате «умирания» свечки, когда топливо перестало нормально поджигаться. Эта копоть отложилась на электродах и изоляторе.
Пробуем почистить свечу наждачной бумагой. Чистим только сами электроды, изолятор трогать не надо. Устанавливаем её на место, заводим и слушаем двигатель.
Это поможет, но это не панацея, нужно искать причину образования нагара.
Что делать с большим или маленьким зазором
Многие владельцы Жигулей знают, как можно самостоятельно его отрегулировать. Для этого понадобится набор щупов разной толщины, молоток или пассатижи.
- Узнаем, какой межэлектродный зазор рекомендуется для вашего двигателя. Например, на Жигулях с бесконтактной системой зажигания рекомендуется 0,7-0,8 мм;
- Берем щупы, находим подходящий размер и суем между электродами свечи;
- Если свободно пролазит – аккуратно по боковому электроду постукиваем молотком (не кувалдой) или пассатижами. Иногда достаточно сильно прижать, электрод поддастся. Замеряем опять, если опять со свистом пролетает – подгибаем еще раз;
- Если не пролазит – пассатижами за край бокового электрода отгибаем его. Желательно это сделать тонкой отверткой. Вставляем ее между электродами и немного отгибаем центральный.
Можно не «иметь» себе мозг, а купить в магазине свечи, рекомендуемые заводом-изготовителем автомобиля или двигателя.